Девочка из орловского худграфа
История таланта, уничтоженного разорением Советского Союза
24 сентября 2019 года исполняется 70 лет со дня рождения выдающейся советской художницы Любови Васильевны Фроликовой .
Любовь Фроликова родилась в небольшом поселке в Брянской области. В детстве она была малообщительной и даже странной девочкой. Её увлечением было рисование, которым она запойно занималась.
После окончания школы Люба поступила на художественно-графический факультет (Худграф) Орловского педагогического института, который окончила в 1971 году. Её учителем в институте был выдающийся художник-график Станислав Степанович Косенков (1941 — 1993), известный своими иллюстрациями произведений Фёдора Михайловича Достоевского.
В студенческие годы Любовь Фроликова ездила рисовать в разные районы СССР. Однажды она попала в Таджикистан, который её покорил на всю жизнь. После окончания вуза Любовь Васильевна распределилась в Душанбе, стала работать преподавателем художественного училища и рисовать картины.
Картины Любови Фроликовой поражают своими яркими красками.
«Для моего творчества необходимо особое солнце, которое есть только в горах», — говорила художница.
Л.В. Фроликову нередко сравнивают с французским художником Полем Гогеном (1848 — 1903), посвятившим своё творчество природе и жителям островов Тихого океана. Гоген воспринимал эти острова как земной филиал небесного рая. Наверное, Л.В. Фроликова воспринимала Таджикистан так же.
Вершиной творчества Л.В. Фроликовой является картина «Лето в Такобе», написанная в 1986 году.
Яркое, солнечное среднеазиатское лето. На скамейках сидят старушки, рядом играют дети. А на первом плане лицо девочки 8-10 лет. Она не видит ничего из того, что её окружает. Её взгляд обращен вовнутрь себя. Девочка впервые в жизни поняла что-то очень важное и, наверное, страшное. Может быть, она, вслед за художницей, почувствовала, что предстоит пережить Таджикистану через несколько лет. А окружающие смотрят на потрясённую девочку с большим недоумением. Тень будущей войны они пока не видят.
«Лето в Такобе» следует, наверное, рассматривать как советский аналог написанной в 1893 году картины норвежского художника Эдварда Мунка (1863 – 1944) «Крик», положившей начало новому направлению в мировой живописи – экспрессионизму. Это направление ставило своей целью показ внутреннего состояния человека средствами живописи. Но в художественном отношении «Лето в Такобе» стоит, конечно, выше «Крика». «Крик» — это просто концепция, «Лето в Такобе» — её художественная реализация.
А контраст между яркой южной природой и тревогой, разлитой в воздухе, заставляет вспомнить трагическую повесть Аркадия Петровича Гайдара (1904 — 1941) «Военная тайна».
После распада Советского Союза в Таджикистане началась кровопролитная гражданская война, сопровождающаяся погромами русских и не только русских. И художница сошла с ума. Босая и простоволосая, она приходила на душанбинский базар и за миску риса рисовала портреты. В конце концов родственники вывезли Любовь Фроликову в Россию. Но спасти её не удалось.
Большинство картин Любови Фроликовой погибло в годы войны. Часть картин, в том числе и «Лето в Такобе», были сильно повреждены. Боевикам очень нравилось стрелять в лицо нарисованной на картине девочки. И, особенно, в глаза…
Благодаря заботам большой поклонницы таджикской живописи юриста Юлии Владимировны Вербицкой повреждённые картины Любовь Васильевны были отреставрированы. Основная часть сохранившихся картин художницы находится в настоящее время в России.
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №222031400515