Технологи, Martin Shiro, USA

- Сашенька, хочешь чаю?- спросила Нина Ивановна утром  и, не дожидаясь ответа, подала  Александру Васюкову ароматный чай в фаяансовой чашке, добавив, - с чёрной смородиной, мать прислала из Новосибирска, угощайся, голубчик!

Нина Ивановна была технологом гигиены производства: если не соблюдать идеальную чистоту в цехе в течение всего сложного технологического процесса, то качество двух выпускаемых изделий: "Плато" и "Плющ" будет резко падать. Не дай бог, если бы она обнаружила даже незначительную сажу, либо грязь на какой-нибудь рабочей поверхности цеха с помощью одного из своих многочисленных, белоснежных, батистовых платочков, или же специальным электронным прибором зарегистрировала бы превышающее норму количество пыли, то тогда все сотрудники этого участка лишались бы денежного вознаграждения в данном месяце.

- Сашенька, хочешь торт? Очень вкусно, я сама сделала, - сказала Валентина Юрьевна и, не дожидаясь ответа, положила кусочек свежего торта с шоколадным кремом на стол  Васюкова рядом с чашкой чая, - угощайся, дорогой!

Валентина Юрьевна была начальником отдела контроля качества двух изделий - "Плато" и "Плющ". Любая, даже незначительная небрежность, технологическое нарушение, что могло бы отразиться на качестве производства обоих изделий, не ускользало от ее внимания.

- Сашенька, позволь угостить тебя шоколадными конфетами "Белочка", вчера купила их в Ереване, - сказала Юлия Петровна, - между прочим, они  ореховые и очень вкусные, и могут быть тебе нужны – ты же недавно женился, - шаловливо глядя прямо в голубые глаза Саши, с улыбкой сказала она.

Юлия Петровна была начальником предприятия  дневной смены и отвечала за весь производственный процесс цеха.

Работа только началась, было десять минут девятого. Саша, окруженный нежной заботой трёх, ещё молодых русских женщин, возраст которых не перевалил и третий десяток,  в технологической комнате наслаждался утренним угощением. Он был старшим технологом полупроводникового изделия "Плато" в  цехе  002  на заводе "Сириус" в городе Абовяне Советской Армении.  Старшим технологом другого изделия - "Плюща" - был выпускник факультета "Полупроводниковых приборов" Ереванского политехнического института имени К. Маркса Размик Авакян, который сидел в той же комнате. Все три женщины были красивы, но самой красивой, конечно же, была Юлия, которая, кажется, излучала любовь своей внешностью, походкой, движениями. Она нравилась всем, и мужчины цеха всегда провожали ее нежными, ласковыми  взглядами. Юлия замечала похотливые и страстные взгляды мужчин, но не обращала внимания, потому что была замужем, имела 6-летнюю дочь, которая была так же красива, но будучи слаба здоровьем, часто болела.

Каждый день, так оживленно попивая несколько раз за день  чай и беседуя, они практически не общались с другим технологом - Размиком, которому было 22-23 года, и он был ровесником Саши. Конечно, иногда, из вежливости, ему тоже предлагали чай, но получив отказ, не настаивали. В технологической комнате во время чаепития главной темой разговора была либо жена Саши  - Оксанна, либо больная дочь Юлии - Наташа.

- Саша, как Оксанна?- спрашивали они.

- Хорошо, вчера ходили за покупками. Для Оксанны купил замечательный шарф с сине-желтыми пятнами.

- Молодец, Саша. Какой ты заботливый муж! - говорили они.

Оксанна была из Вологды, приятная, с милыми чертами лица, почти одного и того же возраста, что и Саша. Познакомились в "Сириусе". Оба приехали по распределению, как молодые специалисты. Оксана работала в технологическом отделе завода. Во время перерыва они всегда обедали вместе. Вскоре Саша и Оксана поженились. Злые языки поговаривали, что Васюков поспешил попросить ее руки, потому что Оксана выиграла в лотерею автомобиль "Москвич 412".

- Юлия, а как Наташка ? - спросил Саша.

- Ничего, кашель немного ослаб.

Старший технолог Размик Авакян был человеком тихим, застенчивым. У Раазмика еще не было девушки, но это не было проблемой, ведь на заводе было много молодых и красивых девушек. Например, технолог участка  химической  очистки полупроводниковых пластин, Нелли. Стройная и статная Нелли была неравнодушна к Размику, но  ему нравилась Диана - технолог участка золочения диодных матриц, которая была из батумских армян и очень плохо говорила по-армянски. Нелли была красивее Дианы, но Размику Диана нравилась больше, потому что она была более непосредственной и женственной. Это заметили все. Об этом знали и три женщины из технологической комнаты - Нина Ивановна, Валентина Юрьевна и Юлия Петровна, но никогда с такой любезностью, как Саше, ему вопросы не задавали.

Каждый из десяти производственных участков цеха имел своего технолога, который либо окончил высшее техническое учебное заведение, либо факультет физики какого-то университета. Рабочие цеха обязательно должны были иметь среднее специальное образование - закончить техникум. Существенная часть рабочих и технологов предприятия,  около 40%, приехали сюда по распределению из разных городов Советского Союза. Сотрудники мастерской говорили на армянском и русском языках, потому что в то время русский язык считался родным языком, как в Армении, так и во всем Советском Союзе.

Коллектив цеха был достаточно молод, 20-40 лет, и многонационален. Были армяне, русские, белорусы, мордовцы, украинцы и др. Рабочие обоих предприятий в шутку называли старших технологов  "дядя" из-за их молодого возраста: Васюкова называли дядя "Плато", а Авакяна - дядя "Плющ".

В конце рабочего дня стало известно, что сотрудников завода ждёт премия. Все побежали к кассе, чтобы встать в очередь. Васюков был пятым в очереди, Авакян - девятый, а три женщины из технологической комнаты оказались достаточно далеко от них. Через несколько минут должна была открыться касса, и люди получили бы свои премии - 55% от заработной платы. Вдруг Юлия Петровна вышла из очереди и подбежала к Саше:

- Саша, дорогой, опаздываю в детский сад. Наташку нужно забрать. Давай поменяемся местами в очереди, пожалуйста!

- Извините, Юлия Петровна, но не могу. Меня дома Оксана ждёт. Если опоздаю - будет волноваться. Ну, вы понимаете, да?

Юлия, ошеломленная равнодушием Саши, оцепеневшая от неожиданности, смотрела в одну точку.  Вдруг Размик бережно взял ее за руку и привёл на своё место в очереди, а сам молча пошёл на место Юлии – рядом с Ниной Ивановной и  Валентиной Юрьевной.

На следующее утро, приблизительно в восемь часов десять минут, когда все уже собрались в технологической комнате, Нина Ивановна подала Размику Авакяну стакан ароматного чая в фаянсовой чашке, добавив:

- С чёрной смородиной, мать прислала из Новосибирска, угощайтесь, дорогой!

- Размик Арменакович, хочешь торт? Очень вкусно, я сама сделала, - сказала Валентина Юрьевна и, не дожидаясь ответа, положила кусочек свежего торта,  украшенного свежей клубникой,  на стол  рядом с чашкой чая, - угощайтесь, дорогой!

- Размик Арменакович, разрешите Вас угостить свежими  пирожками? Я испекла сегодня утром, специально для Вас! Вы тоже берите, девочки,- сказала Юлия Петровна. Кстати, заверну несколько штук - отнесите Дианочке. Очень хорошая девочка. И счастливая, что у неё есть такой поклонник.


Калифорния, Глендэйл
1 июля, 2018г.


Рецензии