Защелка
В далекую уже пору работы инженер-конструктором на заводе по ремонту горного оборудования со мной произошел случай, который запомнил на всю жизнь. Не в смысле своей необычности, а в смысле понимания ответственности и профессионального отношения к работе.
Шел 1982 год. Строился новый завод. Через меня проходила масса чертежей по нестандартному оборудованию. Чертежи поступали из отраслевых институтов.
(Чтобы не захламлять текст и повествование не буду их перечислять).
Важно показать, как иной раз не точные и ошибочные решения приводят к непоправимым результатам – трагедии людей.
Обычная работа. Проверяешь комплектацию. Технологическую возможность изготовления на заводе, или заказ. Согласовываешь это с технологами. Иногда изменяешь конструкцию с учетом технологических возможностей и наличием соответствующих материалов.
Помимо всего в обязанность входила разработка грузоподъемной оснастки. С прочностными расчетами. На это у меня было разрешение гостехнадзора и удостоверение, что прошел курс обучения правилам техники безопасности. Тогда это было строго.
При вводе в эксплуатацию литьевого ковша для электропечи, оказалось что нет на складе стандартного 30-ти тонного крюка для мостового крана. Единичный заказ придется ждать долго. Решили сделать сами. Такое разрешается. Есть даже стандарт на самодельные крюки.
Рассчитал, нарисовал и пошел по кругу собирать согласующие подписи. Технологов, что смогут изготовить; цеховиков, что принимают такую конструкцию; главного механика, как ответственного за все работающее оборудование.
С технологами и своими начальниками согласовал, и пошел в цех. И тут наткнулся на критику. Цеховикам всегда чего-нибудь не так…
Самодельный крюк в отличии от заводского штампованного делается из листового металла. Он неуклюжий и весит больше. Чтобы завести такой крюк в проушину траверсы нужно чтобы стропальщик по лестнице залез наверх, завел крюк и защелкнул специальную защелку на крюке. Она предохраняет от возможного выхода крюка из проушины. Это правила техники безопасности.
Чтобы не лезть наверх стропальщики и крановщица приспособились на многотонных крюках заводить крюк путем манипуляций краном без защелки. На это нужно мастерство, с чем они справляются. Это допускается при наличии ответственного смотрящего, который контролирует процесс и дает сигналы крановщице.
Короче, начальник цеха меня раскритиковал, что я не знаю, как тяжело лезть наверх и заводить тяжелый крюк в проушину траверсы ковша. Не стал подписывать, нужно убрать защелку. Я по неопытности согласился. Он меня убедил: все будет нормально.
Изменил чертежи и убрал защелку. Пошел согласовывать к гл. механику. Добрая ему память. Он, зная психологию цеховиков и выслушав меня, категорично заявил. – Не слушай цеховиков! Это их проблемы как заводить крюк. Положена по технике безопасности защелка - все! Точка!
Тогда же компьютеров не было. Резинка и карандаш. Чертыхаешься, опять рисуешь защелку, добавляешь позиции, изменяешь спецификацию… Дело сделано, согласовано и отдал в работу.
Прошло около трех лет. Я про этот случай и забыл. Столько прошло через руки документации, изменений конструкций, разработок – не счесть.
Вдруг звонит гл. механик: - Где у тебя чертежи 30-ти тонного крюка? Срочно бери и неси в АБК на комиссию. В цеху сорвалась траверса ковша из крюка и насмерть убила стропальщика. Приехала комиссия из гостехнадзора и разбирается кто виноват.
В то время наш конструкторский архив переехал в новое здание. Со временем я забыл, оставил ли защелку на крюке или нет, Помню, что был такой разговор. Механик также видимо подзабыл. Нужно понимать ситуацию.
Мы отвечали за каждую свою подпись. Подпись и дату рукой! За день может пройти больше сотни подписей при приемке новой документации. Много подписей на ходу в цеху на разрешение изменений или отклонений от чертежа.
Помимо всего история с «защелкой» не являлась чем-то примечательным событием. В практике такие не стыковки встречаются сплошь и рядом. Разрешил противоречия, согласовал, разработал и забыл (условно). Это все уходит в долговременную память и чтобы восстановить ход события нужно время.
Бегу в другое здание в архив. В голове сумбурный шок. На ходу не могу вспомнить оставил ли защелку или стёр. Забегаю, нахожу чертежи. Защелка есть! Слава богу! Благодарность механику. Век его не забуду!
В одном из кабинетов АБК заседает комиссия гостехнадзора. Подхожу и жду очереди. Выходят начальник цеха, начальники участков, мастера. Лица красные. Стирают платочком пот со лба. Ситуация – аховая. На кого повесят ответственность за смерть человека?
Захожу и показываю мои чертежи крюка с защелкой. Посмотрели и без слов отпустили с миром.
Итог: виновен мастер, распорядитель работ. Два года условно с выплатой алиментов детям потерявшим кормилица, до совершеннолетия. А у него своих двое. Это вам не игрушки в подписи…
***
Свидетельство о публикации №222031401854
"Неточные" слитно
Важно показать, как иной раз не точные и ошибочные решения приводят к непоправимым результатам – трагедии людей.
Зус Вайман 22.03.2022 19:05 Заявить о нарушении
что "не точно". А слитное написание "неточно" - значит приблизительно.
Во всяком случае мне так подумалось. Неточный расчет может быть. А здесь не решение задачки, а решение действия. А действие не может быть приблизительным.
В практике, если оппонент сильно настаивает на своем мнении, и если такое мнение не имеет принципиального значения, я соглашаюсь. С русским языком у меня не всегда все гладко, поскольку технарь. Приходится исправлять ошибки.
Спасибо за замечание, но не вижу серьезного довода для исправления. Может нужно написать не "решения", а действия? Тогда неточность в выражении разрешится.
С уважением.
Анатолий Разумнов 23.03.2022 00:19 Заявить о нарушении
Николай Павлов Юрьевский 28.03.2022 13:16 Заявить о нарушении
Николай Павлов Юрьевский 28.03.2022 19:01 Заявить о нарушении