О сколько нам открытий...

     Фото из интернета

     О сколько нам открытий чудных
     Готовят просвещенья дух
     И Опыт, [сын] ошибок трудных,
     И Гений, [парадоксов] друг,
     И Случай, бог изобретатель.

     А.С. Пушкин, октябрь – ноябрь 1829.  Вначале напечатаны были только первые две с половиной строчки Пушкина. Полностью текст был опубликован уже  после его смерти.  Удивительно.  И ещё удивительней то, что не Пушкин скомпоновал этот замечательный  окончательный текст, а женщина, известный пушкинист Татьяна Григорьевна Цявловская.  О ней всё можно найти в интернете, куда залез и я.

     Как я понимаю это высказывание.
     Что бы сделать «чудное открытие», надо быть грамотным, просвещённым человеком, знакомым с последними достижениями учёных в той, или другой области знаний. Иначе это будет не открытие, а фантазия, а хуже того, потеха для учёных.
     Далее. Опыт необходим. Как говорится, чтобы опыт получить, надо шишек себе набить. Ни единожды ошибиться.  Тогда, с полученным опытом, можно рассчитывать, что ты способен сделать открытие. 
     Человек гениальный способен на открытие. Среди парадоксальных утверждений, перебирая их, анализируя их, гений остановится на самом, возможно, странном для первого восприятия утверждении, добавив к нему самую малую нужную вещь, что в итоге окажется мировым открытием.

     Говорят, что гением можно родиться. Но сколько умственных трудов гений тратит на получение итогового результата, знает лишь он.
     Последняя пятая строчка не менее интересна и правдива. Она, как бы подводит черту ко всему, сказанному выше.  Это всё, что может способствовать появлению у человечества нового значимого открытия:
     Случай с большой буквы. Ни ждал, ни гадал и вдруг встретил то, что послужило быть открытием. Правильно сказано, что без Бога, подарившему этому безвестному человеку такую изобретательность, не произошло бы и это открытие.

     Интересно было ознакомиться с мучениями Пушкина с этим стихом. Как он подбирал нужные слова, фразы, чтобы заполнить первые его строки последующими. Будучи мудрым автором, Пушкин не стал публиковать первые две и неудачные последующие строки, не доведённые для совершенства.  Совершенными они стали благодаря Татьяны Григорьевны Цявловской, которая скрупулёзно изучила арзрумскую тетрадь Пушкина, проявила поэтический талант и закончила первые две строки словами и фразами, найденными в пушкинской тетраде.

     Об этом стихотворении и его продолжении много написано в том числе Я.Л. Левковичем и Н.Я.Эйдельманом. К сожалению, в его поисках я не нашёл упоминания о том, что последние три стоки собраны из черновика Пушкина, поставлены в нужное место и переданы в печать в 80-е годы прошлого столетия самой Т.Г. Цявловской, за что ей благодарность от потомков.
                Март 2022. 
 


Рецензии