Осознанная демократичность
Весь даже небольшой список противопоставления человеческих достоинств четко и наглядно высвечивает мысль о том, что, на самом деле, демократичность – это извращенная добродетель, формально уравнивающая все плохое и хорошее, примитивное и совершенное, прекрасное и мерзкое, примитивное и совершенное, гармоничное и дисгармоничное. О демократичности можно говорить только с большими оговорками. Равное отношение, например, ко всем умным. Но в природе во всем существует своя достаточно жестокая иерархия. Так, например, в плане интеллекта идет категория очень глупые, потом глупые, потом неглупые, потом умные, далее очень умные и за ними мудрые. Но, проблема в том, что практически все категории, предшествующие очень умной, твердо уверены в том, что их место в этой последней. Или, как минимум, в категории «умные». Щепетильность ситуации в том, что девяносто процентов людей, не зависимо от уровня образования, возраста, социального статуса и любых других характеристик, не попадает в категорию «умные». В лучшем случае – неглупые.
Проблема, по большому счету, в том, что в обществе вообще, а не только у отдельных его членов, совершенно отсутствует системам критериев по определению реального уровня интеллекта любого человека. И, даже в том случае, когда общество признало того или иного человека очень умным, то большинство людей не особенно сильно стремится строить свои отношения с этим человеком соответственно его статусу. Например, гений Пушкина признавала только элита интеллигенции. И не более того. Не говоря уже о том, что среди этой интеллигенции было очень много людей, стремящихся максимально дискредитировать и жизнь, и творчество, и личность Пушкина, и все с ним связанное. Любыми доступными методами и способами.
Так, что же нужно было ставить рядом Пушкина и простого рабочего или крестьянина? С точки зрения общественной ценности это было бы не только не совсем логично, но и откровенно нелепо. Конечно, и рабочий, и крестьянин заслуживает вполне определенного уважения. Но, оно несоизмеримо с величиной уважения, которое должен разумный и достойный человек испытывать к Пушкину.
Но, если относительно интеллекта еще есть некоторые критерии оценки. Пусть часто предельно формализованные, но, тем не менее, есть. То в плане всех остальных достоинств и добродетелей даже у представителей формальной интеллигенции в головах полный туман. Критерии оценки крайне поверхностны, формальны и ненадежны. Даже человек с небольшим уклоном в авантюризм и интриганство способен регулярно и основательно обманывать широкие слои населения. Не говоря уже о больших мастерах в этом деле. Собственно, как показывают многочисленные фундаментальные исследования историков, писателей, классиков психологии и философии, вся история человечества за последние три тысячи лет – это сплошной обман в той или иной степени в подавляющем большинстве аспектов человеческого бытия.
Принципиальное нежелание большинства людей находить действительно очень умных, очень зрелых, очень талантливых, очень мудрых, очень гармоничных, очень добродетельных для проявления к ним должного уровня уважения и почтительности уже привело к полной анархии в российском обществе. Другой вопрос, что не только в российском. Но это, откровенно говоря, довольно таки слабое утешение. Ведь голодному человеку ничуть не легче от сознания того, что в этот момент еще тысячи людей тоже испытывают сильный голод.
Амбициозность – это извечный бич общества. Когда даже самый глупый и самый примитивный человек четко и конкретно пожизненно претендует на совершенно особое к себе отношение со стороны общества в целом. И те, кто не видит в них уникальных личностей, они считают или дураками, или сволочами, или и тем, и другим сразу. И уже в соответствии с этим элементом своего мировоззрения они строят свои отношения с окружающими, с обществом, с жизнью. В отдельных случаях, даже с Высшими силами. Претензия на выраженную уникальность и эксклюзивность стала своего рода повальной психической эпидемией. Самое забавное в том, что те, кто действительно обладает большими достоинствами и добродетелями, как правило, отличаются большой скромностью. И поэтому на особое отношение к себе и не претендует. Насколько это правильно – это уже другой и отдельный вопрос, требующий своего более основательного рассмотрения. Но, касаясь, вскользь этой темы, можно сказать, что во власть идут не самые умные и не самые достойные люди. А потом мы сильно удивляемся тому, что в стране нет должного порядка. Другой вопрос, что не только в нашей стране.
Проблемы в оценке личности другого человека имеет, к сожалению, общечеловеческий характер. Они свойственны всему человечеству. И не только последние три тысячи лет, но и последующие три тысячи. Как минимум. На самом деле, в людях умеет более-менее сносно разбираться два-три человека из сотни. А остальные только тешат себя иллюзией о присутствии в себе этого умения. Одновременно ежедневно совершая постоянные ошибки. На которых, к сожалению, почти никто ничему не учится.
Все главные законы жизни духовного характера стали предельной абстракцией, философией для ученых и отдельных любителей-энтузиастов. Мало того, что большинство их не знает и не понимает, так оно и не желает их ни знать, ни понимать. В силу глобальной и фундаментальной лени ума и души. Главный смысл жизни человека, по мнению классиков психологии и философии, заключается в том, чтобы сделать так много действительно умных, красивых, достойных и изящных вещей с психологической и духовной точки зрения, чтобы гармония общества существенно увеличилась. Желательно, конечно, чтобы и уровень гармонии самих творящих гармонию тоже увеличился. Счастье заключается в труде ума и души. На благо и себя, и общества. А не в потреблении банальных житейских благ.
У американского артиста Чака Норриса есть более тысячи друзей-мультимиллионеров. Но, по его мнению, из них только двое счастливы. А ведь они имеют что хотят, сколько хотят, когда хотят. Кроме счастья. Если человек не заботится о своем духовном развитии, обеспечивающем гармоничное развитие личности в целом, то никакие блага мира ему счастья не принесут. И вся история человечества этот момент доказывает четко и однозначно. Потребительское отношение к жизни – это элемент дисгармонии. Который ничего действительно стабильного и перспективного создать не может. Из пятидесяти тысяч людей, с которыми автору пришлось общаться, так или иначе, большинство отличалось потребительским отношением к жизни. Счастливых среди них не было ни одного. В тоже время, среди людей, трудящихся добросовестно на благо и личной, и общественной гармонии, было очень много счастливых людей.
Человек со слабым уровнем развития своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов не должен иметь равное уважение, как и человек с высоким уровнем их развития. Ибо, тогда все классические ценности абсолютно обесцениваются. Человечество и так предельно несовершенно. А, если уравнять упрощенного человека и развитого, то первый (большая часть общества) вообще потеряет всякий смысл работать над собой для самовоспитания и самосовершенствования. Зачем долго и сильно трудиться, если уважение общества и так гарантируется большое. А уважение общества должно быть. Минимальным, средним, большим и очень большим. Как и симпатия, почтение, восхищение. Люди, обладающие большими достижениями в своем самосовершенствовании, должны иметь к себе особо большое почтение. На грани поклонения и преклонения. Тогда всем будет смысл тянуться к чему-то значительно лучшему и совершенному. Это должно быть нормой жизни, а не капризом или прихотью отдельных людей. Всегда есть те, кто стремится продвинуться на гребне волны сиюминутного характера. А есть те, кто сознательно и целенаправленно заботится о вечных и универсальных классических ценностях. К ним должно быть и особое отношение не только людей из их непосредственного окружения, но и всего общества, и государства. Тогда есть шанс у такого общества и государства на оптимальный вариант своего развития.
К сожалению, в обществе стало модным быть только чисто внешне гармоничным. Одновременно не стремясь к вершинам гармонии внутренне. Лицемерие и фальшь стали не только модными, но и удобными и даже престижными. Вырабатывается даже целая психология и философия по тонкому и изощренному манипулированию общественным мнением. Ибо, большинство отличается высоким уровнем доверчивости. И низким уровнем развития интуиции и проницательности, мудрости. Чтобы вовремя и в полной мере распознать ту или иную очередную манипуляцию. Складывается даже достаточно мощная диспропорция. Ибо, те, кто лишь изображает свою гармоничность, достигают успеха в этом деле во много раз чаще, чем те, кто реально обладает гармонией, но не занимается так интенсивно и агрессивно саморекламой. Не говоря уже о том, что многие изображающие старательно дискредитируют тех, кто не изображает. Создавая псевдолидеров и интеллектуальных, и психологических, и духовных.
Классический аристократ или аристократ души (психологический), как правило, хорошо разбирается в людях. Поэтому дает почти всем достаточно объективные характеристики. Для него порой бывает достаточно понаблюдать за тем, как конкретный человек (или группа людей) общается с кем-либо, чтобы адекватно расставить многие основные точки над «и». Способов распознавания истинного лица людей существует громадное множество. Своевременное распознавание людей дает возможность изначально выстроить с ними наиболее оптимальную модель отношений. И избежать многих проблем, неприятностей, сложных ситуаций и недоразумений. Неумение разбираться в людях приводит, например, к тому, что три четверти наиболее достойных и замечательных мужчин и женщин достаются самым изощренным авантюристам и интриганам. Начальниками назначают не самых достойных, а тех, кто умеет командовать. Умея и желая, при необходимости, и унизить, и оскорбить другого человека, который не желает слепо и чисто механически подчиняться глупому и дрянному человеку.
Почти все самые престижные места занимают не те, у кого есть большие и реальные способности к этому виду деятельности, а те, кто умеет эффективно подать себя, свою видимость значительной личности. А большинство действительно талантливых людей, как правило, прозябает. Продвигаясь вперед не благодаря своему окружению, обществу и государству, а принципиально вопреки им всем. Что, собственно, оказывается по плечу далеко не многим. Большинство истинных аристократов ума и души получили свое признание или к концу своей жизни или вообще после своей смерти. А это очень грустно. С точки зрения благополучия и общества, и государства.
Специальные исследования показали, что подавляющее большинство политических лидеров были далеко не самым умным людьми своего времени. Что, собственно, четко и однозначно проявилось в результатах их деятельности. И для общества, и для государства. Главным их козырем было умение пускать пыль в глаза своему народу. И относительно незаметно, но абсолютно беспардонно им манипулировать в своих личных целях. Которые, к сожалению, чаще всего, и не предполагали учет интересов самого народа. Была лишь очень красивая и эффективная ширма, скрывающая подлинные намерения того или иного лидера.
История человечества – это, в первую очередь, серия стихийных действий народа. Когда индивидуальные особенности их участников в значительной степени сглаживаются, усредняются, теряют свою ценность и важность, не говоря уже о каком-то существенном смысле. Идея равенства получает свое практическое воплощение. Только в своем самом худшем варианте. Ибо, становятся главными не качественные, а количественные показатели. В том числе, общая энергия массы. Послушная в руках опытного манипулятора. Интеллигентность, присущая классическим аристократам или отдельного вида, не позволяет им навязывать окружающим свои ценности, свои принципы и убеждения, свои творческие идеи. В результате истинные аристократы нередко остаются в стороне от главных событий истории. За что, собственно, потом расплачиваются прискорбным образом. Как во времена после революции в России.
Собственно, данная работа и предназначена для того, чтобы большинству людей было проще увидеть и понять истинного интеллигента и аристократа.
Свидетельство о публикации №222031501079