Прививка от страха

                «Der Sprоеssling Satans ist dieser Herr!
                Hitler zerstгоеrt die Welt,
                damit es keinen Krieg gibt mehr.»
               
                (Наш Гитлер, есть исчадье Сатаны,
                разрушит мир, чтоб не было войны.)

                Стихи Алекса Крюгера, немецкого антифашиста. 1939 год.


Однажды я спросил своего деда петербуржца:
- Чем для тебя лично было страшно время правления Сталина? Кто-то из наших родственников или твоих знакомых был арестован или расстрелян?

Дед ответил не вдруг.  Он долго молчал, очевидно, размышляя, как бы лучше объяснить, чтобы я понял.

- Конечно, мы тогда знали, что исчезают люди, вот и у нас на фабрике забрали одного токаря только за то, что он похвалил немецкий токарный станок, который вывезли по контрибуции из Австрии после войны.

И понятно, что люди тогда боялись говорить то, что они думают. Но боялись говорить ведь не только с соседями.
Мы с твоей, Серёжа, бабушкой были с самого младенчества знакомы. Жили с ней в одной коммунальной квартире, потом поженились, потом я на фронт ушёл. Вернулся раненый и грудь в орденах. Ты можешь себе представить, какова была степень доверия между нами. Так вот, когда мы даже оставались одни дома, не было даже одного слова о политике.
Вот такой был страх!

Ты спрашиваешь, как же могут люди сейчас, когда всё известно о том, что творилось при Сталине, одобрять его деяния?
Ну, это всё, наверно, происходит от того, что не только у тех, кто был тогда арестован, теперь выросли дети и внуки, но и у тех, кто арестовывал, тоже.

- Но, ведь, благодаря Сталину, под его руководством, наша страна выиграла «Финскую войну» и «Отечественную войну».

- Да, Серёжа, выиграли - дед глубоко вздохнул и добавил – хотя, внук, это была вовсе и не игра.

Кстати, Финская, это была не война. Её тогда везде в газетах называли «Финская компания».

Серёжа, я совершенно уверен в том, что в России теперь невозможно повторения сталинизма. Наша страна тогда получила прививку от этого ужаса, скрывать правду...

П.С.

Мой дед умер в феврале 2022 года, не дожив одну неделю до очень важного события...

До своего столетнего юбилея.


Рецензии
"Да, Серёжа, выиграли - дед глубоко вздохнул и добавил – хотя, внук, это была вовсе и не игра." Интересно, почему существует устойчивое выражение "выиграть войну"? Для кого-то она игра. До сих пор.

Рада Берегиня   14.08.2022 12:58     Заявить о нарушении
Да, Рада, почему?
А выражение "Я прошёл всю войну". У меня есть рассказ, "Я войну не прошёл, а я её провоевал"
С Уважением!

Эгрант   14.08.2022 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.