28 А. Пушкин, А. Блок и Помпоний Мела о нравах ски
Все сочинения историков, политиков публицистов, юристов, купцов и географов Древней Греции а за ней и Древнего Рима и его Империи наполнены повествованием о Скифии, Таврии и Сарматии.
Для греков и римлян принципиальным было одно = Скифия это земли варваров, диких, немытых и нечесаных; скифы это кочевники и разбойники.
Среди них они находили и с издевкой цивилизованных описывали длинноголовых и собакоголовых, вшеедов, с лошадиными ногами, одноглазых, людоедов, каннибалов, говнохлебов, коноедов, падальщиков и трупоедов.
0.
Скифские мотивы и темы зарождаются в русской поэзии кон. XVIII-нач. XIX в, прежде всего, как героический миф о «воинственном», «диком» до свирепости и жестокости, сильном и выносливом, но безудержном в веселье и разгуле северном «варваре» — скифе. Все указанные черты имплицитно проецируются на формирующийся в это время концепт «русский характер», корректируя представление о нём. После блестящей победы в Отечественной войне 1812 года, которая в это же время будет осмыслена как «скифская война», Росс и Скиф, скифское и российское, Скифия и Русская земля поэтически сближаются до полного отождествления. //Бражников И. Скифы и «русский характер» (Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин//
Пушкин знаменит своими шинельными (по Вяземскому П.А.) стихами «Клеветникам России» - патриотическим стихотворением-одой, опубликованной в 1831 г и написанной в связи с польским восстанием 1830—1831 гг. Пушкин буквально негодовал по тому, что поляков слишком медленно подавляют … С началом:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
И агрессивным концом:
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
I
Блок-ада
Наш поэт А. Блок незадолго до кончины в 1921-ом написал две поэмы одним махом: Скифы и «12». Стихотворение имеет эпиграф из стихотворения «Панмонголизм» поэта-философа Вл. Соловьева, введенный автором при 2-й публикации [Межуев Б. ЗАБЫТЫЙ СПОР О некоторых возможных источниках «Скифов» Блока].
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
С концовкой в виде угрозы:
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Вл. Орлов - исследователь творчества Блока в кн. Гамаюн. Жизнь Александра Блока отметил:
В поздних своих сочинениях Соловьев рисовал апокалипсическую картину нового натиска монгольских орд, несущих гибель христианскому Западу. Поскольку Запад погряз в грехах, изменил божественной правде, Соловьев видел в „желтых“ бессознательное „орудие божьей кары“ и приветствовал грядущее испытание, в котором перед Западом открылся бы путь очищения и духовного возрождения. России в той „последней борьбе“ предназначалась, по Соловьеву, особо ответственная роль: она — „Восток Христа“ — должна была принять на себя нравственно обязательную миссию спасения христианского мира от „низших стихий“, идущих на него с „Востока Дракона“. Так — в обретенной гармонии всечеловеческих начал добра, любви, права и разума — решалась историческая задача примирения Запада и Востока. Мы уже знаем, что Блок, сосредоточившись на теме „страшного мира“, понимал под „желтокровием“ нечто совсем иное, а именно — моральное и культурное одичание, мещанский нигилизм. В „Скифах“, однако, он обратился к соловьевской идее в её, так сказать, первоначальном смысле, сделав из неё, впрочем, противоположные выводы.
Странно, что Пушкин находил поляков и литву славянскими братьями … Генетики сегодня этого не подтверждают.
Странно, что Пушкин не видел в драке Руси-России с ВКЛ (Речью Посполитой) фундаментальным примером схватки близких по виду тварных сущностей за эволюционное выживание у горла бутыли естественного отбора …
Еще более странно, что такой интеллектуал, каким представляется А.Блок, не знал, что скифы — разношерстные племена ираноязычного происхождения… (см. Джаксон Т Н Коновалова И Г - Древняя Русь в свете зарубежных источников (том 1) - 2009 г).
Искать русь в землях Великой Скифии, Сарматии и Таврии могут только члены клуба Русский Мир. И ведь находят ... Лишь назло франкам и жителям СРИ
В. Васнецов прекрасно знал, что русы — не славяне, а славяне и скифы — противники в ДПР: В. Васнецов, Битва скифов со славянами.
II.
Помноний
Что же писали о скифах, например, древние римляне? Самое красочное описание находим у Помпония Мелы – автора работы «О хорографии» («De chorographia») около 44 г. до н. э. (см. Помпоний Мела. О положении земли / Перевод С. К. Апта // Античная география. Книга для чтения/Составитель проф. М.С. Боднарский. 1953)
2.1. Имена племен скифов и их соседей (в порядке упоминания Мелой):
меланхленское [племя], торетское, шесть Колик, кораксики, фтирофаги, гениохи, ахеи, керкетики и синдоны; меотийцы: таты, сирахи, фикоры и иксаматы. савроматы - одно племя, [но] несколько народностей с разными названиями - меотиды гинекократумены, тиссагеты и турки, будины; аримфеи — скифы (аримаспы, эсседоны, агафирсы и савроматы, амаксобии; сатархи, киммерийцы, тавры, басилиды и номады; меоты; георги; борисфениты, каллипиды, асиаки, истрийцы и невры.
2.2. Описание Мелой нравов некоторых племен:
География мира в представлении Помпония Мелы
«…
9. Племена [Скифии] различаются образом жизни и нравами.
Эсседоны празднуют похороны родителей с радостью, с жертвами и при праздничном съезде всех родственников. Тела [умерших] они растерзывают и, смешав их с разрезанными внутренностями домашнего скота, съедают на пиру. Отполировав искусно черепа, они оковывают их золотом и используют вместо чаш. Это у них высший долг благочестия.
10. Агафирсы разрисовывают лицо и тело в большей или меньшей степени, в зависимости от статуса, определяемого предками, впрочем, рисунки у всех одни и те же и таковы, что их нельзя смыть.
Сатархи, не зная золота и серебра — величайших зол, торгуют путем обмена и из-за суровой и к тому же постоянной зимы живут в выкопанных в земле жилищах, в пещерах и подземельях, при этом они закутывают все тело и даже лицо прикрывают так, чтобы только видеть.
11. Тавры, особенно известные из-за прибытия [к ним] Ифигении и Ореста, обладают ужасными нравами, и о них идет ужасная слава, что они вместо жертвенных животных обычно убивают пришельцев.
Начало рода басилидов ведется от Геркулеса и Ехидны, нравы у них царственные, оружие — только стрелы. Бродячие номады следуют со своим скотом по пастбищам и, пока те еще не истощились, остаются на одном месте. А вот георги возделывают и обрабатывают поля.
Асиаки не знают, что такое воровство, и поэтому ни своего не охраняют, ни на чужое не посягают.
12. У живущих в более отдаленных [от моря землях] нравы суровее и земля менее возделана. Они любят войны и убийства, и у воюющих есть обычай выпивать кровь прямо из ран первого убитого [врага]. У них считается почетным убить как много больше [врагов], а величайшим позором — не совершить ни одного убийства. Даже [мирные] договоры не заключаются у них без крови: договаривающиеся наносят себе раны и, смешав появившуюся кровь, отпивают от нее. Это они считают самым надежным залогом долговременного доверия.
13. На пирах они охотнее всего и чаще всего говорят о том, кто сколько [врагов] убил, те же, кто хвастается большим числом [убитых], пьют из двух чаш. Это считается особой честью во время их веселий. Они вытачивают чаши из черепов заклятых врагов так же, как эсседоны из черепов родителей.
14. А антропофаги даже блюда готовят из человеческого мяса. Гелоны покрывают кожами врагов себя и своих лошадей, лошадей — кожей со всего тела, а себя — с голов. Меланхлены носят черную одежду и отсюда их название. Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид.
15. У всех у них [почитается] бог Марс; ему они посвящают вместо изображений мечи и пояса, а вместо жертвоприношений убивают людей. Широко раскинулись [их] земли, и из-за частых разливов рек они изобилуют пастбищами, но в других местах до того бесплодны, что жители их, не имея дров, питают огонь костями …
рис. Карта мира Помпония Мелы 43 г до н.э.
Не лучше нравы и в соседней Сарматии: 34.У них нет городов и даже постоянных мест жительства. В зависимости от пастбищ, а также от наступлений или отступлений врага, они передвигаются, живя постоянно в своих лагерях и перевозя с собой все свое имущество. [Народ] воинственный, свободолюбивый, необузданный и до того дикий и свирепый, что даже женщины у них воюют вместе с мужчинами. Чтобы они были более способны [к войне], им с рождения выжигают правую грудь. Вследствие этого руке при отсутствии груди удобнее наносить удары, а грудь становится мужской.
35. Девочки должны у них стрелять из лука, ездить верхом и охотиться; обязанность достигших зрелости девушек — убить врага, так что преступлением считается не убить никого, и это наказывается безбрачием.
До таких чудищ не догадался даже АСП в Танином сне …
Хотя Таня ведь была занята эротикой и отгадкой = А тот ли Жен
Свидетельство о публикации №222031400448