От Гайдна к Бетховену

                О двух музыкальных произведениях
                От Гайдна к Бетховену
В музыке всегда выполнял только роль любителя и нисколько не больше.  Современные ритмы и стиль так и не освоил. Остался любителем старой доброй классики. Люблю вызвать в интернете то или иное музыкальное произведения и получить удовольствие от  льющейся из динамиков компьютера  мелодии.  Еще в молодые годы на меня произвело впечатление исполнение «Прощальной симфонии №45»  Йозефа Гайдна. Причем интересна была для меня не сама музыка а исполнение задумки дирижера, музыкантов при ее исполнении. Там я увидел много грусти. И пришла мысль найти произведение которое явится контрастом к этому произведению Гайдна. Остановился на «Оде радости» Бетховена. 

Поработав определенное время я составил музыкальный клип под названием «Музыкальный контраст» , в котором выступил в несвойственной мне роли музыковеда, где рассказал об этих двух произведениях  с  включением самих произведений в названный клип. Я разместил его в «Фейсбуке» и получил  много благодарственных отзывов.  К сожалению я не могу все это разместить в нашем родном сайте «Проза.ру», не приспособленном для видеофильмов..  Прошло много времени с тех пор, и меня точило желание познакомить, пусть другим способом с этой работой наших читателей.
 
Решил, что можно попытаться воспроизвести соответственно подработанный текст указанного клипа и в нужных местах рекомендовать читателю перейти в You Tube для прослушивание музыкального произведения. Что из этого получится судить читателям.

           Начнем с Гайдна.   

Представим себе затемненную сцену театра 18-го века, на которой разместился симфонический оркестр в полном составе. Перед каждым  музыкантом пюпитр с нотами и зажженная свеча..

Симфония состоит из четырех частей. Первые три исполняются как обычно. При исполнении четвертой части начинается необычное и непонятное действо.
Музыканты начинают поочередно вставать, гасить, стоящую перед ним свечу, закрывать ноты, отвешивать поклон в сторону зрительного зала и тихо покидать сцену.
Звучание оркестра постепенно ослабляется, горящих свечей становится меньше. Сцена погружается во мрак.

Дирижер в те времена стоял спиной к оркестру и поэтому у него была возможность вести себя таким образом, как будто он ничего не замечает. Хотя конечно же все слышал, тем более, что он сам был и был автором этой задумки.

К окончанию симфонии на сцене остается только дирижер и две скрипки, которые доиграв финал, также покидают сцену, и вслед за ними уходит и растерянный дирижер. В некоторых вариантах исполнения дирижер уходит ранее этой пары скрипачей , которые проиграв последние ноты, также покидают сцену.
 
В этом месте я предлагаю читателю прервать чтение, войти в интернет и вызвать
  исполнение «Прощальной симфонии № 45» Гайдна.  При этом Вы можете  посмотреть этот эпизод в исполнении  разных оркестров.

После просмотра мы можем продолжить обсуждение этого события.

Зрители после такого необычного исполнения, пораженные таким необычным финалом, расходились из зала тихо, они были явно взволнованы и еще долго находились под впечатлением услышанного и увиденного.

Теперь можем и мы подвести итоги впечатления, которое на нас произвело это исполнение и попробовать ознакомиться с намерениями автора, выраженными таким необычайным способом.  Постановка и сегодня и сегодня производит большое впечатление, и у слушателей возникают разные варианты философских трактовок  произошедшего на сцене .
все проходит, пройдет и это
ничего не вечного под луной,
каждый должен когда то уйти -  уйдет и первая скрипка, уйдет и последний рожок и т.д. . 

На самом деле Йозеф Гайдн, будучи  веселым человеком, показал остроумный  изящный протест, или, попросту говоря устроил «музыкальную забастовку», против произвола хозяина этого  оркестра австро-венгерского князя Николауса Эстергази, одного из венгерских магнатов, богатство и роскошь которого была сравнима с владениями самого императора.

Князь относился к музыкантам и к дирижеру , как к своим крепостным. Часто задерживал жалованье, отказывал в общении с семьями. Оркестранты свои беды и жалобы изливали своему руководителю капельмейстеру Йозефу Гайдну.

  И Гайдн придумал такую оригинальную «музыкальную забастовку». Протест конечно имел место, но был выполнен настолько остроумно и изящно, что князь наверное забыл возмутиться , хотя намек  конечно же понял.

Задумка Гайдна была музыкальной шуткой, некоторый намек. Однако сама музыка  не шутит, она грустит. Не смотря  на разъяснения и шутливости этой «музыкальной забастовки» грустные философские обобщения остаются и никуда от них не уйти.

Современное исполнение этого сочинения несколько отличаются от исполнения  времен Гайдна. Наличие  электрического освещения позволяет обходиться без свечей. После окончания исполнения весь состав оркестра возвращается на сцену, музыканты улыбаются, довольные произведенным эффектом и настроение слушателей, после навеянной грусти восстанавливается.

А теперь мы ознакомимся с «антитезой» настроению, произведенному постановкой Гайдна.  А для этого прослушаем «Оду радости» Бетховена, где на нас польются полные жизненного оптимизма мелодии.

Войдем в интернет и через You Tube найдем «Оду радости» Бетховена. Очень рекомендую найти  это в исполнении симфонического оркестра  испанского города Сабадель  (Sabadell), находящегося в пригороде  Барселоны.  Событие происходит на площади  Placa       de Sant Roc, где находится и сам театр. (Подобные представления  называются ФЛЕШМОБ — FLESHMOB)..

Если в «Прощальной симфонии»  Гайдна все начиналось с полного состава оркестра, а затем музыканты покидали сцену, на испанской площади все происходит наоборот.

Показана красивая, залитая солнцем городская площадь, на которой проходит обыденная жизнь города. Мужчины сидят на скамейках и обсуждают мировые проблемы. Дети играют в свои игры. Женщины заняты хозяйственными делами. Туристы осматривают архитектуру городской площади.

В центре площади перед театром вначале появляется одинокий музыкант с контрабасом, упирает штык инструмента  в мостовую и начинает играть. Затем из дверей театра к нему выходят виолончель, затем гобой и две скрипки.

Ранее рассосредоточенный по площади  народ начинает концентрироваться вокруг музыкантов. Дети для лучшего обзора забираются на фонарные столбы.

Новые музыканты оркестра продолжают подходить. Мелодия становится громче и мощнее. Наконец перед оркестром возникает дирижер. Вокруг оркестра выстраивается  хор театра, к которому присоединяются зрители  находящиеся на площади и звучание достигает задуманного автором экстаза.

Однако даже самое лучшее описание не заменит просмотра.

И в этой музыке мы услышим оптимистическую веру в человека, веру в его светлое будущее. Этим чувством озарились лица и музыкантов, и дирижера, и хористов, и всех слушателей, находящихся на площади и окруживших труппу театра и также включившихся в пение. Лица всех, оказавшихся в это время на площади, озарены улыбками.

Почему мы объединили в одном очерке эти два произведения? Увидели в этом нормальную диалектику. В реальной жизни эти две линии обычно идут рядом параллельно или чередуются. В этом философия жизни выраженная  музыкой великих композиторов.

Я не претендую на  искусствоведческий анализ, поскольку профессионально далек от музыки. Но я с большим интересом просмотрел эти два эпизода и решил поделиться с читателями, с уверенности, что многим это понравится..      

   
 

 


Рецензии
Неплохо бы вставить объяснение слова флешмоб: моб - толпа, флеш - вспышка, то есть это случайным образом собравшаяся толпа.

Антип Сорокин   25.12.2023 22:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.