Ранние контакты агулов с арабами

 

Чуть более 1400 лет назад делегация небольшого агульского народа, именуемого в источниках  «филанами», наряду с делегациями и некоторых других этносов Страны гор, подписала с военной  администрацией, появившихся на Кавказе арабских войск, договор о сотрудничестве и принятии, выдвигаемых ими условий.
Это событие повлекла за собой фундаментальную трансформацию традиционного уклада жизни  горцев. Но эта была вынужденная мера. Тем не мене, обстоятельства таковы, что за более чем 1400 лет прошедших после этого, агулы со своей стороны заключенные соглашения ни разу не нарушали.  Договор, по сути, до сих пор является действующим, поскольку агульская сторона не только не нарушила условия, но и не выходила из него. Более того, агулы стали самыми верными и усердными  трансляторами идей Ислама на Восточном Кавказе, и продолжают оставаться такими до сих пор.  Но, а как все происходило, читайте ниже.

                Ранние контакты агулов с арабами

Одной из ярких страниц дагестанской истории связана с приходом в регион арабов. Считается, что первые походы их на территорию Дагестана носил разведывательный характер и начало им было положено в 642-643 г. при халифе Умаре, который поручил полководцу Сураке ибн Амру возглавить поход на Кавказ. Помощником его выступает Абдурахман ибн Рабиа, брат которого Салман ибн Рабиа был "распорядителем добычи".

В 644-645 году, назначенный наместником халифа в Сирии Муавия, назначает правителем ал-Баба Хабиба ибн Масламу, который совершает поход в Азербайджан и Армению за то, что жители их отказались от того, о чем договаривались с мусульманами в дни халифа Умара. В то же время арабы врываются в Арминию (провинция в которую, кроме Армении входили восточная Грузия, Арран и некоторые другие области ) и учиняют там погром объединенным силам "батрика армияникоса", и северокавказских областей (ал-Лана, Семендера и др.). В течение восьми последующих лет арабы один за другим совершают в регион еще четыре похода. Затем военачальник Салман ибн РабигIа переправляется через Куру, занимает Кабалу, после чего правители Шеки, Камибарана, Хайзана, Ширвана "и остальные малики гор, жители Маската, Шабирана и города ал-Баба" заключает с ним мир. Затем арабы двигаются в сторону Дербента. Но считается, что этот поход для них был неудачным. Вблизи Баланджара арабское войско было разбито хазарами.

Так завершается первый этап завоеваний арабов на Восточном Кавказе. Нам он важен тем, что в этот период, как сообщает арабский автор ал-Куфи, Салман ибн Рабиа "направил послов к владыкам гор". Затем к нему, в захваченную столицу Кавказской Албании «прибыли владыка ал-Лакза, владыка Филана и владыка Табасарана. Все они доставили ему деньги и подношения и согласились ежегодно вносить известную контрибуцию".

Известно, также, что первые попытки арабов утвердиться в Дагестане в 7 в. не только закончились провалом, но и способствовали активизации усилий хазаров по захвату территорий южных соседей. В 710 году они совершают набег на Закавказье, захватывают Албанию и удерживают ее в своих руках в течение трех лет. Однако, Маслама, сын Омеядского халифа Абдул-Малика и сводный брат халифа Валида, прозванный в Дагестане Абу Муслимом - "отцом мусульман" отвоевывает у хазар захваченные территории, и затем в 714 году после трехмесячной осады овладевают Дербентом.

Так начинается второй этап арабских завоеваний. Но закрепиться в регионе им так и не удается. Против них выступают не только хазары, но и местное население, включая женщин и детей. Сообщается, что тогда в результате военных действий южный Дагестан неоднократно переходил из рук в руки.

Очередной завоевательный поход арабы совершают в 722 году, чьи войска, разгромив хазар, вступившихся в Ширван, врываются в Дагестан. Одновременно с этим поход в сторону лакзов в 722 году совершает и мусульманский правитель Армении Харис ибн Амр Таиец. Ему удается занимать Хасмадан. Но в целом и этот поход арабов завершается неудачей, а Таиец был смещен с должности правителя и на его место был назначен Джаррах, который вслед за предшественниками также совершает походы на Дагестан. Он входит в оставленный хазарами Дербент, но население, живущее близ Дербента, особенно табасараны и кайтаки, продолжают оказывать им сопротивление. Джаррах решает наказать их и отправляет в Кайтак трехтысячный карательный отряд. Такой же отряд численностью в две тысячи человек он направляет и в Табасаран. Они учиняют в Табасаране и Кайтаке погромы. В Табасаране захватывают 2000 пленных, 4000 лошадей, крупного рогатого скота, овец, много оружия и другого имущество, принадлежащее местному населению.

В промежутке между 727 и 732 годами два крупных похода в Дагестан совершает и Маслама, в результате которых арабам удается закрепиться в Дербенте окончательно. Сообщается, что с целью превращения его в свой опорный пункт, Маслама из Сирии переселяет сюда 24 000 воинов с семьями, хотя в некоторых источниках эта акция приписывается Хишаму ибн Абдульмалику, двоюродному брату известного правителя Умара ибн Абдулазиза, который правил (724–745 гг.). Но здесь важно знать, что даже после этого, не согласные с завоевательной политикой арабов, лезгины и табасараны продолжали оказывать им сопротивление, и Маслама был вынужден направить против Лакза свою отборную конницу, а сам во главе пешего отряда отправился на очередное покорение Табасарана. И лишь после подавления выступлений в этих районах арабам удается продвинуться дальше.

Религиозные войны против соседей продолжает вести и правитель Армении, который обосновался в Дербенте. Но последние походы вглубь Дагестана (например, в 739 г.) связаны с именем Мервана, который подчинил своей власти Серир, Туман, Зирихгеран, Кайтак, жестко подавив выступления населения этих областей и обложив их налогами. Не согласных с такой политикой арабы преследуют и наказывают. Так, когда "царь Лакза" Авиз отказывается платить налог и присоединиться к мусульманскому войску, наказать его по долине Самура отправился лично сам Мерван, где "перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не будучи в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз". После подавления сопротивления управление страной поручается Хашраме Сулямиту. Население "царств" территорий, которые попадаются под юрисдикцию арабов, облагается налогом. Так, владетель Серира обязан был поставлять арабам ежегодно 1500 юношей и 500 девиц... и привозить в зернохранилища Баба сто тысяч мер зерна. Зирихгеран должен был доставлять ежегодно 50 юношей и 10000 мер, А Хамзин (Кайтак) - 500 юношей и девушек, а также 30.000 мер в зернохранилище Дербента".

Единственный кому повезло в этом плане - это филаншах, владетель незначительного по территории владения агулов. Ему удается найти общий язык с арабами. Историк Белазури сообщает о нем как о единственном царе (Дагестана), который "за его заботливость о мусульманской армии, военные подвиги и похвальное поведение" не был облажен данью. "Он ничего не наложил на филаншаха", констатирует историк. Согласно этому источнику "таков же и правитель Табасарана, табасараншах", правивший на территории, где арабское влияние было наиболее сильным. Но впоследствии по данным того же Белазури на поданных табасараншаха наряду с жителями других владений, Мерван наложил дань в десять тысяч мер, которые они обязаны были доставлять в зернохранилища Баба.

Вопреки тому, что исследователи в духе советских времен налоговые действия арабов считают признаком небывалого закабаления местного населения, в реальности же такая практика является базовым пунктом внутренней политики любой страны. Не известны случаи, когда завоеватели накладывали бы дань на население завоеванных стран, а жителей своей страны освобождали от налогов. Так могли поступать лишь грабители и мародеры. И поэтому, какой бы ни казалась обременительной налоговая тактика арабов, но тогда она была необходима, т.к. без них государство не могло существовать, тем более в эпоху войн и завоеваний, когда необходимость в средствах возрастает в разы по сравнению с мирным временем. Кроме того следует учесть, что центры обеспечения армии арабов находились далеко в тылу и инфраструктура способная обеспечивать ее необходимым еще не была сформирована.

Правильное понимание этой ситуации и формирование Масламой в Дербенте баз обеспечения, куда стекали налоговые поступления с местных владений, позволило арабам, наконец, повысить эффективность своих действий и закрепиться в регионе. Но удивляет то, что Филан среди всех остальных владений Дагестана умудряется в столь сложное время получить от арабов налоговые преференции, что само по себе является из ряда вон выходящим событием. Нет, конечно, арабы наряду с политикой завоеваний и репрессий, проводили и политику соглашений с населением завоеванных владений. Свидетельствует о том, сохранившийся текст охранной грамоты, выданный правителю Баб аль-Абваба Шахрбарзу и жителям Арминии Сураком ибн Амром.

Он гласит:"Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Это то, что пожаловал Сурака ибн Амр, амил повелителя правоверных Умара ибн ал-Хаттаба, Шахрабарзу и жителям Арминии и ал-Армана. Он представляет им безопасность их жизни и имущества, религиозной общины, если они не будут совершать вредные поступки выступать (против). Что касается жителей Арминии и ал-Абваба... то он договорился с ними, что будут участвовать во всех походах и выполнять всякое дело, которое правитель сочтет благим. Кто согласен на это, тот освобождается от (всех) повинностей, кроме призыва в войско, а призыв в войско это замена их повинностей. (Если в ком-либо из них не будет нужды и он останется (на месте), то на нем то же, что и на жителей Азербайджана по части повинностей, указания пути и стоянки воина в течение (одних) суток. Но если они собраны (в войсках), то это все снимается с них; если же оставлены (на своих местах), то берется с них..."

Но коль скоро Филан, согласно сведениям хроник, ведет себя в точном соответствии с условиями, предъявляемыми арабами к завоеванным странам, то необходимо констатировать, что такое же соглашение, подкрепленное такой же охранной грамотой, должна была быть достигнута и с ними, причем в той же Кабале тем же Сураком ибн Амром. Собственно говоря, об этом прямым текстом ал-Куфи и повествует, когда сообщает, что владыки Лакза, Филана и Табасарана согласились с условиями, предъявленных арабами в Кабале. Ведь именно нарушение такого договора, достигнутого ранее с ними, послужило причиной того, что в 739 г. Мерван совершил карательный поход в Лакз, в результате которого эта страна была разорена. Но для объяснения факта представления Филану налоговых преференций, взамен верной службы, от которой в виду незначительности самого владения Филан арабам было мало проку, приведенные выше аргументы были бы слишком банальными. Должны были быть и более веские причины. А одними из них могли быть и стратегическое положение занимаемое Филаном в регионе, и ту роль, которую они играли в дагестанском обществе, и, естественно, соображения безопасности, прежде всего для самих арабов в плане контроля над внутренними путями сообщения Дагестана до которых сами они не в состоянии были добраться, а уже потом в последнюю очередь и все другие обстоятельства.

Налоговые преференции - это не единственное, что агулы получили сотрудничая в ту эпоху с арабами. В этом плане они получили и ценность на порядок большую, чем все освобождения от налогов. Имеется в виду почетное прозвище Баб аль-кьист Риджа - "Ворота справедливости", которым арабы наделили селение Рича, единственное в своем роде на всей территории Дагестана.

Местное население использовалось и в прямых военных действиях. Известно, что у арабов была мобильная и хорошо сформированная армия, способная совершать большие переходы. Состояла она из конницы и пехоты. Конница, как обычно, была укомплектовано самими арабами, а пехоту нередко формировали контингентами из покоренного не арабского населения. Не обошла стороной эта участь и жителей Филана, которые, надо полагать по духу и букве достигнутого соглашения, были вынуждены стать участниками практических всех боевых операций арабов проводимых ими за Дербентом, в частности, против хазар. Более того, эта практика стала настолько привычной, что для военных подразделений, сформированных из народов южного Дагестана, арабы в своем войске определяли вполне конкретные дислокации. Так, согласно Баладзори «Мерван обязал владетеля Ширвана (в других источниках - владетеля Лакза) быть в авангарде мусульманской армии, когда она совершает поход в землю хазар, и в арьергарде, когда она возвращается оттуда. И обязал Филаншаха только участвовать в походах с мусульманами, а Табасараншаха обязал быть в арьергарде при вторжении, и в авангарде при возвращении мусульманской армии из похода».
 
Агулы не только участвовали в боевых походах арабов, но являлись участниками и других мероприятиях военного характера. Так, согласно сообщению арабского энциклопедиста Якута в оборонительной системе Дербента были выделены специальные центры, защита которых была поручена жителям Табасарана, Филана, Лакза, Лайзана, Ширвана". Речь идет о создании вдоль Горной стены системы опорных баз с расквартированными там солдатами, или защита которых поручалась жителям верных арабам владений. Таким образом, в обязанность народов Табасаран, Филана, ал-Лакза, ал-Лайзана, Ширвана входила еще защита конкретных участков дербентского оборонительного комплекса.

Вообще в сообщениях из хроник обращает на себя внимание тот факт, что всякий раз при перечислении политических образований или указании на другие обстоятельства с их участием название трех владений - Лакз, Табасаран и Филан используется непременно в единой связке. Так, согласно сведениям Ахмада ал-Куфи после погрома, учиненного им в Серире, Хамрине, Тумане и Шандане, Мерван вызывает «всех царей гор», и в числе прибывших союзников Халифата называет маликов Лакза, Филана и Табасарана. Историк Йакуби, в числе царей стран заключивших мир с Салманом ибн Рабиа в 652-653 г. наряду с маликами Хайзана, Ширвана, Маската, Шабирана, ал-Баба говорит и о "остальных маликах гор - Лакза, Шабирана, Филана, Табасарана. Йакут, перечесляя владения по порядку расположения с юга на север называет Маскат, Лакз, Табасаран, Филан и т.д.
О ранних контактах агулов с арабами, рассказывается и в местных хрониках. Уже упомянутое выше сочинение "История Абу Муслима" повествует о том, что после того, как Абу Муслим, после семи лет распространения ислама в ряде районов Дагестана, ушел к себе на родину, в селение Усуг, что между двух рек над горой Шах ал-Бурз (исследователи, в частности А.Р.Шихсаидов полагает, что здесь имеется в виду агульское село Усуг, расположенное в современном Курахском районе РД) обосновывается семеро его внуков от четвертого сына Михтара Санджаба. Но с течением времени из-за спора возникшего у них с жителями соседнего села Микрах они покидают этот населенный пункт и расходятся в другие селения, в которых находит приют себе. Шестой сын Михтара Санджаба по имени Хамзат, согласно этим сведениям, селится в селении Рича. А внук от второго сына Юсуфа - Раджаб находит пристанище в Тпиге. Интересно то, что династический титул агульских эмиров, последний представитель которой погиб в 1615 году во время персидской войны в Грузии, имеет такое же звучание - михтары, что переводится с персидского как "великие". Имеет ли он отношение к упомянутому в "Истории Абу Муслима" имени Михтар, сказать трудно. Но в Агуле на границе между селениями Тпиг и Рича имеются лесной участок и речка под названиями "Санджабан дар" и "Санджабан рух", который, соответственно, переводятся как "лес и речка Саджаба". А кроме того еще есть и селение Усуг, который ныне административно входит в современный Курахский район. Но все это кажется результатом случайного совпадения.

И в завершение темы, хочется отметить, что в одной из версий хроники "История Абу Муслима" указывается, что он (Абу Муслим) в 8 в. построил соборную мечеть в Дербенте, мечети в отдельных магалах города, а также мечети в Табасаране, в селениях Рича, Фите, Кучхюр, Ахты, Цахуре, во всем Самурском округе и остальных частях Дагестана. Но история, как отмечают исследователи, не располагает фактами такого характера. Аллах, конечно, знает лучше.

Г. Алхасов


Рецензии