Два типа поэзии

Наведение транса приходят из неожиданных областей.
Книга о гипнотической поэзии (Snyder,1930), например, описывает представление о том, что существуют два основных типа поэзии: гипнотическая (переплетение слов) и интеллектуальная. Первая имеет тенденцию вызвать транс, вторая апеллирует к интеллекту. Автор описывает много различных литературных приемов, которые могут привести к гипнотическому эффекту, например:
(1) совершенное сочетание звуков и ударений с сильным напряжением голоса, происходящим с полусекундным интервалом,
(2) отсутствие резких изменений или интеллектуальных проблем,
(3) размытость образа, позволяющая бессознательному каждого человека дополнить образ деталями,
(4) утомление, которое мы называем депотенциализацией привычной схемы представлений,
(5) использование повторений и рефренов и
(6) проведение обычного ясного и прямого внушения или постгипнотического внушения только после убаюкивания слушателя до приятного состояния с помощью вышеописанного. Он настойчиво подчёркивает, что поэтическое вдохновение и, возможно, артистическое творение, в основном, всегда включают состояние самогипноза. Внимательное изучение стихов, которые он предполагает, дает гипнотерапевту обширную область для творческой работы, включенной в каждое гипнотическое наведение.
ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Изучение техники введения в транс в определенных стихотворениях и ее
Литературное значение. ЭДВАРД IX СНАЙДЕР. Доцент кафедры английского языка Хаверфордский колледж Колледж Брин Мор. I930. Филадельфия.
В книге записано: «Как только я начал внимательно изучать этот вопрос, я был поражен рядом особенностей, в которых чтение вслух заклинательного стихотворения приводит в действие различные стимулы, как физические, так и психические, параллельные тем, которые обычно используются для вызывания легкого состояния гипноза,
состояния, называемого “гипноидальным”. многие ученые и один из “бодрствующего гипноза” другими. И увлекательной частью следования оказалось то, что чем больше я его расширял, тем
больше убеждался в том, что параллелизм является реальным идентичность. Итак, в этой главе я попытаюсь показать, что некоторые стихи обладают особой техникой введения в транс; что
своим таинственным “заклинанием” они обязаны магии, не более непостижимой, чем магия гипноза; что, усиливая внушаемость слушателей, они позволяют переживать
события, в которых - к лучшему или к худшему — поэт властвует над сознанием и подсознанием слушателей.
Я не буду пытаться показать, что испытываемый восхитительный экстаз всегда
приносит пользу, или что стихотворение такого рода предполагает более высокий
форма искусства, чем интеллектуальная поэма. Я, однако, попытаюсь разъяснить, что существует поэтическая техника, которая буквально гипнотизирует или вводит в транс, и что ее
признание важно как для тех, кто любит правду, так и для тех, у кого есть какой-либо подлинный интерес к поэзии.
+++
Ориинальная лирика Ф.И.Тютчева включает и интеллектуальную и гипнотическую составляющую.
Интеллектальная составляющая поэзии, мне кажется отражена в стихотворении "Silentium! " (Молчание! (лат.)
Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
1830 г.
Гипнотическая лирика в стихотворении "Не рассуждай, не хлопочи ..."
Не рассуждай, не хлопочи —
Безумство ищет — глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему — то будет…
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу —
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
+++
https://wmiller.livejournal.com/
МЕДИТАТИВНЫЙ И ГИПНОТИЧЕСКИЙ (УСЫПЛЯЮЩИЙ) ТЕКСТ
Медитативный текст – текст, вводящий человека в транс (изменённое состояние сознания - ИСС). Гипнотический текст – усыпляющий текст, вводит человека в неглубокое трансовое полусонное состояние. Медитативным или гипнотическим текстом могут быть заговоры, заклинания и мантры. Даже молитву можно превратить в медитативный или гипнотический текст, против чего предупреждают святые отцы.

В каждом тексте есть свой ритм, своя «мелодия». Чтобы их вычленить, «промычите» текст, не произнося слов. Сомкните губы, прижмите язык к нёбу и прочитайте текст, не произнося слов вслух, как бы «промычите» его. Слова неразличимы, различимы ритм и интонации, получается своеобразная «мелодия». В гипнотическом тексте «мелодия» плавная, усыпляющая, фразы длинные с сохранением ритма. Ритм не сбивается. Любой сбой в ритмической конструкции пробуждает человека ото сна. Гипнотический текст – это белые стихи с убаюкивающим ритмом. Медитативный текст может быть гипнотическим, но это необязательно.

Медитативный текст отключает логическое мышление. Любой человек, слушая речь на родном языке, пытается вникнуть в смысл сказанного, а смысла в медитативном тексте нет. Например, такая фраза «с точки зрения банальной эрудиции» что означает? Ничего. Это бессмыслица.

Медитативный текст представляет собой либо набор непонятных слов, либо понятных слов в бессмысленном сочетании. Человек пытается хоть что-то понять, но понять ничего невозможно.

«С точки зрения банальной эрудиции не каждый здравомыслящий индивидуум способен игнорировать тенденции развития потенциальных эмоций!» - это образец медитативного текста.
Гипнотический текст: «Баю-баюшки-баю».

Другой вариант: рассказ перегружен загадочными персонажами, совершающими непонятные действия. Суть рассказа неясна. Слушающий ждёт развязки - объяснения, к чему ведёт повествование рассказа. Объяснения всё нет и нет, а сюжет ещё больше перегружается новыми персонажами. Человек не в состоянии удержать в памяти все имена, непонятные события, в конце концов какие-то участки мозга «перевозбуждаются и отключаются», человек впадает в трансовое состояние. Включается механизм «охранительного торможения», который защищает мозг от перегрузок. На низком уровне работа нашего мозга представляет собой возбуждения и торможения различных участков. Сильное возбуждение вызывает торможение – это защитная реакция мозга.

Если человек перестанет вдумываться в бессмысленную речь, он начнёт воспринимать только ритмическую конструкцию речи и интонации - точно также мы слушаем иностранную речь, смысла не понимаем, воспринимаем только эмоциональную окраску. Для такого восприятия медитативный текст делается усыпляющим, расслабляющим, т.е. медитативный текст должен быть одновременно и гипнотическим. Пусть в глубокое трансовое состояние человек не войдёт, но войдёт в пограничное состояние между сном и бодрствованием.

В полусонное состояние можно впасть, если читать молитвы, не вдумываясь в их смысл, машинально, с рассеянным вниманием. Это ещё называется «вычитыванием» - бездумное повторение молитв.

Если очень быстро повторять какое-то слово, не думая, слово потеряет своё значение. Попробуйте быстро повторять какое-нибудь простое односложное слово - через несколько повторений слово превращается в набор звуков, не связанный ни с каким смыслом. То же самое происходит со скороговорками. То же произойдёт и с молитвой или мантрой, если их быстро и часто повторять. Это явление называется «семантическим насыщением» и тоже связано с «охранительным торможением» участков мозга. Семантическое насыщение может вызвать трансовое состояние.

Проще говоря, цель медитативного текста – вызвать торможение неких участков мозга, что может привести к вхождению в измененные состояния сознания. Медитативный текст не является средством общения.

Православные святые отцы категорически против того, чтобы превращать молитву в медитативный или гипнотический текст.

Что такое медитация? Разные люди под словом «медитация» понимают разные вещи. Есть такое представление: во время медитации нужно перестать думать, выбросить из головы все мысли, погрузиться в полное безмолвие, безмыслие, тогда можно войти в состояние «нирвикальпа самадхи», которое считается высшим самадхи (одна из разновидностей ИСС).
Другое представление: нужно учиться владеть своими мыслями. Согласитесь, что учиться владеть мыслями – это совсем не то, что учиться не думать.

Нужно учиться выбрасывать из головы дурные мысли, навязчивые мысли, мелодии или песенки; останавливать поток бесплодных мечтаний, либо забот о завтрашнем дне – если мы сегодня ничего не можем сделать, зачем беспрерывно прокручивать в голове то, что придётся делать завтра. Суета и пустые мечтания отнимают у человека много сил и времени. Если вы зациклились на чём-то, нужно усилием воли выбросить из головы навязчивую мысль или желание – это очень трудно, так же как и бросить курить. Поэтому и разрабатываются различные медитативные практики и приёмы. Эти медитативные практики учат дисциплине ума, а не вхождению в ИСС. Некоторые практикующие даже и не ставят перед собой цели войти в ИСС. Если и происходит вхождение в ИСС, то как побочное явление. Цель медитации - достичь дисциплины ума. Но чаще всего целью медитации почему-то считается вхождение в ИСС.

Можно услышать такое мнение, будто трансовые состояния усиливают внушаемость человека. Это спорный вопрос. Если убеждения человека прочны и противоречат убеждениям духовного лидера, никакие трансовые состояния не помогут внушить то, что человеку чуждо. Иначе в сектах было бы гораздо больше людей.

Возможно, в действительности усиливается не внушаемость, а обучаемость, и духовные лидеры тоталитарных сект пользуются этим, чтобы учить людей своим правилам поведения и представлениям. Кто-то называет это «зомбированием». Но ведь любое обучение можно назвать «зомбированием». Вопрос в другом – чему нас учат? И оправдано ли применение особых психотехник для обучения?
ИСС может стать для человека наркотиком, если оно сопровождается очень приятными необычными переживаниями. Медитирующий достигает «высшего блаженства», из которого не хочет выходить. Вхождение в ИСС превращается в наркоманию без наркотика. Если духовный лидер способен погружать человека в приятное трансовое состояние, то у этого человека возникает сильная зависимость от духовного лидера. Эта наркотическая зависимость сильнее и страшнее любовной страсти. Уже неважно, что говорит лидер, что он делает, – лишь бы быть рядом с ним.


Рецензии