Дорога продолжается

(история, случившаяся в одной из моих поездок)

- Провалилась! Девчонка провалилась!
Пассажиры междугороднего автобуса заволновались, а за окном раздался треск ломкого весеннего льда и выразительное негодование отца девочки.

***

На автобус я чуть не опоздала, пришлось купить билет у кондуктора. Возникла небольшая суматоха с местами, и в итоге моей соседкой оказалась девочка лет восьми. Ее отец сидел на другом месте, не попросил пересесть к дочери, но старался держать ее в поле зрения. Строго выговорил ей за то, что разбросала вещи. Девочка взяла свой рюкзак, съежилась, отвернулась к окну. Автобус тронулся, выбрался из утренней спешки города и размеренно побежал под бодрую музыку. Суета рабочей недели постепенно отступала перед просторами за окном и тонкими красками ранней весны. Девочка тихонько оглянулась, осторожно достала булку, и снова нахохлилась, закрылась капюшоном куртки. Отец напряженно посматривал в ее сторону. Было неясно, сердится он или переживает, хорошо он к своему ребенку относится или не очень.

Через час с небольшим автобус остановился у промежуточной станции.   Из открытой двери тянуло зябким утром и придорожной выпечкой. Пассажиры суетливо пробирались к выходу. Мы с моей попутчицей тоже собрались выйти, но я замешкалась. Вдруг радио неожиданно громко прогнусавило «Ну что ж ты страшная такая»*. Девочка споткнулась на ступеньках, вернулась на место, потом снова вскочила и побежала к выходу. За окном раздался треск льда. Эх, провалилась девчонка, - заохали пассажиры у окна. Я вышла. Девочка потерянно стояла в ледяной крошке в центре большой лужи. На другом ее конце отец махал руками и яростно объяснял, что нужно делать и как нужно жить.

- Ноги не промокли?

Автобус ехал в сосновом лесу, и солнечная дорожка бежала по высоким стволам за окном. Девочка помотала головой, не оглянувшись. Светлые волосы выбились из-под шапки лихой короной. Вот бедолага, переживает. Я задумалась. Дорога продолжалась.

- Вообще-то у меня всегда самая чистая обувь!

От неожиданности я промолчала. Девочка с досадой повторила, что сапоги у нее всегда чистые, она моет обувь всегда сама и не только себе, но и своим сестрам. И одежда у нее всегда чистая и аккуратная. А мама всегда требует от них прибираться после игры. Я похвалила ее и родителей, спросила о сестрах. Вскоре мы обсуждали игры, школу, музыку, фильмы. Разобрали разницу между Чуковским и Чайковским. Она порассуждала о перспективах жизни и работы в Альпах. Я рассказала, что работаю учителем. Она уверила меня, что учительница в школе считает ее своей лучшей помощницей. Потом замолчала.

- А у меня совсем-совсем белые ресницы. Папа говорит, что так не бывает.
- Почему? Бывает, но редко.
- А еще у меня белые волосы. Папа говорит, не волосы, а пакли.
- Ну, это просто неудачная шутка. У тебя очень красивый цвет волос.
- И если я их покрашу, то цвет испортится.
- Я бы на твоем месте не красила.
- А еще у меня большой размер ноги.
- Ты думаешь, это плохо? Это только значит, что ты можешь быстро бегать.
- А на прошлой неделе мне один мальчик подарил альбом.
- Отличный подарок! Ты ему что-то подарила в ответ?
- Пока нет.
-  Ты думаешь, он хороший человек?
- Думаю, да. Он никого не обижает.

Отец девочки напряженно вслушивался в беседу. Она посмотрела на него и сменила тему. Безапелляционно заявила, что у нее самый лучший папа. Не дожидаясь моей реакции, подробно рассказала почему. Рассказ длился почти до конца дороги и заставил отца еще не раз понервничать. Я сделала вывод, что оба любят машины и путешествия, и что отцу, выросшему в компании братьев, не хватает сына в семье.

Автобус въехал в город и остановился ненадолго на развороте перед автовокзалом. Перед нами открылся вид на спортивное поле. Раздался грохот, и по дорожкам пронеслись детские карты. Девочка замерла у окна, перевела дыхание, потом закричала:

- Что это, что это? Это они едут сами?! Мы туда пойдем? Мы ведь туда пойдем? Мы специально сюда приехали? Это ты так придумал?

Отец опасливо на меня взглянул и не ответил.
 
Автобус остановился. Пассажиры вышли на залитую солнцем площадь. Шум города на минуту стих. Я оглянулась на своих попутчиков. Отец с дочерью смотрели на поле. Там начинался новый заезд. Я мысленно пожелала им удачи и заторопилась на маршрутку. Дорога продолжается.

*Одна песня об оценке человека по критериям красивый/некрасивый. Не слушайте. А если дети случайно услышат, то можно объяснить, что красивыми становятся все, кто занят любимым делом и находятся в обществе дорогих им людей.


Рецензии