Заметки мимоходом. 1-28 февраля 2022 года

1 февраля
Самые правдивые труды о бурят-монголах написаны М.Н. Хангаловым, С.П. Балдаевым и другими иркутскими бурятами.

* * *
Не в здоровом теле здоровый дух, а здоровый дух всегда позаботится о теле. Так работают гормоны!

* * *
Спор - разговор на равных. Остальное - бессмыслица.

* * *
Без освобождения от стереотипов сознания, создающих псевдосреду, говорить о каком-то развитии совершенно бессмысленно...

* * *
Сагаалган – праздник, по большей части, женский. Они готовят великое множество еды, угощения, украшения, атрибуты, подношения, подарки, участвуют по всех мероприятиях, молебнах, готовят всю семью, одежду на всех и т. д. и т. п. Так же на них всё делопроизводство праздника:  то есть записи на всю семью, которые высказал лама в своих наставлениях. По ним женщины знают кто в семье какого года рождения по восточному календарю и чего он должен придерживаться, чему благоволить, чего опасаться в этом году и т. и т. п.
Мужчины едят, пьют, угощаются, получают подарки, празднуют. И вот сидит какой-нибудь мужчина - старик или мальчик, который кроме того, что он родился в год зайца или тигра, более ничего не знает, остальное знает бабушка или мама. А остальное это - то, что должен и чего не должен делать рождённый в тот или иной год, чего опасаться, чему благоволить, какая его стихия и т. д. и т. п. Мужчин может быть много, а бабушка или мама одна, и всё она запомнила или записала, информацию будет держать в памяти. Скажем, мне в этом году надо опасаться воды, а я, беспечный. забуду. Но жена моя помнит, и в нужный момент всполошится и предупредит...

2 февраля
С обновлением, друзья! Сагаа ;араар!
Сагаалган – это обновление. С обновлением, друзья! Да будут чистыми наши мысли, а с ними и – всё, всё остальное! В новом рассвете встретимся обновлёнными!

* * *
Читают члены жюри работы, предоставленные на конкурс, и отмечают: «Грамотно, талантливо», а кто-то замечает какие-то национальные особенности. А я впадаю в прострацию от таких банальностей. Шок у меня!
В наше время, да ещё и неграмотно? В наше время, да ещё и не талантливо? Почти все современники, по сравнению с людьми других эпох, включая и некоторых членов жюри, должны быть грамотными и хоть в чём-то, но талантливы, а в некоторых моментах – гениальны. Иначе зачем разница времён? Зачем рукой, когда можно ложкой? Зачем гусиное перо, когда есть ноутбук?
Меня интересует в произведениях не грамотность или талант, которые обязательны для современного автора, а дух, воля, энергия, свободный полёт мысли, совершенное отличие от коллег-современников и от  достижений авторов других времён, знание темы, философии Запада и Востока, присутствие академизма веков, выход за культурное пространство или за рамки шаблонов всех времён и народов, отсутствие искусственно привитых инстинктов в стиле и мышлении, а также многое, многое другое, что делает произведение произведением. Простым и доступным, впечатляющим произведением!
Но таких авторов и таких произведений на конкурсах не встречаю. Грамотных – да, талантливых – возможно. Таким сегодня может быть любой.
О подробностях промолчу, но быть членом каких-то жюри, рассматривающих чёрт знает что и для чёрт знает чего, отказываюсь. Как говорится, поддерживая плохое, ты становишься плохим не только сам, но делаешь таковым и окружающих.

* * *
(heart)***(heart)***

Центральная Азия этой зимою,
Как каждую зиму всегда,
Встречается с месяцем новым, весною.
Иная восходит звезда

Над каждым народом, людьми, человеком.
Апгрейд неизбежен, весна
Вдруг вздрогнула в бездне мгновенным парсеком,
Достигнув семян или дна,

В котором они залегали и ждали
Движения новой луны.
Оставьте, друзья, свои беды, печали
В предчувствии новой весны!

Забудьте усталость! Пошла перегрузка
И перезагрузка на год,
Осталось немного до нового пуска,
До новых забот и высот.

Центральная Азия! Вместе со всеми,
Апгрейд совершаю и я,
Рождается месяц и – новое время,
Вращается наша Земля…

2 февраля 2022 года.

3 февраля
Сегодня, на 2 день Сагаалгана, все бурят-монголы  поклоняются 13 Северным Ноёнам, то есть обращаются на Байкал, в сторону проживания иркутских бурят, откуда берёт начало Небесное происхождение бурят-монголов.
Все истинные ноёны бурят-монголов находятся именно на землях, где ныне проживаютт иркутские и баргузинские буряты, что вообще говорит об истории бурят.
Каждый может почитать ноёнов из дома... Вот их имена.
1. Буха ноён - предводитель 13 хатов.
2. Ажарай ноён - олицетворяет собой мудрость и ловкость ума.
3.Ангарын эзэн Ама Сагаан ноён - бог красноречия, слова.
4. Б;; Ехэ Найжа Б;хэ Шара Нагарай ахай - хозяин Ижемея, бог мудрости и меткости.
5. ;отон ноён - хозяин святого острова Ольхон и председатель собрания 13 хатов.
6. Эрх;;гэй эзэн Эмниг Сагаан ноён – хозяин Иркута, бог богатства.
7. Хашаагай эзэн Хаан Заргаша ноён - бог правосудия.
8. Хаан Шубуун ноён - бог молодости и озорства.
9. Сэлэнгын эзэн Б;хэ Баатор ноён - бог богатырей.
10. Бэлиг Бию; Биш;; Заарин Дуурисха- бог талантливых людей красоты и изящества.
11. Баргажанай эзэн Бата Сагаан ноён – хозяин баргузина, бог духовности, чистоты мысли.
12. Байгалай эзэн Бахар Хара ноён - хозяин святого Байкала.
13. Далайн эзэн Дальжар Хара ноён - царь всех морей и океанов.
;В основе высокого почитания всеми бурятами Культа 13 Богов Бурятского народа – Арын 13 Ноед лежит небесное происхождение бурят-монголов.
По слову и замыслу Эсэгэ малан тэнгэри – Бога – творца и 99 Тэнгриев была соткана земля. Тринадцать Богов – сынов Божьих – праведных богатырей и ханов были призваны Отцами - Тэнгриями, исполнить величайшую миссию – спустившись с небес на землю вместе с женами, породить бурят-монгольский люд, оберегать его и во веки веков не дать сгинутьТринадцать небесных ханов, исполнили волю Тэнгриев. Избрав земной обителью, священное озеро Байкал, осели на его брегах и положили начало бурятского народу.
В древнейших сказаниях, легендах, на которых по сей день зиждутся шаманские камлания, Арын 13 Ноед воспеваются: «…через тончайшее, просочив, от одного до бесчисленных - всех бурятов размножившие…».
;Тринадцать Ноенов - предки Барга Батора, имевшего троих сыновей Олюдэй, Бурядай, Хоредой, от которого произошли племена – Булагад, Эхирид, Хори, Сонгол, Сартул, Хонгодор, Хамниган.
;Со времен появления монгольских народов на земле и по нынешнее время, Арын 13 Ноед чтимы всеми монголами, распространившимися по земному шару. Это наша святыня, история, праотцы, давшие нам жизнь на этой земле и оберегающие наш род.
;Арын 13 Ноед покровительствуют каждому жителю Сибири и Дальнего Востока, вне зависимости от национальности и вероисповедения, являются хранителями нашей родины и священного озера Байкал.
;По отношению к Монголии бурятская земля и Байкал расположены на севере. Север для народов Азии – самая почетная сторона («хоймор»). Любовью к священной бурятской земле и Байкалу пронизан каждый монгол, ведь наша земля – обитель Тринадцати Северных Богов.
;Люди, живущие здесь исключительны в своей духовности, способности созидать, миролюбии. Мы наделены особой силой, дарованной предками и родиной.

* * *
Хождение хори…

От Барги до Байкала далёко,
Но к Байкалу стремится душа.
И плутает она одиноко,
Убегая, спеша, мельтеша…

Значит, вырвана вместе с корнями
Страшной бурей из тверди земной,
Опоясав полмира путями,
Не находит дороги домой.

Где же было на этой планете
Уготовано место судьбой?
Разве небо за поиск в ответе,
Иль изменчивый ветер степной?

От байкальской прохлады таёжной,
Алашаньских палящих песков,
Половецкой степи бездорожной,
До маньчжурских суровых ветров,

Оставляя повсюду в сраженьях,
Сыновей и своих дочерей,
Исходила тоской в песнопеньях,
Изменялась в смешеньях кровей.

И, плутая в кочевьях, побегах,
Исчезая, сгорая дотла,
Ты в таких проварилась ковчегах,
Но себя, как могла сберегла!

Степь повсюду от края до края,
И влекомая криком орла,
Ты Баргу, позади оставляя,
До Байкала вернуться смогла.

А дойдя, повернула обратно.
Но мерцает Байкал при луне,
Пробуждается память возвратно
На восточной теперь стороне.

3 февраля 2022 года.

5 февраля
Некоторые замечания по поводу истории бурят.
Кстати, 13 Северным Ноёнам поклоняются все монгольские шаманы издавна. Тут нет никакого открытия или новшества. Это общепринято. Исторический факт. Об этом скажет любой сведущий шаман как западных, так и восточных бурят. Поклоняются ноёнам также в отдельности. Есть специальный календарь. В августе, насколько мне известно, поклоняются владыке Ольхона.
Этих фактов не замечала активная, с некоторых пор, часть общества, как не замечала многих других фактов, где не требуется никаких исследований, удивлений, «открытий». Просто надо знать фольклор и традиции своего народа, которые сегодня существует в его глубинах. А всё остальное – придумано, находит место на сцене и никакого отношения к истории и народу, как и её фольклору, зачастую не имеет.
К тому же в историю и традиции, фольклор и культуру народа часто и бесцеремонно вмешиваются какие-то посторонние, совершенно чуждые элементы, имеющие о нас самое поверхностное суждение, но дающие рекомендации, которым следуют буряты (!!!), что говорит о полном отсутствии каких-либо компетенций даже в простейших вопросах собственной истории.
Более того, за каждым высказыванием всех не русских людей неустанно и даже неосознанно (такова сложившаяся натура) следит зоркое око «старшего брата», озабоченное тем, что народ может дойти до самостоятельного мышления и уйти от «генеральной линии». Создаётся ощущение, что в доме сидит кто-то чужой, наблюдает за всеми, поучая, давая попутно рекомендации и оценку всем и каждому...
Из всех националистов самый активный – старший, никак не желающий стать равным со всеми. Есть опасение, что, к сожалению, в ближайшее время стать равным со всеми он не сможет, что, в конце концов, может погубить страну. Но это уже другой вопрос.
В общем, быть в своей семье и говорить о своих проблемах творческим бурятам почти невозможно, но такая необходимость присутствовала и будет присутствовать всегда. Ведь вопросы и проблемы "в семье" возникают всё время.
Естественно, будучи атеистом, я не участвую в разных поклонениях, но буддизм и шаманизм, фольклор и традиции стараюсь знать, ибо это история и культура нашего народа.
Не живя в народной среде, особенно в её глубинах, невозможно судить о реальной истории. Но для этого надо находиться как можно дальше от властей, её кормушек и прочих игрушек, привязывающих творческую мысль к бюджетным и прочим стойлам, что окончательно убивает даже намёки на какое-то мышление.

6 февраля
Удивляют люди, которые обращают внимание на анонимов, особенно тех, кто прячется за разными никами. На мой взгляд их надо просто игнорировать, не проявлять знаки внимания лайками и т. д. О каких качествах человека говорит беседа с имяреком, прячущимся в тени или за углом?

8 февраля
Причина репрессий очень простая, исходящая из самой сути масс: будь, как все, не высовывайся!

* * *
Меня спрашивают:
- А зачем это вам?
Как ответить? Должен же кто-то заниматься этим, памятью народа…
Чем больше занимаюсь Стеной Памяти бурят-монголов, тем шире и глубже, проникаю в историю и менталитет своих сородичей. Вместе с тем, каждый список – это набор высоты, откуда всё чётче открывается панорама истории и жизни всех бурят-монголов.
Самые разные племена и роды, самые разные имена, история возникновения этих имён, угадывание в современных написаниях этих имён далёких отзвуков событий, ландшафта – от непроходимых гор и тайги до бескрайних степей.
Стена памяти – это не только жертвы репрессий, это память обо всех предках бурят-монголов, где великая разноголосица, звонкие и протяжные, печальные и ликующие мотивы.
Слышны и зримы топот копыт табунов, гул гонимых гуртов, блеяние овец и ягнят, мерная поступь верблюдов, дерзость непослушных коз. И голоса людей – стариков, старух, женщин, детей, мужчин. В каждом – правила поведения и заповеди из ясы Чингисхана, шаманизма, буддизма, народных традиций, утверждающие высокую нравственность.
И всё это проступает, буквально проявляется, из страшной трагедии – убийства субъектной части населения, то есть людей, имеющих своё мнение и хранящих в душах заповеди. Убийство это мы называем теперь уже привычным словом – репрессии…
Их было мало, может быть, десять, пять или даже три процента от всего населения, но именно они делали шевелящуюся массу народом.
Исчезли они, исчез и народ…
Они не знали о Декларации прав человека, где сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства…»
Какими бы они ни были, они жили или старались жить по этим принципам, от которых мы отлучены, а потому не носим их в своей душе, прославляя бандитизм и воровство, ибо оторваны от настоящего человеческого счастья – физического труда на земле и природы, которые уничтожаем или содействуем уничтожению. Ведь мы полностью зависимы от тех, кто распределяет бюджет и смотрим в рот распределителям. Человек, не живущий на Земле и Природе, не будет заботиться о них. Всё остальное – просто болтовня.
Но всегда есть другая история и другие возможности.
Составляя Стену Памяти, у меня появляется огромное желание побывать во всех местах Байкальского региона, описать их и показать миру. Показать территорию, которая всё ещё является землёй бурят-монголов…

9 февраля
Известно, что у Хоридай-мэргэна было три жены: Баргажан, Шаралдай и Нагатай. Баргажан-гоа родила  дочь Алан-гоа, ставшую праматерью борджигинов. Шаралдай и Нагатай стали прародительницами хоринцев.
Названия эти в наше время встречаются только в Иркутской области и Бурятии. Шаралдай – село в Бурятии, Нагатай – село в Иркутской области. Баргузин – район, а также село в Бурятии.
В основном эти названия концентрируются вокруг Байкала. Надо сказать, что они не пришлые, а были здесь всегда.
В Забайкальском крае и Агинском округе, также в местах проживания хори-бурят, таких названий нет и не было. Придя с востока или из Барги, хоринцы не принесли с собой эти названия. Более того, даже Ага или Ималка - эвенкийские названия. Конечно, в них не плавали лебеди, от которых по легенде произошли хоринцы... Все эти события происходило на Байкале, где и жили бурят-монголы...

* * *
Занят чрезвычайно. Ни на что, кроме работы, не реагирую. Не отвлекайте! Спасибо за понимание.

* * *
Восточное, юго-западное, юго-восточное и южное Забайкалье, побережья Онона, степь между реками Онон и Аргунь, где сегодня живут русские и хори-буряты, знаменательно:
- движением древних племён, обозначенные плиточными могильниками;
- местом рождения Чингисхана и, естественно, как место рождения монгольской империи (всё российское правобережье Онона и степь):
- буддийскими монастырями;
- первым серебром России, Нерчинским горным округом и, следовательно, Нерчинской каторгой.
Эти исторические достопримечательности дополняют:
- отсутствие туризма, заменённого болтовнёй недалёких людей;
- развалины советских колхозов;
- руины бывших советских воинских частей;
- Даурский заповедник и дзерены, пасущиеся в относительной близости от людей, животных и транспорта;
- как место, где можно побывать на стыке границ России, Монголии и Китая;
- совершенно ужасающие ворота страны, именуемые как МАПП – многосторонний автомобильный пункт пропуска в Китай и посёлок Забайкальск на границе, являющие не только ворота, но и лицо государства, напоминающее другую часть тела… По этой части судят обо всей стране.
- Список можно дополнить по желанию…

11 февраля
Любую деятельность я привык рассматривать с точки зрения пользы человеку и обществу. Соответственно с этим сам живу и общаться стараюсь с такими же. Случаются, конечно, ошибки, которые в любом случае надо исправлять…
Другой жизни и другой деятельности человека не приемлю.

* * *
Работа моя требует предельной сосредоточенности, внимания, непрерывного изучения множества информаций по самым разным темам. Особенно в последние годы. Это не праздное любопытство время от времени. Другой работы у меня не было, нет и не предвидится. Это документалистика, то есть постоянная напряжённость и внимательность. Всё остальное, то есть какой-то художественный вымысел, чего я, впрочем, не люблю и стараюсь использовать редко, возникает оттуда.
Вот почему я не нуждаюсь на своих социальных сетях и мессенджерах в каких-то приветиках-букетиках, разных гифках и фейках, поцелуйчиках и маханиях, тем более звонках и каких-то объяснениях.
Но всё это шлют каждый день, пачками, с раннего утра до поздней ночи, демонстрируя совершенную пустоголовость и пустопорожность, загоняя меня в безвыходные углы тоски и отчаяния. Ведь каждый знак внимания, каким бы он ни был, требует ответа. Многократные обращения и намёки оставить меня в покое не дают никаких результатов.
Выключить гаджеты не могу: кто-то может уточнить тот или иной факт, кому-то нужна чрезвычайно нужная информация, а кто-то может позвонить по очень важному делу. Но между ними…
В общем, быть равнодушным никак не получается.

12 февраля
Работая над Стеной памяти бурят-монголов…
Всё чаще прихожу к выводу, что надо изучить просторы Байкальского региона, каждое место проживания бурят-монголов, углубиться в историю и современность. И начать надо с Иркутской области, даже с заходом в Красноярский край, двигаться от Байкала во все стороны.
Побывать в деревнях и сёлах, причём даже не в современных, а там, где находились стойбища, летники, зимники и т. д. и т. п. Заниматься этим не время от времени, а целенаправленно и последовательно, без всякого официоза, гос. программ, политических партий, прикормленных общественных организаций, грантов и прочей дребедени вперемешку с болтовней, которые не дают никаких результатов.
Надо говорить с людьми, причём не на официальных встречах и каких-то актовых залах, а на местах их проживания, не как один из них, а именно один из них.
Полностью отдаться теме и показать тему миру и бурят-монголам! Тем более, что и предыдущие годы жизни были посвящены этой теме, но как-то однобоко, неуклюже, шаблонно, как и у всех остальных. Но эти годы долго и упорно выводили и вывели на Стену Памяти и современные просторы темы…
Вообще, работы на несколько жизней.

15 февраля
Составляя Стену памяти бурят-монголов…
Вижу отчётливую тенденцию: первый арест одного и того же человека по 58 статье с разными её пунктами происходил в конце 1920 и начале 1930 годов. Приговоры могли быть от 3 до 5 лет, а то и вовсе отпускали. Второй арест приходится на 1937-1938 годы, приговор, как правило, ВМН – высшая мера наказания.
Например, Сергея Егоровича Забанова из улуса Туглуй Аларского района Бурят-Монгольской АССР в первый раз арестовали 6 марта 1930 года, дали 3 года лагерей. На то время он числился, как крестьянин-единоличник. Во-второй раз его арестовали 25 февраля 1938 года, а 13 марта того же года расстреляли. Причём статьи те же, что и при первом аресте. При втором аресте он записан, как продавец магазина в Черемхово.
Естественно, после первого ареста, будучи отпущенными или отбыв наказание, люди пытались скрыться, затеряться в большой массе. Но их всё равно находили, особенно не теряли из виду служителей культа и грамотных людей.
В списках значатся оба ареста. Следовательно, число репрессированных увеличивается. И такие случаи во всех списках.

* * *
В детстве моём было много иркутских бурят. Алексеевы, Бадлуевы, Булгатовы, Васильевы, Забадаевы, Харитоновы, Хармаевы. Много фамилий. Большинство из них остались у нас, стали нашими.
Эти же фамилии вижу в списках репрессированных…

16 февраля

Изостривший талант и мозги,
Поднимается выше и выше,
Нарезая в полёте круги,
Увлечённый собой. И не слыша,

Что творится внизу, где всегда
Неразлучен с Вергилием Данте,
Там в гулагах поёт рок-звезда,
И чем ниже – страшней коменданты.

* * *
Составляя Стену памяти бурят-монголов…
Откуда появляется Юансаран?
Так обозначено имя бурята в Открытом списке. Конечно, первоначально оно было либо Жамсаран, либо Дансаран. Искажение возникло в результате сканирования страниц. Делаю выводы из своего многолетнего опыта. При оцифровывании документов равнодушными людьми, не заинтересованными в точности фактов, ошибки возможны всегда.
Искажённых имен в Списках жертв репрессий огромное количество. Теперь их можно найти только в искажённом варианте. Такая беда.
Такая история. В общем, испорченный телефон. С дураками живёшь, дураком и станешь. Искажено, буквально, всё. Всё!  Какая здесь может быть документалистика? Ещё и об образовании говорят, об учёбе, развитии…

17 февраля
Помимо того, что документалистика вообще полезна для человека и общества, я занимаюсь ею ещё и потому, что она исключает поводы для гордыни, которая может присутствовать иногда в совершенно бесполезном художественном произведении, прозе или поэзии, когда ликуют чувства автора, а душа взлетает к небесам, готовая воскликнуть: «Ай да Пушкин!» или ещё что-нибудь в этом роде. Да и кто я такой, чтобы возносить себя выше остальных людей, обременённых борьбой за существование, как и всякая живая тварь, не понимающая своего назначения? Не лучше ли будет, если постараюсь помочь всем хоть чем-то и как-то, нежели носиться, начитавшись глупостей, начинённый глупостями, с дурной идеей, которая сводится к единственной цели – обмануть и возвысить себя над остальными?

18 февраля
Идеология и религия, и подобная им муть, по большому счёту, от бессилия, желания обмануть и обмануться.

19 февраля
Как умно пишут некоторые мои земляки! Прямо меморандумы набело. Кстати, что такое меморандум?

* * *
Кто и что такое бурят вне автономных и республиканских образований? Для не ставших манкуртами это, прежде всего, над этническое сознание, перешедшее в состояние гражданина мира, но помнящее, кто он и откуда.
Для меня какой-нибудь Зуткулей в Дульдургинском районе или Закулей в Нукутском районе одинаково близки и дороги, ибо там живут мои сородичи. Закулей даже ближе и интереснее, ибо Зуткулей я знаю и сыт им по горло, а в Закулее не был, насыщение ещё предстоит.
Буряты вне автономии никогда не делят бурят по каким-нибудь признакам, но имея непреодолимую поначалу тягу к единению со своими сородичами, при ближайшем узнавании, получают сильнейшее разочарование, которое у одних переходит в недоумение, охлаждение и полную потерю интереса к своей национальности, а у других в желание понять и изучить проблему с тем, чтобы работать на свой народ. Другого народа ни у меня, ни у других бурят не будет…
Бурят вне автономии не поддерживает и не поддержит ни одно административно-территориальное образование бурят. Дело опять же в убогости этнического сознания. Буряты вне автономии – сами по себе. Но они самая сильная часть бурятского народа, которая, может жить и побеждать везде во всех сферах и на любых уровнях. Стоило только в Агинском округе появиться буряту с над этническим сознанием, как округ сразу стал развиваться невиданными для него темпами. Другое дело, что для привлечения большинства надо скрывать такое сознание, теряя рейтинг в нормальном обществе. Это маленький пример из новейшей истории бурят.
Будет время я ещё напишу на эту и другие темы. Они необходимы только и только для бурят. Подслушивающие и подглядывающие в этом вопросе не нужны.
Мы должны жить в своём этническом сообществе, но иметь над этническое сознание. Это и есть развитие бурятского народа.

* * *
Члены разобщённой и недружной семьи, понимают ценность семьи только вдали друг от друга. Людьми они становятся далеко от семьи, где набираются опыта общения, узнают культуру других людей, проходят через множество самых разных испытаний, где выясняется, что они есть и были никем, а кем-то они показывают себя только друг другу и подобным себе.
Много раз я наблюдал за такими существами и делал вывод, что им нельзя жить в родных краях, среди своих, в одной семье, где они сразу становятся стаей и начинают «гнить», ибо дышат отравленным воздухом, нагнетаемым ещё их прародителями. Только разъединение и ветры странствий делают их людьми… Видимо, этот закон относится не только к отдельным семьям, но, в том числе, к отдельным сообществам целых территорий, их чиновникам и т. д.
Глядя, как резвится стая таких существ, я часто представлял, что некто сильный будит их на рассвете свистящим бичом и гонит, гонит на колхозные поля, на галеры, великие стройки египетских пирамид и днепрогэсов, через знойные пустыни, лютые морозы, голодных, в лохмотьях, мечтающих о малом куске хлеба и глотке воды.
Без подобных испытаний, они никогда и ничему не научатся. Для того, чтобы стать разумными людьми, начать учиться и любить ближних, эти существа должны грызть от голода сухую землю и лизать росу на камнях.
Очень часто жизнь загоняет их именно в такие условия. Прошедшие через них и созидают жизнь...

* * *
Талантливое произведение не вызывает раздражений, кривотолков и споров, а если таковые появляются, то, следовательно, произведение запредельно не талантливо и настолько не соответствует историческим фактам, что вызывает у нормальных людей недоумение.
На самом дело талантливое произведение должно объединять людей, а если оно пытается стать милым насильно, то это вызывает уже не недоумение, а просто отчуждение, как от авторов, так и от исполнителей.

* * *
19 февраля, 9 часов утра. Температура - 33. Белая луна и восходящее солнце над моим селом. Водокачка, где я по утрам беру воду. Морозно и радостно!

20 февраля
Такое ощущение, что у бурят есть межнациональные отношения:))

21 февраля
Будешь тормозить возле каждой лающей собаки, то никуда не доедешь...

22 февраля
Лет до двадцати пяти я вообще не замечал каких-то различий не то, чтобы между бурятами, но вообще между людьми. С малых лет я знал, что мы бурят-монголы. Ну и что с того? В первую очередь ты – человек. Счастье, если им и останешься.
В 1980 году я поехал по приглашению на работу в национальный округ. Строили типографию и редакцию. Различия, как и какой-то мутный комплекс, проявились через неделю. Говорили о хамниганах и бурятах. При этом слово хори вообще не упоминалось, подразумевалось и сейчас подразумевается, что буряты – это только хори, каковым я и являюсь. А остальные?
Вообще, эти разговоры о различиях мне показались какой-то клиникой. И они были настолько дикими и смешными, что в своей комнате, где очень быстро стал собираться народ для общения, я соорудил огромный плакат, на котором написал «Да здравствует нерушимая дружба между многомиллионными народами Хамнигании и Бурятии!» После чего углубился в историю бурят, но перелопатив имеющийся на то время материал и убедившись, что и тут ещё не поставлен диагноз, быстро охладел к теме.
Прошло много лет, и сегодня я со светлой печалью тоскую о своём прекрасном состоянии, когда не знал никаких различий между людьми. Кстати, когда в маленькой деревушке Усть-Ималка меня рожала моя мама, роды принимала семья Рябошапко. Вернувшись в своё село, я стараюсь не выезжать из дома, где у меня большая человеческая цивилизация.

* * *
В свете последних событий всегда проявляются все:))

* * *
Отставание - всегда нежелание смириться с реальностью.

25 февраля
Много лет я был убеждён, что, если кто-нибудь из живущих с малых лет не стал простым и работящим в поте лица человеком, то он более никогда не сможет стать никем. В последние годы только укрепляюсь и утверждаюсь в своём убеждении, поскольку мне не совсем удалось стать таковым, а потому обязан наверстывать упущенное, вернувшись в село, в среду самого простого народа, узнавая то, что невозможно узнать другим…
Даже отпрыску сельского учителя или врача, не говоря о каких-то парторгах или председателях, не дано знать о жизни и быте семей чабанов и пастухов, их радостях и печалях, из которых складывается огромный мир простого человека труда, чистота которого неизмеримо далека от других, начитанных, миров. А потому мне очень близки и понятны слова Иосифа Каифы, обращённые к Понтию Пилату, когда он, защищая свой народ от римских мечей, страстно говорит: «Не мир, не мир принес нам обольститель народа…»

* * *
Умного можно так ошарашить, что он станет дураком, но наоборот не получится. А жаль.

26 февраля
Болезнь в деревне…
Четвёртые сутки болею. Диагноз бурятский – хамшиг, то есть общее недомогание, температура, ломка суставов и т.д. и т.п. Плюс – тонзиллит и ещё какая-то зараза. Занесли. В первый день качало, на второй – шаг стал потвёрже, третий – стал выравниваться.
До больничного стационара – 2 километра. Да и нудно это беспокоить людей. И сразу, и вообще – никто не приедет, да и лекарств, наверное, у меня больше, чем у наших бедных медиков. Разумеется, о каких-то тестах, проверках, лабораториях речи нет. Возможно, что-то такое имеется в нашем стационаре, но до него, как я уже говорил, 2 километра. Кстати, просили прийти туда для получения какой-то плановой прививки от дифтерита. Вылечусь – доползу…
Не бросаю физкультуру. Все мышцы должны работать и помогать сердцу. А стимулировать насос таблетками – смерть. Почти не ем: организм не должен отвлекаться…  Уже много лет лечусь сам. В исключительных случаях – Академия здоровья в Чите.
Единственное неудобство – невозможно систематически думать и писать, а работы, умственной и физической, очень много. Весна на носу.

27 февраля
У равенства нет рабов.

* * *
Конечно, это ковид. Признаки, видимо, первоначально-зомбические, не чёткие: резкая слабость, падение в пустоту, какая-то зыбкая нормализация и отрешенный похуизм. Между всем этим тремор и колбасит.

28 февраля
Какое прекрасное стихотворение Ирины Снеговой опубликовала Фаина Гримберг:
У нас говорят, что, мол, любит, и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.
И часто, платок, натянувши потуже
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника-мужа,
Как век он не мог на неё насмотреться.
– Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь – уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь: чего, мол, управился скоро?
Не скажет… Но знаю… меня ему жалко…
Зимой мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица,
Он встанет, поправит на мне одеяло,
Да так, что не скрипнет под ним половица.
И сядет к огню в уголке своём тесном.
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек…
Дай Бог ему отдыха в царстве небесном! –
И тихо вздыхала: – Жалел меня очень.
В ту пору всё это смешным мне казалось,
Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее,
Трагедии, бури… Какая там жалость!
Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?
Недавно, больная бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой – тревога в нём стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, –
Как верно она про любовь говорила!
Ирина Снегова (1922-1978)


На снимке: утро в моей деревне.


Рецензии