Эстрадные керосинки 3

Глава 3 Репетиция.

 Эстрада тех лет имело прочную устоявшуюся структуру- основа концертов составляли задушевные шансоны и сатирические  миниатюры. Иногда в репертуар вставлялись для зрелищности чисто цирковые номера - иллюзионистов, акробатов, мимов- клоунов в основном под популярного Чаплина, жонглеров, чечеточников.и прочие эксцентриков от шпагоглотателей до огнедышателей.
Везде был  свой стандарт  мастерства - например, жонглеры выпускались на сцену с минимум пятью предметами - верх мастерства - был девять бутылок , шаров,  апельсинов или кеглей.

  Если цирк был универсален для любой аудитории, шансон был более выборочен, иногда лирический иногда блатной, шли на ура куплетисты и частушечники.
С миниатюрами был сложнее. Наработанный капитал чтецов составлял пакет устных рассказов или диалогов,  реже  инсценировку классических литературных шедевров.  Главный комизм , фокусирующий настроение  зрителя. вырабатывался вначале с помощью волапюка - бытового сленга с украинским армянским  еврейским турецким и польским акцентом.  Особым спросом пользовались одесские еврейские расказы, тут лидировал Шолом Алейхем, Бабель, Ядов. Герои местечковые и просто деклассированные персонажи с кичмана типа "Гоп со смыком" делали  смех.
Заодно  пробовали и  сценический марафон.  Начинали с  Достоевского -  "Преступления и Наказания." Перескакивали на оперетту и заканчивали разухабистым дивертисментом с романсами и анектодами. И зритель охотно принимал шесть часов представления в душном зале  или на летней эстраде курорта .
После революции вкусы публики изменились -   герой юморесок  стал профессиональным  и социально ориентированным- газетчики, подхалаимы, склочники, хулиганы, невежи, растратчики, приспособленцы.

 Впрочем были и табуированные темы - революция и  правительство .Успехом пользовались и ситуативные миниатюры с бытовой тематикой: зять- теща, муж- жена. внук и дед,. судачащие бабки на скамейке.
Мастера эстрады умели манипулировать вниманием зрителей, умело включая по ходу интермедий хеппенинг, выбирая более расположенных к общению зрителей.
Когда литературные багажи заканчивались - шло в ход элементарное примитивное буриме. С этого начинали многие эстрадные звёзды советской эстрады в том числе Сергей Герасимов и Леонид  Утесов. Иногие репризы шли с эстрады экспромптом, цензура в эпоху НЭПа была символическая. Однако  многие мастера предпочитали отрабатывать интермедии по жестам и интонациям на профессиональной аудитории, знающих предпочтения обычной   публики.   


Корф и Рудин решили порепетировать в розарии за пляжем, там в разгар дня было пусто тётя Соня пошла вместе с Севой с ними. Они уселись на разных скамейках аллейки, напротив друг друга. Корф начал их коронную интермедию - "114  статья Уголовного кодекса" - взятка, Рудин накручивал цену услуги - Корф пытался выкрутиться и в конце вынимал  с сожалением деньги и отдавал - тут и появлялся бдительный милиционер.
Весь номер занимал десять минут. за это время предполагалось три четыре смеха и одно одобрение. Тетя Соня с Севой изображали  сочувственных зрителей.
Первый прогон номера прошел без эмоций. Эстрадники отработали текст без  подъема,  с трудом припоминая фразы и затягивая паузы. Тетя Соня в конце послала Севу дернуть Рафаила за рукав вместо милиционера. Сева перебрался через клумбу и дернул Корфа за рукав. Эстрадники остановились и вопросительно посмотрели на тетю Соню.

- Что не так мама?- спросил Корф. - Вроде не зависали никак.
- Еще как ныряли.    Ребятки - где жест, где эмоция, где пауза. Потеряли весь смак- тянете разговор, как резину,какая  это не эстрада, а раздевалка на пляже в Лузановке. Рафа, ты  киксуешь, - поморщилась тетя Соня. 
 Рудин иронично усмехнулся, Рафаил пожал плечами.
   -И Рафа похоже, что то забыл -главное  для актера -слова должны звенеть, как царские золотые, а не хрустеть как керенки,- назидательно  парирует тетя Соня.  - Тоже пройдите,  но пожестче и нахрапистей с темпом.Как на привозе при торге с цыганом.
-  Тут тема играет - взятка это пережиток - всем понятны паузы,- отбивался Рафаил.
- Рафа - ваша теща - профессиональный клакер. Я отсидела свои полвека на одесских водевилях и знаю, как  будить зрителей.   Оживи текст, Рафа - долго делаешь эмоцию.
- А почему он вместо денег дает кусок газеты?- поинтересовался Сева.
-А потому что на хорошие деньги еще не наработал.- ответила тетя Соня.

Рафаил с досадой вытащил роль и стал ходить кругами по аллее, праздные отдыхающие стали подтягиваться  к актерам. Выделялся в группе случайных зрителей  крепкий подтянутый товарищ  с крупными чертами лица и взлохмаченной шевелюрой.
- И что он всегда так  запинается? -  поинтересовался Сева.
- Так нет - просто это не лучшая его роль, нет , лучшая роль у него  "Замена фамилии", - объяснила тетя Соня.
-Это зачем менять фамилию?- ошарашено спросил Сева.

-  А потому что с церковными фамилиями в ряды товарищей большевиков не устроиться. А он меняет фамилию с Богоявленского на Совнаркомов. И что? Получается  переименоваться только с револьвером  в руке, -  поморщилась тетя Соня .Она замолкла и прислушалась внимательно ко второму прогону интермедии.

- Рафа, стоп! Рафа - ты не Мамонт Дальский ! Даже в Херсоне  так взятки не дают! Разве это взятка -  это букет любимой женщине. Зачем ты оглядываешься Рафа? Это Яша должен оглядываться - ему стыдно брать на лапу, а ты,  Рафа, смотри в глаза - обозначь свой интерес.

 Актеры,  вздохнув, пошли на третий  прогон. У Рудина действительно получилось более натурально оглядываться и  прятать взятку. Не успел Сева добежать чере клумбу к рукаву Рафаила, как зрители взорвались аплодисментами. Актеры машинально поклонились. И тут взлохмаченный отдыхающий начал читать кусок из Зощенко про деньги. У него получалось совсем неплохо с мимикой и жестом. Актеры чуть послушав,  устало  направились к тете Соне.

-Ну, что пойдем в другую аллейку. Его не остановишь ,- сказал Рафа.-Зощенко в моде .
-Послушай Рафа - парень чешет вполне эстрадно,- урезонила его тетя Соня.
-Ну и что -  отмахнулся Рафаил.
- Ты Рафа закрой глаза и вслушайся. Этому товарищу есть  как сказать.
Рафа насмешливо закрыл глаза и выражение его лица резко изменилось.
-Так это чисто Леня Утесов,-  сообщил он, одобрительно глядя на чтеца.
- Во!- утвердительно кивнула тетя Соня.- И жаргончик наш и эмоции в точку. Самый натуральный Леня.
-И что с того?- развел руками Рафаил.- как его подать со вкусом?
- А вот что нибудь да придумаем. Парень заметный. Он всегда купается возле пирса по утрам.  Или мне так кажется , но я этого кренделя вже бачила.И сдается что в Одессе. А насчет денег - пусть вам сева нарисует - карбованцов двести. С газетой
публика совсем ляжет,- заключила тетя Соня.


Рецензии