Опыт прочтения стихотворения О. Воропаева В садах

Поток сознания в литературе - наилучший из известных методов передачи психологизма.
Казалось бы, стихотворение Олега Воропаева «В садах танцующей луны» написано в духе именно этой художественной техники: автор воспроизводит кадр из ментальной жизни, в котором причудливым образом сплетены переживания лирического героя об утраченных отношениях и звуковые, зрительные и прочие очень личные ассоциации.
Однако в модернистских текстах приверженцев стилистики потока сознания с трудом улавливаются причинно-следственные нити, отсутствуют логические связи, что побуждает читателей напряжённо думать, мучительно искать концы оборванных мыслей, соединять несоединимое, додумывать сцепки.
В миниатюре О. Воропаева, наоборот, звучит монолог с чётко обозначенной экспозицией, с изящным и стройным потоком суждений, которые не выглядят спонтанным выводом, а воспринимаются как нечто  долго зревшее в душе  героя и прорвавшееся наружу только после непростой борьбы человека с собственными сомнениями и потрясениями.
Литература потока сознания многоречивая, сумбурная, с оборванным синтаксисом - текст стихотворения этого автора снайперски точными словесными выстрелами воссоздаёт психические реакции героя, его отношение к временным рамкам и к событиям биографии. «Были», «шелестели», «белели», «шептали» - глаголы, подчёркивающие безвозвратность ушедшего , а антитеза «не во сне-наяву» -острое понимание происходящего, в котором остались лишь грустные воспоминания о той поре, когда «оба были влюблены», когда «были рядом».
Поэтический текст с мастерски организованным ритмическим пространством представлен одним предложением, которое язык не поворачивается назвать стенограммой душевного состояния. Это яркая образная картина, где есть «танцующая луна», дарящая тепло ЕЙ и ЕМУ, а ещё  странные сады, воспринимаемые не как фон, а как свидетели расставания. Новаторство автора именно в таком синтаксическом решении произведения.  Оно воспринимается как короткое ностальгическое признание, как горестный выдох, как диалог с собой, в котором проясняется: не войти в одну реку дважды, счастье - зыбкая субстанция, здорово - любить. Не случайно выбран ямб: именно этот стихотворный размер помогает  автору с прозрачной ясностью говорить о трудном в душе и  давать тексту музыкальное начало .
Спасибо Олегу Воропаеву за трогательную искренность и гармонию строк.


Рецензии