Недосягаемая

Ядвига …
Это имя тогда звучало не совсем современно, но оно весьма органично дополняло её образ. К тому же оно имело значительное преимущество среди других имён. Его невозможно было использовать в фамильярной-вульгарной форме. Это вам ни какая-нибудь … Танька, Ленка, Валька …
Это Ядвига! А если ещё дорисовать Эдуардовна, то вообще сплошное достоинство!
Ядвига ещё в детстве с благодарностью приняла этот бонус и благополучно слилась с аурой своего величественного имени.

Даже взрослые обращались к ней не иначе как, «Ядвига Эдуардовна». Позже Полина поняла, что это была шуточная вариация, намекающая на манерность и исключительность. Между собой они конечно же называли её просто … Ядвига.
А что до детского - «тётя Ядвига», то оно всегда претило Полине. В Ядвиге она видела скорее учительницу, нежели «тётю …».
Полина всегда звала её по-взрослому - Ядвига Эдуардовна.
 
Короткая стрижка «под мальчика», томный взгляд, манящая походка, неспешность во всём …
Невероятно грациозная и недосягаемая …
Ядвига Эдуардовна даже по квартире царственно расхаживала на каблуках в роскошном китайском халате. И где она только умудрялась, в те дремучие и серые времена, добывать такую немыслимую красотищу…

Полина любила её разглядывать и … нюхать. Ядвига пахла по-особенному. Не как все. Не примитивно … Полина обожала ароматы, и постоянно пытала маму «… ну чем пахнет Ядвига, какие у неё духи?».  Ольга не разделяла страсть дочери к благовониям и отмахиваясь отвечала, «…что-то французское …».  Естественно французское, только что?! И Полина продолжала обнюхивать бесподобную Ядвигу попутно запоминая её бесконечные перлы …
«Животные в квартире … полная бредятина …
Ах, оставьте ваши плебейские наклонности …
Чтоооо? Квасить капусту … Увольте …
На даче я отдыхаю, а не роюсь в земле как крот …» …
 
И это говорилось в присутствии тех, кто имел животных в квартире, квасил капусту, рылся в земле до помутнения в глазах, явно проявляя плебейские наклонности. Но Ядвигу не смущали её высказывания. Она так думала! И своих естественных мыслей не стеснялась … Но органику других она принимала очень избирательно и постоянно сомневалась, а имеет ли тот другой, право на свободомыслие …

Детям особых вольностей Ядвига никогда не позволяла и по обыкновению «мариновала» их в детской. Но Полина иногда просачивалась во взрослый мир, нарушая дозволенные границы.
Возможно, поэтому Ядвига постоянно пыталась наставлять и воспитывать Полину.  Из всех пришлых детей именно она, вызывала у Ядвиги острую потребность в наставлениях. По её авторитетному мнению, Полина прямо-таки нуждалась в корректировке, и без участия Ядвиги Эдуардовны, всё бы пропало. То руку Полине одёрнет, то замечание сделает, если учесть, что другие дети могли делать то же самое, но они отчего то её не слишком интересовали. А для Полины у неё всегда имелась пара-тройка советов, обо всём и ни о чём, одновременно.
«Это же неприлично …
Так некрасиво делать …
Детям этого нельзя …
Это же недопустимо …».
Со стороны складывалось впечатление, что этих двоих связывает что-то необъяснимое … И неважно, что маленькая девочка зачарованно наблюдала, а взрослая девочка придиралась и фыркала … Между ними имелась какая-то непостижимая связь … которую не могли нарушить даже нелепые придирки одной из них …
И когда строгая наставница бросала очередное назидание своенравной ученице, то в ответ она неизменно слышала «Вы так вкусно пахнете … и торт ваш я люблю больше всего на свете …». И Полина искренне не понимала почему Ядвига всегда отвечала вздорным «… пффф …», ведь она же взаправду восхищалась её волшебным ароматом … и бесподобным тортом!

- Ах, я так замоталась … вчера коржи … сегодня крем, а потом ещё собирала его. Ноги прямо не свои, так устали … - то ли жаловалась, то ли хвасталась Ядвига, расставляя бокалы.
- Может потому, что вы торт пекли в тапочках на каблуках … вот ноги и устали - вставила Полина свои детские «пять копеек» во взрослый разговор.
Ядвига Эдуардовна подняла идеально выщипанные брови и широко раскрыв глаза, процедила:
- Послушай детка, это не тапочки, а сабо… и ещё, не нужно встревать во взрослые разговоры! Разве мама тебе об этом не говорила?
- Говорила … просто я хотела вам помочь … чтобы ноги не болели.
- Невероятно! И вообще хватит крутиться у стола. Тебя ещё никто не приглашал. Иди в детскую! - фыркнула Ядвига и удалилась королевской походкой на кухню, где всё нарезалось, выкладывалось, смешивалось и украшалось ажурным укропом …

- Оль, ты свою дочь хотя бы иногда воспитываешь? - спросила Ядвига у мамы, закуривая сигарету.
- Воспитываю … но контролировать каждый шаг не могу … улыбаясь ответила мама, заправляя салат майонезом.
- При чём тут шаги? Она у тебя взрослым советы раздаёт …
- Какие советы?
- Да никакие! – ответила недовольная Ядвига, грациозно стряхнув пепел. Она элегантно затянулась и продолжила отрешенно наблюдать как гостьи слажено орудуют у неё на кухне.   

Ядвига Эдуардовна вообще не любила суеты и напряжений.
Но в её неспешной жизни имелось одно действие, точнее священнодействие, которое она не доверила бы никому, даже самому Творцу …
Торт «Наполеон» …
Лишь он мог посягнуть на её досуг. И вот тут-то, зануда-перфекционистка Ядвига Эдуардовна превращалась в смиренную хозяюшку, с удовольствием облачающуюся в поварской наряд. Возможно, сказано слишком пафосно, но откуда-то, действительно появлялся парадный фартук, как вы догадываетесь, эффектный и стильный, ведь иных вещей в доме у Ядвиги Эдуардовны попросту не водилось. Доставалась необходимая утварь, имеющаяся исключительно для таких торжественных случаев. Император всё-таки!
И Ядвига погружалась в кулинарное творчество всеми фибрами своей души и полностью растворялась в любимом десерте.
 
Полина так и не смогла забыть этот шедевр …
И поверьте, это была действительно вершина кулинарии … Взрослые и дети пищали от его волшебного вкуса. И если очередное торжество намечалось в доме Ядвиги, то «Наполеон» являлся первым условием праздничного стола. Ядвигу освобождали от всего, лишь бы отведать её фирменный и неповторимый …
Женщины между собой делили обязанности по приготовлению еды, и каждая тащила что-то своё. Оставалось лишь догадываться из чьей семьи в этот раз пришёл … салат/язык/ холодец/ заливное/ горячее и прочая снедь.

С легкой грустью Полина признавала, что во взрослой жизни ей так и не довелось ощутить тот невероятный вкус. Даже её бесчисленные творения ни разу не вернули её в гастрономическую радость детства …
Что она только не делала … И экспериментировала с тестом, варьируя ингредиенты и технологии. Фантазировала на тему крема, вновь и вновь, неустанно пытаясь подогнать его под незабываемый вкус …
Её экзерсисам не было конца, а эмоции зашкаливали …
В какой-то момент Полина так неистово загорелась идеей повторить торт Ядвиги, что насобирала ворох различных вариантов заварного крема. Она упрямо колдовала над очередным императором. Заколдовалась до такой степени, что дети уже умоляли «… горшочек не вари …».
Но одержимость брала верх! «Ведь с каждым разом я буду понимать, чего не хватает, и вносить изменения в рецептуру и технологию…».

И она продолжала кудесничать и ждать чуда!
Но чудо не хотело случаться …
Либо коржи подводили …  то суховаты, то плотноваты … Либо крем оставлял желать лучшего …
Тортики получались вполне приличными и вкусными, но она то знала, что это не то … не совсем то …

Ни годы, ни опыт, ни бесконечные эксперименты не помогли Полине сладить с непокорным французом …

Попутно со своими экспериментами Поля никогда не упускала возможности отведать очередную версию любимого десерта в различных ресторанчиках и кафешках. Порой при первом взгляде на слоёный квадратик она уже могла определить его вкус … Ну не может спрессовано-клёклый невзрачный брусок называться «Наполеоном», и частенько, отведав лишь маленький кусочек, разочаровывалась и оставляла недоеденную сироту на тарелке.

И лишь однажды, в Париже …
самым неожиданным образом …
Полина встретилась с этим вкусом … почти с этим …

Между многочисленными экскурсиями, блуждая взглядом по вывескам, она искала местечко для туристического перекуса. Странное провидение каким-то чудом втолкнуло её в маленькую парижскую кондитерскую.
И конечно же в стеклянной витрине Полина увидела светлые квадратики, присыпанные аппетитной крошкой и сахарной пудрой. Маленькие «наполеончики» выложенные ровными рядочками призывно поглядывали на неё. «Вид эстетичный … но не факт … и вероятнее всего, будет ещё один раз в пользу Ядвиги Эдуардовны…».
И вот, ароматный кусочек, на этот раз уже французского «Наполеона», коснулся языка Полины … и следом отправился ещё один … и ещё …
Полина прищурила глаза … «ммм … достойно» …
Но в какой-то момент она уловила воздушный шлейф незабываемого аромата … а потом незримо ощутила и саму Ядвигу Эдуардовну, которая прошептала ей на ушко «… ну что ж … неплохо … Франция всё-таки … его Родина! Но ведь мой то был лучше … Согласна?».
«Согласна …» прошептала Полина.
Хотя … француз пришёлся ей по вкусу, но какой-то незначительный нюанс не позволял ей воскликнуть «О ля-ля, наконец то это ОН!».
Бесспорно, он лидировал среди своих и чужих перепробованных вариантов, но что-то всё же мешало окрестить его тем самым «Наполеоном» …  «Наполеоном» Ядвиги …


Рецензии
Написано изумительно! Сразу почувствовала незабываемый вкус "Наполеона".
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   17.11.2023 12:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.