Приключения за рулем. Часть 3

    В самом начале 90-х мне частенько приходилось ездить из Новочебоксарска на родину супруги в Пензенскую область.
   Отечественная Нива была далеко  не самой быстрой на асфальтовом шоссе, но весьма проходима по сельским проселкам. Вот  и выбирал я сокращения в пути. И нашел такую солидную срезку через городок Барыш Ульяновской области.

    И вот однажды в глубинке Ульяновской и Пензенской областей увидел нечто интересное!  Потом уже мне местные жители рассказали, что в давние времена помещики в этой российской глубинке  сооружали дороги с твердым покрытием для  сообщения со своими поместьями. Кто-то ведь постоянно жил в столицах, а дома в сельской местности использовались ими в какое-то отдельное время, в основном, как летние дачи.
 
      Вот и нередко параллельно современной дороге шла неширокая насыпь (только одному экипажу проехать) с аккуратным булыжным покрытием, обсаженная плотно  ныне уже более чем столетними соснами.  Это на участках за Барышом и перед Базарным Сызганом на повороте направлением на  поселок Сосновый Бор.  А за ним лесным и полевым бездорожьем двигался я на Озерки,  что  находится уже в Пензенской области.
 
      К сожалению тех помещичьих усадеб уже не осталось. Пожгли их окрестные крестьяне в смутные революционные времена. Но что-то похожее я все же однажды увидел.
   По этому же  пути проезжал через село Шугурово, а в нем был отворот на Русский Качим. Несколько позднее меня проводил туда зав РОНО В.Ф.Колесников.
 
     Самым интересным там была двухэтажная школа построенная на недалекой от села возвышенности  местным земством еще в начале 20-го столетия. Пензенской области тогда еще не существовало и эта территория была от Симбирской губернии.  А село ранее называлось Верхний Качим и было основано мордовскими мурзами, крещеными в православие.

     Здание школы сооружено из огромных бревен  по интересной технологии. Сырые  сосновые стволы, а леса вокруг стоят огромные, металлическими режущими кольцами, прогоняя их кувалдами, доводили до единого цилиндрического размера. Потом из них, без пакли и мха состругивая немного место прилегания, выкладывали стены здания. Но обязательно летом. Смола из  бревен  пропитывала весь ряд и кладка превращалась в монолит.

   Почему на некотором удалении от села? А потому что школа действовала  на несколько окрестных населенных пунктов. Ныне они по разные стороны административной  границы  Ульяновской и Пензенской областей. Кстати есть неподалеку еще один Качим, но Мордовский.

    Вот и привез меня туда районный начальник отдела образования.  Здесь же на поляне перед старой школой нас встретил ее бывший директор Алкаев Виктор Никитович, ныне пенсионер. Он и рассказал нам об истории строительства этого здания. И про помещичьи усадьбы, построенные ранее по такой же технологии.

     А еще в этом месте и в этой школе учительствовал на поселении после отбытия лагерного срока и разрешения выехать в европейскую часть страны, мой университетский преподаватель. Он, в сущности, и сделал из меня того кто я сейчас есть. Вот здесь про него –
   http://www.proza.ru/2015/03/15/1974 
 
      А  мой знакомый тогда жаловался. - Школу в селе построили новую, кирпичную, а эту разобрать и продать невозможно. Если только распилить  на дрова. А она у меня в РОНО на балансе, как здание.

   P.S.    Уже после публикации этого материала я связался с краеведом из села Русский Качим. И он мне переслал несколько фото и поведал  очень интересные сведения из истории этого здания.

     При его возведение углы здания рубили «в лапу». Т.е. не было выступающих за углы торцов бревен  сруба при способе «в чашку или обло».

      Здание было построено в 1902 году и на фронтоне поначалу красовалась большая надпись  ЦЕРКОВНО - УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРiA 1902 Г.

       Справа и слева от основного здания стояли два обширных одноэтажных строения. В действующей школе это были интернат и спортзал.

         До самого закрытия школы в 90-х годах в ней не было электрического освещения. Повсеместно применялись керосиновые лампы.



      На фото:  Одна из моих поездок..Справа остатки той старой дороги с соснами. Здесь она в едином полотне на шоссе с  булыжным  покрытием.


Рецензии
Удивительный способ строительства и обработки сосен! И как жаль, что из-за бюрократических всяких заморочек (на балансе) уничтожат такое уникальное сооружение! Никогда о таком не слышал, да и откуда? у нас из ракушняка строили, а он недолговечный.

Михаил Бортников   10.04.2022 20:34     Заявить о нарушении
Местный краевед написал, что народец сельский выдернул рамы и дверные коробки. Выломали и унесли доски полов. Крыша местами провалилась, но стены стоят.

Владимир Островитянин   10.04.2022 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.