Эстрадные керосинки 3
Эстрада тех лет имело прочную устоявшуюся структуру- основа концертов составляли задушевные шансоны и сатирические миниатюры. Иногда в репертуар вставлялись для зрелищности чисто цирковые номера - иллюзионистов, акробатов, мимов- клоунов в основном под популярного Чаплина, жонглеров, чечеточников.и прочие эксцентриков от шпагоглотателей до огнедышателей.
Везде был свой стандарт мастерства - например, жонглеры выпускались на сцену с минимум пятью предметами - верх мастерства - был девять бутылок , шаров, апельсинов или кеглей.
Если цирк был универсален для любой аудитории, шансон был более выборочен, иногда лирический иногда блатной, шли на ура куплетисты и частушечники.
С миниатюрами был сложнее. Наработанный капитал чтецов составлял пакет устных рассказов или диалогов, реже инсценировку классических литературных шедевров. Главный комизм , фокусирующий настроение зрителя. вырабатывался вначале с помощью волапюка - бытового сленга с украинским армянским еврейским турецким и польским акцентом. Особым спросом пользовались одесские еврейские расказы, тут лидировал Шолом Алейхем, Бабель, Ядов. Герои местечковые и просто деклассированные персонажи с кичмана типа "Гоп со смыком" делали смех.
Заодно пробовали и сценический марафон. Начинали с Достоевского - "Преступления и Наказания." Перескакивали на оперетту и заканчивали разухабистым дивертисментом с романсами и анектодами. И зритель охотно принимал шесть часов представления в душном зале или на летней эстраде курорта .
После революции вкусы публики изменились - герой юморесок стал профессиональным и социально ориентированным- газетчики, подхалаимы, склочники, хулиганы, невежи, растратчики, приспособленцы.
Впрочем были и табуированные темы - революция и правительство .Успехом пользовались и ситуативные миниатюры с бытовой тематикой: зять- теща, муж- жена. внук и дед,. судачащие бабки на скамейке.
Мастера эстрады умели манипулировать вниманием зрителей, умело включая по ходу интермедий хеппенинг, выбирая более расположенных к общению зрителей.
Когда литературные багажи заканчивались - шло в ход элементарное примитивное буриме. С этого начинали многие эстрадные звёзды советской эстрады в том числе Сергей Герасимов и Леонид Утесов. Иногие репризы шли с эстрады экспромптом, цензура в эпоху НЭПа была символическая. Однако многие мастера предпочитали отрабатывать интермедии по жестам и интонациям на профессиональной аудитории, знающих предпочтения обычной публики.
Корф и Рудин решили порепетировать в розарии за пляжем, там в разгар дня было пусто тётя Соня пошла вместе с Севой с ними. Они уселись на разных скамейках аллейки, напротив друг друга. Корф начал их коронную интермедию - "114 статья Уголовного кодекса" - взятка, Рудин накручивал цену услуги - Корф пытался выкрутиться и в конце вынимал с сожалением деньги и отдавал - тут и появлялся бдительный милиционер.
Весь номер занимал десять минут. за это время предполагалось три четыре смеха и одно одобрение. Тетя Соня с Севой изображали сочувственных зрителей.
Первый прогон номера прошел без эмоций. Эстрадники отработали текст без подъема, с трудом припоминая фразы и затягивая паузы. Тетя Соня в конце послала Севу дернуть Рафаила за рукав вместо милиционера. Сева перебрался через клумбу и дернул Корфа за рукав. Эстрадники остановились и вопросительно посмотрели на тетю Соню.
- Что не так мама?- спросил Корф. - Вроде не зависали никак.
- Еще как ныряли. Ребятки - где жест, где эмоция, где пауза. Потеряли весь смак- тянете разговор, как резину,какая это не эстрада, а раздевалка на пляже в Лузановке. Рафа, ты киксуешь, - поморщилась тетя Соня.
Рудин иронично усмехнулся, Рафаил пожал плечами.
-И Рафа похоже, что то забыл -главное для актера -слова должны звенеть, как царские золотые, а не хрустеть как керенки,- назидательно парирует тетя Соня. - Тоже пройдите, но пожестче и нахрапистей с темпом.Как на привозе при торге с цыганом.
- Тут тема играет - взятка это пережиток - всем понятны паузы,- отбивался Рафаил.
- Рафа - ваша теща - профессиональный клакер. Я отсидела свои полвека на одесских водевилях и знаю, как будить зрителей. Оживи текст, Рафа - долго делаешь эмоцию.
- А почему он вместо денег дает кусок газеты?- поинтересовался Сева.
-А потому что на хорошие деньги еще не наработал.- ответила тетя Соня.
Рафаил с досадой вытащил роль и стал ходить кругами по аллее, праздные отдыхающие стали подтягиваться к актерам. Выделялся в группе случайных зрителей крепкий подтянутый товарищ с крупными чертами лица и взлохмаченной шевелюрой.
- И что он всегда так запинается? - поинтересовался Сева.
- Так нет - просто это не лучшая его роль, нет , лучшая роль у него "Замена фамилии", - объяснила тетя Соня.
-Это зачем менять фамилию?- ошарашено спросил Сева.
- А потому что с церковными фамилиями в ряды товарищей большевиков не устроиться. А он меняет фамилию с Богоявленского на Совнаркомов. И что? Получается переименоваться только с револьвером в руке, - поморщилась тетя Соня .Она замолкла и прислушалась внимательно ко второму прогону интермедии.
- Рафа, стоп! Рафа - ты не Мамонт Дальский ! Даже в Херсоне так взятки не дают! Разве это взятка - это букет любимой женщине. Зачем ты оглядываешься Рафа? Это Яша должен оглядываться - ему стыдно брать на лапу, а ты, Рафа, смотри в глаза - обозначь свой интерес.
Актеры, вздохнув, пошли на третий прогон. У Рудина действительно получилось более натурально оглядываться и прятать взятку. Не успел Сева добежать чере клумбу к рукаву Рафаила, как зрители взорвались аплодисментами. Актеры машинально поклонились. И тут взлохмаченный отдыхающий начал читать кусок из Зощенко про деньги. У него получалось совсем неплохо с мимикой и жестом. Актеры чуть послушав, устало направились к тете Соне.
-Ну, что пойдем в другую аллейку. Его не остановишь ,- сказал Рафа.-Зощенко в моде .
-Послушай Рафа - парень чешет вполне эстрадно,- урезонила его тетя Соня.
-Ну и что - отмахнулся Рафаил.
- Ты Рафа закрой глаза и вслушайся. Этому товарищу есть как сказать.
Рафа насмешливо закрыл глаза и выражение его лица резко изменилось.
-Так это чисто Леня Утесов,- сообщил он, одобрительно глядя на чтеца.
- Во!- утвердительно кивнула тетя Соня.- И жаргончик наш и эмоции в точку. Самый натуральный Леня.
-И что с того?- развел руками Рафаил.- как его подать со вкусом?
- А вот что нибудь да придумаем. Парень заметный. Он всегда купается возле пирса по утрам. Или мне так кажется , но я этого кренделя вже бачила.И сдается что в Одессе. А насчет денег - пусть вам сева нарисует - карбованцов двести. С газетой
публика совсем ляжет,- заключила тетя Соня.
Свидетельство о публикации №222031501597