Рассказ внука Димы про деда Василия. 2007 год

     Моего дедушку зовут Василий Александрович. Он очень-очень старый. Весь морщинистый. Руки у него дрожат, а ноги и спина всё время болят, он даже на улицу не выходит. Нос у него большой, волосы седые, а улыбается он ртом набок. Но я его всё равно люблю, хоть он и некрасивый, потому, что он очень интересно рассказывает.
     Когда началась война, дедушке было 15 лет, как мне сейчас. Это, конечно, немало, но воевать на фронт его не взяли, хотя он и хотел. Зато немцы его сразу забрали и погнали в Германию. Но дед был хитрый и решил бежать к партизанам. Он любил Родину, а врагов ненавидел. Ему помогла одна женщина. Она была тогда уже старенькая и хотела помочь нашим, потому, что у неё муж и сын были в Советской Армии. Она помогла Васе сбежать, дала кусок хлеба и показала дорогу к партизанам.
Медленно пробирался Вася по лесным дорогам. Боялся попасть на глаза немцев. Три дня и три ночи бродил он и в конце-концов нашёл лагерь партизан, только там уже никого не было. Партизаны ушли, хлеб кончился, что делать – неизвестно. Пошёл Вася куда глаза глядят, ослабел от голода и плохо соображал, когда встретился ему похожий на Лесовика, длиннорукий небритый мужик.
– Куда идёшь? Сердито спросил он.
– Туда, куда дорога идёт. Устало отвечал Вася.
– Сколько хожу по этой дороге, никогда не видел, чтобы она куда-нибудь шла. Усмехнулся лесовик.
– Партизан ищу. Выпалил Вася.
– А зачем они тебе?
– Немцы в Германию погнали, да я сбежал.
– Вон как. Мужик подумал. – Ну, пошли со мной, там видно будет.
     Видя, что Васька еле волочит ноги, он молча дал ему сухарь. Подкрепившись на ходу, Васька приободрился и стал глядеть веселей. Тут он заметил, что мужик (тот велел звать его Лешим), идёт хмурый и задумчивый.
– А что ты, дядя Леший, такой хмурый?
– Да вот, не знаю, что доложить командиру. Приказ был сберечь коня, нужен, понимаешь ли конь. Да конь-то был старый, больной и пал. Командир сказал, тому, кто скажет, что конь сдох – открутит голову. Горяч у нас командир. Не знаю, что и делать. Да и за тебя может нагореть, лишний рот, махнул горестно рукой Леший. Задаст командир перца!
– Разрешите мне поговорить с командиром первым, попросил Вася и хитро прищурился. Может и без перца обойдётся, а?
– Да ну тебя, дурачок.
– Дядя Леший, разреши, пожалуйста… – тянул Вася, – ну пожалуйста…
– Стой, кто идёт! Раздался в лесу грозный оклик.
– Свои, помахал Леший рукой. – Это я, «Леший»!
– А кто с тобой?
– Да вот, парнишка говорит «к командиру», усмехнулся иронически Леший.
– А, ну пусть идёт ко мне, я сейчас как раз пойду к командиру, – сказал дозорный. – Сейчас сменят и пойдём.
     Командир был молодой, в военной форме.
– Кто такой? Строго спросил он.
– Товарищ командир! Не смущаясь, заговорил Вася. Зовут меня Василий, я из села Ивановского, немцы забрали меня, но я сбежал. Вас искал три дня и наверно не нашёл бы, если бы не конь.
– Какой конь?
– Старый такой, облезлый, лежит на боку и мухи по морде ползают.
– Сдох, значит.
– Правильно, товарищ командир. Там я и встретил партизана, товарища Лешего, он меня и привёл к вам.
– Что же он не доложил о прибытии! Ну, я ему!
– Не надо, товарищ командир. Вы же первый сказали, что конь сдох. Значит, ему уже голову откручивать нельзя!
– Ишь ты. Подловил! Усмехнулся командир. – Историю про сдохшего коня ты не из книжки про Ходжу Насретдина - то вычитал, А?
– Точно, товарищ командир, оттуда.
– Только как же мы без коня-то? Лешего, что ли запрягать?
– Товарищ командир! Я знаю, где тут недалеко у немцев с десяток коней в конюшне стоят.
– А охрана?
– Охраны много было, но почти всех отправили с партией арестантов на железнодорожную станцию. Может они ещё и не вернулись, путь то неблизкий. Если дойдём до Поповки, дальше я дорогу покажу и в разведку сбегаю.
– Ишь, глазастый, всё приметил, заблестел глазами командир. – Нам бы сейчас кони в самый раз сгодились.
     Пока Василий подкреплялся на дорогу в партизанской столовой, отряд готовился в путь.
     Налёт был удачен. По рассказу Васи и с его помощью отряд добыл коней.
     Командир оставил Василия в отряде и стал использовать его посыльным и в разведке.
     Только недолго служил Вася у партизан. Во время облавы, когда он был на задании, его опять схватили немцы и увезли далеко-далеко от родных мест. Не скоро он вернулся, после множества военных приключений. Но вернулся! Хотя это уже другая история, и не одна!


Рецензии