Восклицательная интонация как общий элемент в ССП

1. ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТ в сложносочиненном предложении (ССП) – это очень важно.  В этом случае два простых предложения в составе ССП, связанных союзом И,  объединяются в одну фразу, произносятся без паузы, а на письме не разделяются запятой.

Восклицательная интонация тоже может быть общим элементом, но тема эта не совсем понятная. В правилах Розенталя говорится так: Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

(1) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ предложения: это кто такие и что им надобно? (П.) — объединяет вопросительная интонация; Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда? Когда состоится конференция и какова повестка дня? Вы придёте ко мне или мне прийти к вам?

(2) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурм.) — объединяет побудительная интонация; Пусть кончится холод и наступит тепло! — объединяет побудительная частица; Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках! — объединяет побудительная частица;

(3) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Как он смешон и как глупы его выходки! — объединяет восклицательная интонация. Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы! Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!
§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении, пункт 3
http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=133#pp133

2. Получается, что ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ предложение – это, прежде всего, предложение, ПОСТРОЕННОЕ определенным образом. Например, местоимение КАК в них имеет восклицательное значение, а вопросительные местоимения СКОЛЬКО и КАКОЙ используются в риторическом вопросе, тоже построенном как восклицание. Ну и конечно же, они имеют восклицательную интонацию.

В ПОБУДИТЕЛЬНЫХ предложениях используются частицы ПУСТЬ и ДА, а также повелительная форма глагола. Что такое побудительная интонация и чем она отличается от восклицательной интонации – не очень ясно, ведь в обоих случаях на конце предложения стоит восклицательный знак.  Вероятно, дополнительным силовым ударением и особой экспрессией.

3. Все эти рассуждения потребовались при ответе на следующий вопрос: Нужна ли запятая при двойном использовании частицы НЕ в предложении?
Не я заварил эту кашу (,) и не мне ее расхлебывать!
Не я писала эти строки (,) и не мне их исправлять!
Не я забеременела (,) и не мне рожать!

Казалось бы, восклицательная интонация здесь присутствует и может быть общим элементом, так как стоит соответствующий знак. Но в этих примерах НЕТ ПРИЗНАКОВ структуры восклицательных предложений, да и прочитать их можно без восклицания, как обычные повествовательные. Так ставить запятую или нет?

Вопрос так и остался до конца неясным. Объединение приведенных предложений возможно, но проблематично, так как пауза там весьма ВЕРОЯТНА. Восклицательный знак стоит, но по структуре это обычные предложения. Все эти вопросы в правилах не рассматриваются, так что остается внимательно наблюдать за практическими решениями авторитетных авторов.

4. Но интересной была сама формулировка вопроса: автор связал постановку или отсутствие запятой (при общей восклицательной интонации) с наличием повторяющейся частицы НЕ. Почему?

Надо отметить, что многое при наличии общей восклицательной интонации зависит от постановки УДАРЕНИЙ в каждом предложении. Если мы хотим ЛОГИЧЕСКИ подчеркнуть ударением какое-нибудь слово в первой части, то пауза при этом НЕИЗБЕЖНА, а слитное прочтение (в одну фонетическую фразу) становится невозможным. И тогда запятую надо ставить.

И вот в приведенном примере  слова с "НЕ" нуждаются в таком логическом подчеркивании КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ слов (НЕ Я, НЕ МНЕ): Не я писала эти строки, и не мне их исправлять! 

Это тоже приводит к мысли, что запятая (даже при наличии общей восклицательной интонации) здесь НЕОБХОДИМА и задается структурой самого предложения, хотя в конце фразы стоит общий восклицательный знак. Но в этом случае (при наличии паузы) восклицательная интонация всего сложного предложения относится к каждому простому предложению в ОТДЕЛЬНОСТИ.


Рецензии