Е95 Пушкин Онегин Смысловые узлы и мистификации в
Смысловые узлы Пушкина и мистификации в романе Евгений Онегин
Акцент в анализе = каждое событие отношений Тани и Жени автор обрамляет сюрром, давая понять читателю, что пространство мест и времени искажено, что это мис-тификация, нереальность страны Алисы в Зазеркалье… что это сатирическая пародия на нравы …
Хронотоп отношений и реперы уведомлений автора = это мистика и абсурда сюрра Дали
1) Глава 3 «Барышня» = Конец июня.
Репер мистики – крепостные девушки собирают ягоды (это в Тверской губернии в ию-не…!?), поют песни (чтоб был занят рот и не ели ягод!), еще заливаются в свадебном гоне соловьи… это днем Ивана Купалы!?). Мистика? Ясно – автор четко дал понять – читатель ты в нереальном мире Алисы (как потом Герман в Пиковой даме, прошедший сквозь запертую дверь, а графиня сквозь стену… - мир потусторонних сущностей).
Ленский приглашает Онегина вместе с ним поехать в усадьбуЛариных. Татьяна видит впервые Евгения и … = Это он! = влюбляется в Евгения и пишет любовное послание, выделенное автором в тексте как «Письмо Татьяны». Это письмо взято Татьяной из третьесортного любовного романа, чтение которых было основным занятием девушки 13 лет (!) и которых в доме Лариных было навалом – это основа библиотеки Пашет Лариной. Наследством Пашет (Прасковьи), переданным дочкам Тане и Оле, был е брак по расчету на Дм. Ларине, бурный роман с гарнизонным Грандисоном и… куча любовных романов … Далее автор намекнул на тайну, связывающую семью Лариных-Ленских (Онегин для Татьяны «убийца БРАТА»! и сестра кн. Алина в Москве понимает смысл слов сестры Полин о Грандисоне…).
Итак, девушка Татьяна, которой пришла пора и природа в ней взвыла для «Я твоя!», признается в первой любви своему избраннику … чужими словами из бульварного романа! Какое издевательство желчности над «образом русской женщины» в русской литературе, над той, которая русская душою, сама не зная почему…( да потому что любила русскую зиму и только с такой душой (а французских душ, как и английских и, тем более, немецких) мировая мысль не знает). Не пародия ли это и не абсурд ли не-доумений!?
Татьяна показана как сюрреальная (не от мира сего) провинциальная барышня, в мозгах которой прописаны формуляры низкосортных любовных романов для массового читателя
Пушкин не решился закончить главу логически объяснением встретившихся после письма героев дня = он оставил нас в завязке детектива о сюрреальном мире Тани и пораженном атакой Жене … Объяснительный Разговор автор решил не проводить в этом мире мистов, а вынести его в отдельною главу о реальном мире, в котором он выступил как ортодоксальный проповедник, сторонник здорового либидо и классиче-ский занудливый морализатор …
Итог главы №3 («Барышня» по авторскому) плану 1830г = полный сюрреализм, мисти-ка, искажение пространства и времени с пародийным показом источника любви Тать-яны и ее сути – образца русской душой провинциальной барышни с мутной родо-словной из захолустной дворянской усадьбы тверской губернии
2) Глава IVДеревня (или O! rus! по Hor.)
Глава 4 = это апофеоз пушкинской пародии на тексты моралистов = моральным терза-ниям Евгения, соблазняемого любовной тиранией провинциальной. Пропустив ШЕСТЬ строф, показав тем самым, что автор перемещает нас из удаленной на млрд. световых лет расширяющейся с ускорением там за горизонтом событий Вселенной мистов, из бредового мира иллюзий провинциальной созревшей плотью барышни-аутиста Татьяны в реальный мир бывшего но остывшего лайвласа Евгения… сраженного наповал откровениями (апокалипсисом) плотской истомы посланницы…
Далее реальный мир обозначен пародией на морализаторство: в течение 21-ой строфы исстрадавшийся сомнениями и задавленный воспоминаниями об ошибках опыта Евгений Онегин обдумывает письмо и оценивает риски своего последующего поведе-ния. Но за моралью проглядывает очевидный расчет: петербуржец еще здоровый и лишь хандрящий самец Женя не против бы воспользоваться … но … но понимает – это письмо взято из романа, это чужие слова использованы травмированной бульварными романами провинциальной барышней – а значит она инфантильна, страдает на-следственностью Лариных-Ленских отягощенной патологией – она по мозгам и IQ = нимфетка и потому опасна! – sexс такой небезопасен, есть риск женитьбы по принуж-дению… а то Женя уже проходил и сыт по горло…
Рис. Эндрю Уайес. Кристина
Письмо Татьяны с чужими французскими словами Евгения просто обидело. Ведь у Жени здоровое либидо и ничего его на помойке не валяется. В итоге Женя надел на шкуру волка бараний тулуп, а поверх еще и рясу проповедника, и прочитал Татьяне лекцию из кн. Бытие – о грехопадении и об изгнании из Рая (огороженного места в саду ОКБ Б-га околоземного, теперь уже удравшего…).
Но перед этим Пушкин подчеркнуто мистификационно переместил встречу героев в потусторонний фантастический мир к символичной скамье используя для этого сати-рическое описание показательно нереального марафонского забега Татьяны:
XXXVIII
И между тем душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
Вдруг топот!.. кровь ее застыла.
Вот ближе! скачут… и на двор
Евгений! «Ах!» – и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью,
И, задыхаясь, на скамью
XXXIX
Упала…
По ходу описания мемуарных рассуждений Онегина и принятия решения за Женю автор приходит к двум фундаментальным формулам своего формуляра или Кодекса АСПизма:
I= Любовью шутит сатана.
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
II= Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.
Это уже не сюрр С.Дали = это супер-реализм и он мощнее социалистического и реально постиндустриального реализма с его «Пролетарии всех стран совокупляйтесь со всех сторон!»
54-2. Мих. Брусиловский
Итог: глава дает блистательный пример текста занудного морализатора… И в этом ка-честве он делает творение Пушкина еще более сюрреальным даже абсурдным.
3) Глава V “Именины» - Январь
Это композиционный, семантический и … какой угодно… центр всего сатирического романа = это мистериальный кодированный Сон Татьяны …
Алексеев И.В., начитавшийся Баркова Э. и поверивший оному: <*** 25 декабря 1820 - 5 января 1821 - святочные праздники и гадания в доме Лариных. Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег - "чу... снег хрустит" - , 5, IX, 9, а снег выпал лишь "на третье в ночь" - 5,I, 5) и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые "страшные вечера" (между Васильевым днем и Крещением). (Ночь с 5 на 6 января - сон Татьяны. Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения/12 января - день именин Татьяны.***>
Пушкин выбирает для Татьяны самое пограничное испытание - СТРАШНЫЕ гадательные вечера на Святки! Он правда и сам испугался – сам не решился и героиню, несмотря на все ее плотские муки невольной целомудренной монахини в семье Лариных-Ленских.
Первый репер мистификации, пародирования, погружения читателей в сюрр и изде-вательства над ними автора = Таня вышла в простом платьице на ночной мороз встре-тить послание–видение суженного …им оказался Агафон … Фантасмагор. юмо-рон!
Второй план мистификации – это гадание и легендарный сон Татьяны. Для святочного гадания Пушкин выбирает для Тани щадящий эксперимент – гадание хоть и в варианте рисков «страшного вечера», но зато под наркозом Морфей Петровича = гадания во сне…
Таня погружается в сон… Но это не ее сон! Несмотря на то, что ее любимой книгой была гадательная книга Мартена Задеки (та еще мистификация!), Таня ТАКОГО сна – полного мистических знаков запредельного и энциклопедически перенасыщенного символами эзотерики мистерий – просто не могла увидеть – не по мозгам и не полетам бродить в половой истоме по Запредельному, где Хозяин = Он, Князь мира сего!
Единственное Танино во сне – эротика. Всё остальное от Нашего Всего – его сон о пре-следующей его бесовщине (его сквозном метасюжете поэтическом и прозаическом) с пророческим суицидальным вызовом Владимира, его решением стать жертвой, чтобы оградить сестру от ловласа, первым опережающим выстрелом Онегина и убийством им поэта по схеме дуэли «А до смерти 4 шага…!».
Но что показательно – Пушкин заканчивает сон Татьяны трагикомической попыткой Онегина - Хозяина бестиария и шабаша в нем потусторонний говорящих сущностей - укусить Татьяну в шею и его абсурдным криком-рыком «МоЁ!»! Моё что или кто? Моё добро или… дерьмо? Хотя, конечно, всё равно…
Вест сон и его сатирическая концовка - это пик мистериального в романе в стихах, это грандиозный сюрр, это ода эзотерике и демонизму!
И этот сон (с его мистериальными культовыми смехотворными пародийными сценами из готических повестей и штампов бульварных любовных романов) суть смысловой узел всего сатирического романа о Роке и его силе – единственной серьезной теме во всем тексте романа (ли).
4) Глава V «Поединок». Январь
Речь идет не о поединке как дуэли. Речь идет о поединке Онегин-Ленский в принципе. И тут Пушкину не до сюрра и абсурда = дело серьезное… Это схватка натур и …тайн. Раздраженный молвой, Онегин признается Ленскому в полученном письме от Татьяны. /Он не знает какую мину заложил – он не знает тайны о Грандисоне Полин, о бесплодии Ларина и о том, что Татьяна – дочь Ленского … подставившего … плечо коллеге в трудную пору молодой семьи Лариных. Ленский спас их брак. В благодар-ность Дмитрий готов до своей смерти от старых ран в пах отдать девочку Ольгу (ей по оценкам ряду калькуляторов – 12 лет…) за Ленского младшего./ Задумав отомстить Ленскому за базар на именинах Татьяны, Онегин намеренно безобидно (почти) флир-тует с Оленькой и добивается от глупенькой ответной игры…
Ленский взбесился. То было не бешенство любовной ревности, то была ярость брата: он понял действия Жени как атаку Лайвлас Фобласовича Беспардонного и решил ог-радить сестру Татьяну от паутины соблазна и уберечь ее от сетей грозного безжалостного позора…
Он моментально прибегает к картелю – вызову на дуэлю. Онегин ничего не понимает, но … вызов принимает = отказ вызовет молву пострашнее дуэльных последствий. Убить Женю ему ничего не стоит. Бей первым, Федя! Таков завет всякого КВН-щика. Владимир жертвует собой: он понимает – Евгений убьет его, но сестра /(7- XIV) Она должна в нем ненавидеть // Убийцу брата своего;/, пораженная бульварной романистикой поганых, не станет его любовницей = ибо сестра не станет и женой убийцы…
Она его не будет видеть;
Она должна в нем ненавидеть
Убийцу брата своего;
Поэт погиб… но уж его
Так в пятой главе Пушкин пророчески описал свою дуэльную историю и себя как жертву: его женка влюбилась в котильонного принца и пошла на все тяжкие, семье грозит позор, а ее главе – публичные, а не только анонимные рога = только смертью в крови от рук соблазнителя-убийцы можно уберечь жену, семью и свое Дело Жизни = имя первого поэта России. И в его сумеречной дуэле (муж.рода слово тогда) будут те же четыре шага убийцы и первый его поражающий в пах выстрел.
Тема и итоги пятой главы о поединке ничтожества и чести были слишком серьезными и в ней трудно найти следы сюрра, абсурда или пародии. Почти невозможно….
Все эти мистериальные культовые картины в романе ЕО с многочисленными противо-речивыми взаимоисключающими или не совпадающими временными планами и метками событий не дают нам оснований составить непротиворечивую хронологию событий и согласованную по времени историй в жизни его героев … Пытливый чита-тель, потрудившийся собрать и указать на одной единой временной шкале все указанные автором временные параметры, метки и факты, впадает в шоковое состояние = события оказываются из разных не стыкуемых и никак не согласуемых временных планов.
ПЖ проста: автору не было, нет и никогда не будет дела до этих противоречий времени в романе и до тысячи тысяч наивных следопытов, пытающихся перемещаться во времени, калькулировать, фантазировать и сводить концы с концами в надежде спасти от обвинений их божка. Поэтому девки буду собирать ягоды в июне, соловьи будут петь на Ивана Купалу, Тане будет то 17 то 13 лет, сделав невестой Олю в 12…, Вова окончит Геттинген в 18… Таня окажется сестрой Ленскому, а семьи Лариных и Ленских свяжет гарнизонная интрижка Пашет с ее Грандисоном …
Всей этой вереницей нелепостей автор нас просто умоляет не быть дураками из ска-заний Мураками = его роман почти не имеет сюжета и уж точно не имеет конца, время в романе имеет условный календарь, не имеет сквозной оси времени и лишь фрагментами исчислено по календарю… поваренной книги!
Приложение №1
Для коллекционеров меток времени в романе, увлекающихся хронологией событий в романе и специально указанных Пушкиным меток времени, дадим часть их у Алексеева И.В. для примера:
1) (1-XVI) К Talon помчался: он уверен,// Что там уж ждет его Каверин.
Talon - ресторан (по имени владельца P.Talon) по адресу Невский проспект, 15, существовавший до 1825 года.
2) (1-XVI) Вошел: и пробка в потолок, // Вина кометы брызнул ток.
Вино кометы - шампанское урожая 1811 года, когда в небе была видна известная ко-мета (официальное обозначение кометы C/1811 F1).
3) (1-XVII) Онегин полетел к театру, //Где каждый, вольностью дыша, //Готов ох-лопать entrechat, //Обшикать Федру, Клеопатру, //Моину вызвать (для того, //Чтоб только слышали его).
Имеется в виду опера Ж. Б. Лемуана "Федра" по сюжету одноименной трагедии Расина в постановке Д.Штейбельта. Премьера в С.- Петербурге состоялась 18 декабря 1818 г., опера шла весь 1819 год.
В.Набоков: "Лишенный варварским режимом возможности поехать в Ленинград и найти в библиотеках старые театральные афиши, я не могу с уверенностью сказать, какую именно "Клеопатру" имел в виду Пушкин. Возможно, ту, которую играла в Большом театре французская труппа, дававшая в 1819 г. три спектакля на неделе (со-гласно Арапову). Начиная с 4 октября 1819 г. французская труппа - та же? - играла в Малом театре на Невском проспекте."
4) (1-XVIII) Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый;
Речь, вероятнее всего, идет о постановке "Ариадны" Корнеля в 1811 г по катенинскому переводу, а не о "Сиде", как иногда говорят, перевод которого был опубликован Катениным лишь в 1822 г, то есть после событий 1ой главы романа.
5) (1-XX) Толпою нимф окружена, // Стоит Истомина; она, //Одной ногой касаясь пола, //Другою медленно кружит,//И вдруг прыжок, и вдруг летит,//Летит, как пух от уст Эола; //То стан совьет, то разовьет, //И быстрой ножкой ножку бьет.
Авдотья Ильинична Истомина выходила на балетную сцену с 1815 г, еще обучаясь в Петербургском театральном училище, в 1816 г завершила обучение и в 1818 г стала примой. Онегин видит ее уже в этом качестве, окруженную толпою обычных балерин, и случиться такое могло никак не ранее 1818 года, но весьма вероятно, что и позже.
6) (1-XXI) С мужчинами со всех сторон//Раскланялся, потом на сцену // В большом рассеянье взглянул, //Отворотился - и зевнул, //И молвил: "Всех пора на смену; //Балеты долго я терпел, //Но и Дидло мне надоел".
Шарль Луи Фредерик Дидло с 1801 года руководил Петербургской балетной труппой, был уволен и покинул Россию в 1811 году. После войны получил приглашение вер-нуться и продолжил карьеру балетмейстера с 1816 года. Истомина и Дидло не могли надоесть Онегину ранее 1816 года.
Таким образом, временные метки романа дают достаточные основания считать, что его события действительно разворачиваются с зимы 1819/20 года.
7) (1-XXVII) Всё украшало кабинет// Философа в осьмнадцать лет.
И, поскольку Онегину тогда было 18 лет, то родился он в 1801 г. Этот вывод сущест-венно расходится с датой рождения Онегина, которой традиционно придерживаются многие исследователи - 1795 г. Причиной расхождения стали следующие строчки: (8-XII) Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов,. Безосновательно по-лагая, что отъезд из деревни 26-летнего Онегина состоялся сразу же после поединка с Ленским, который, как есть убедительные основания считать, произошел 14 января 1821 г, исследователи приходят к ошибочной дате. Пять дополнительных лет после дуэли, которые образуются в хронологии после исправления даты рождения Онегина, соответствуют пятилетнему наказанию за дуэль, о котором ничего не говорится в тек-сте, - вероятно, домашнему аресту с запретом покидать имение. Погибших на дуэли, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбище. Могила Ленского нахо-дится на отшибе, среди деревьев у ручья, а это указывает на то, что дело о дуэли не удалось замять - следовательно, Онегин должен был понести наказание. Не вступая в противоречие с временными метками романа, можно считать, что Онегин уехал пу-тешествовать в возрасте 26 лет в 1826-27 году сразу же после отбытия им пятилетнего наказания в виде домашнего ареста в своем имении.
8) = (2 - X) Он пел поблеклый жизни цвет// Без малого в осьмнадцать лет. (6 - X) ... Пускай поэт // Дурачится; в осьмнадцать лет //Оно простительно.
Весной-летом 1820 г. Ленскому было почти восемнадцать, а в январе 1821 г., перед дуэлью, - полных восемнадцать. Год рождения Владимира - 1803. Он на два года младше Онегина.
(2 - XXI) Сердечных мук еще не знав, // Он был свидетель умиленный // Ее младенческих забав...
Ольга и Владимир - дети помещиков-соседей и близких друзей, росли бок о бок. По-скольку Ольга младше Татьяны, ее год рождения можно приблизительно определить как 1808. К осени 1820 года Ольге исполнилось двенадцать лет.
9) (4 - VIII) Уничтожать предрассужденья, // Которых не было и нет // У девочки в тринадцать лет!
Татьяне осенью 1820 г (В. Старк ранее установил, что письмо Татьяны было написано в конце июня, - там в лесах по ночам еще поют соловьи, но с грядок уже собирают пер-вые ягоды!) исполнилось 13 лет. Ее год рождения - 1807. Охотникам до чужих писем будет небезынтересно узнать, что год рождения Татьяны можно также определить по известному письму Пушкина Вяземскому от 29 ноября 1824 года. Из даты письма сле-дует отнять возраст Татьяны, указанный в нем, - 17 лет. Впрочем, личные письма не следует принимать слишком всерьез.
Есть и иной довод = 13 лет не реальный возраст Тани, а его оценка Евгением по анализу письма-плагиата, скопированного из бульварного романа = Таня по оценке опытного Евгения инфантильна и страдает аутизмом…
Следующие даты определены В.Набоковым (1964) и Ю.Лотманом (1980):
25 декабря 1820 - 5 января 1821 - святочные праздники и гадания в доме Лариных. Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег - "чу... снег хрустит" - , 5, IX, 9, а снег выпал лишь "на третье в ночь" - 5,I, 5) и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые "страшные вечера" (между Васильевым днем и Крещением).
Онегин получает приглашение на именины Татьяны от Лариных не позднее 2-го января 1821 года.
Ночь с 5 на 6 января - сон Татьяны. Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения.
12 января - день именин Татьяны.
13 января - весна 1821 г. - время действия шестой главы.
(Шестая глава не имеет фиксированного по времени финала, поскольку забытая и не-ухоженная могила Ленского может указывать на любой длительный промежуток вре-мени от его гибели. Тем самым создается иллюзия хронологической неопределенности для сюжетных линий Онегина и Татьяны. - И.А.).
14 января - дуэль и гибель Ленского.
(8-XVII) "Скажи мне, князь, не знаешь ты, // Кто там в малиновом берете //С послом испанским говорит?" (8-XVIII) "Так ты женат! не знал я ране! Давно ли?" - "Около двух лет". - "На ком?" - "На Лариной". - "Татьяне!" "Ты ей знаком?" - "Я им сосед".
Встреча Онегина с Татьяной на рауте произошла в конце 1829 года. В 1826 году Онегин уехал в путешествие, следом за тем был визит Татьяны в его кабинет, потом - ее отъезд в Москву. В конце 1827 - начале 1828 года двадцатилетняя Татьяна вышла замуж, о чем Онегин узнает только спустя два года.
***
Общий вывод по теме времени в романе ЕО:
1) задача согласования событий и меток пространства-времени романа не имеет стро-гого решения, ибо это роман абсурда, а начальные условия задачи противоречивы по замыслу самого автора
2) эта задача расчета возрастов и времени событий в историях всех героев имеет частные решения в приложениях, когда авторы расчетов календаря романа и свода со-бытий из историй героев на одной оси времени умышленно отбирают только часть материала текста, самостийно искажают или просеивают факты и занимаются подгон-кой их под свою схему, заботясь не об истинной картине противоречивого романа, а лишь о своей персональной уникальности либо о качестве периодической химчистки мундира божка.
Свидетельство о публикации №222031500711