Вдоль Галилейских холмов Продолжение

Песнь царя Давида о горе Гильбоа

«Горы Гельвуйские! да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных».
                (Песнь царя Давида на горе Гильбоа*)

Песнь царя Давида на горе Гельвуйской
слышится в долине битвы, а на склоне
не восходят травы, и зачахлый кустик
там не пустит корни... Той земли солоней

лишь слеза Давида. Там филистимляне
крови иудейской насладились видом.
Царь Сеул-красавец вместе с сыновьями
был убит на склоне, дымкой лет увитом.

Слушаю Танах и вижу, как вживую,
семьи Иссахара, Звулина, Нафтали...
Тех колен потомки на горе Гельвуя
здесь тысячелетья царства создавали.

Тихо и красиво на весенних склонах,
красных анемонов цвет колышет ветер.
Но пятном пустынным на ковре зелёном
склон один солёный хмурый Б-г отметил.


*Гора Гильбоа (Гельвуй) — горный кряж длиной 17 километров и высотой 550 метров над уровнем моря, является самой северо-восточной частью Самарии и южной границей долины Изреель. Здесь сходились границы трех колен Израилевых – Иссахара, Звулуна и Нафтали. Гора исторически связана с именем царя Саула, который воевал и погиб здесь вместе со своими сыновьями, в том числе Ионафаном, близким другом будущего царя Давида.

Анемоны Мегиддо

Цветенье анемонов – капли крови,
«девичий цвет», «невеста» Галилеи.
Аэродром Мегиддо этой новью
поляны осыпал. А те алели,

как будто знаком, символом далёкой
и честной Украины, из развалин
разрушенных кварталов, чёрным оком
глядящих в мир. Там мартовских проталин

не встретишь. Грязью гусеничных танков
с радиоактивной пылью на капоте
покрыта Украина, что подранком
прокладывает храбро путь к свободе.

Я отвернусь. Невыносимо взгляду
похожее на кровь земли цветенье...
И ненавижу. Воинским парадом
надежды – галилейский холм весенний!

У ручья Харод

Говорят, здесь библейский Давид победил Голиафа,
говорят, здесь Саул был убит в Изреельской долине.
У подножья Гильбоа ручей* в Иордан тихой сапой,
а потом водопадом в каньоне стремится поныне.

И базальтовых скал здесь достало, и песен Танаха,
взрывом силы зелёной и мартом израильским пьяный,
крутит струи свои и звенит по-весеннему нахаль,
истекая из туч дождевых – и в историю прямо!

Здесь мамлюки с монголами пили, и будущим крахом
их орды гордый нахаль звенел и катил свои воды.
Тот, кто с битвой пришёл – тот останется проклятым прахом
и стыдом своего же прозревшего позже народа.

На мосту постою. Заколотится сердце от страха
от высоких каньонов в глуби танахических истин.
Там ещё одуряюще свежею зеленью пахло
от молочных и клейких слегка проявившихся листьев.


*Нахаль (ручей) Харод, расположенный у подножия горы Гильбоа, проходит по долине Изреели и впадает в Иордан.

Мадригал общине Домус Галилеа

Священник молодой из Дома Галилеи*
гитару взял и пел на кафедре Танах,
а мы его стихам внимали и робели –
так сочен был язык, так ярок был монах!

Они сюда пришли из сердца Гватемалы –
на гору, где Иисус вещал для рыбаков –
католики, в иврит вложившие немало,
горды признаньем их ученья и трудов.

Висит иконный лик работы Аргуэльо** –
святой примитивизм в видении основ.
Кинерет до краёв наполнен, даже мели,
как бельма на глазу, не видны с берегов.

А Галилейский Дом – чудес архитектуры
творенье, что лежит на мартовском холме.
На входе двух рыбёх показывают турам
паломников, с крестом и кругом по кайме***.


*Одно из самых красивых святых мест на севере Израиля называется Домус Галилеа – Галилейский Дом. Это католический центр на спуске к озеру Кинерет (оно же море Галилейское), примерно там, где была произнесена знаменитая Нагорная проповедь.
**Спроектировал его испанский архитектор Кико Аргуэльо, основатель католического движения «Неокатехуменальный путь». Символом этого движения является Одигитрия – икона Пресвятой Девы Путеводительницы (Virgen del Camino) работы того же Кико Аргуэльо.
***Над входом крест в виде якоря и две рыбы – напоминание о том, что именно рыбаки стали первыми учениками Христа.

Баллада о Пальмахе

Их было двадцать восемь. Пацаны,
не знавшие ни жизни, ни иврита.
За новый Исраэль в бою убиты
в начале вечно длящейся войны.

Апологеты Пальмахима*. Новь
вернувшихся на земли иудеев.
Их сердце билось в такт с простой идеей
сразиться за свободу. Приготовь

гранаты, динамит. Приди в ночи,
когда охрана спит в высокой башне,
и сбрось с горы Мандата день вчерашний,
и песню Пальмахима прокричи!

Но опыта веденья боя нет,
иврит понятен только половине...
Пред смертью автоматною едины
киббуцник и влюблённый, и поэт.

Нашли их всех, лежащих под стеной,
обнявшихся по двое и по трое –
мальчишки, балагуры, не герои,
геройской песни ставшие строкой.


*Пальмах (Пальмахим) – ударные роты, особые отряды Армии обороны Израиля. Создан по согласованию с властями британского мандата в Палестине. Существовал с 15 мая 1941 года по 7 ноября 1948 года.  К началу Войны за независимость в 1948 году состоял из трёх боевых бригад и ряда вспомогательных воздушных, морских и разведывательных подразделений. Его командиры сформировали костяк Армии обороны Израиля и её верховного командования. Пальмах внёс значительный вклад в израильскую культуру. В течение многих лет члены Пальмаха занимали видное место в израильской политике, литературе и искусстве.
Музей а-Реут (дружбы) расположен у Метзудат Кодах в Верхней Галилее. Он увековечивает память 28 бойцов Пальмах, павших в 3 боях на Мецудат-Коах в войне за независимость 1948 года.

В Капернауме

Настанет день – и в городе Христа*
среди руин базальтовых весною
услышишь шум веков, прошедших строем
по берегу. И кажет местность та

дом рыбака и улиц полукружье
трёх лет Его... и Пётр, и Андрей...
и проповедь Нагорную, а в ней –
всё то, зачем наш мир беспечный нужен.

Уже была война. В глаза детей
и матерей уже стреляли танки,
и Украина гордая подранком
вставала грудью над планетой всей!

А я, под сенью храмов и садов,
о мире на земле моей молила,
и ощущала ласковую силу,
идущую от «вечных» рыбаков.

Цели и воскрешай мой хрупкий дом,
обрушившийся в ночь февральской стужи!
Иначе для чего тот город нужен?
И главное – а будет ли «потом»?


*В Капернауме или Кнаф-Нахуме, который в начале эры был процветающим рыбным портом, Иисус поселился после изгнания из Назарета. Здесь он прожил три года. Согласно Евангелию в синагоге Капернаума Иисус подолгу читал свои проповеди, а также сотворил чудеса исцеления и воскрешения.

Город Мессии

Кварталы мистиков и улицы Мессии.
У каждой синагоги – лик и стать.
Сефарды в Цфат* свой гонор приносили
с раввинами беднейшими... Опять

перемещаюсь улочками к небу,
которое здесь ближе, чем всегда –
и веры не поймёт, кто в Цфате не был,
что по горе стекает как вода.

Стекают с неба голубые ставни,
на кованых воротах фонари.
Там переулок есть – он самый главный,
там ждут Мессию с ночи до зари.

Поставят чай и кофе на ступени:
попей с дороги… припозднился, брат…
Картинной галереей поколений
надет на гору иудейский Цфат.


*Цфат - населенный пункт, его называют городом каббалистов и мистиков, поскольку это место окутано таинственной атмосферой. Многие связывают это с бедными раввинами, попавшими сюда в XVI-XVIII веках из Испании и Португалии.

Про Рош-Пину

Эдмонд Де-Ротшильд под своё крыло
взял город, гору, синагогу с парком*,
а в парке том – бароновом подарке
его жене – со входом повезло

лишь служащим. Таким он был, барон –
капризным и отважным меценатом,
но славит своего аристократа
мультяшный град за то, что сделал он.

Потом страницы славы и Пальмах
в войне за независимость. В Рош-Пине
на улочках причудливых поныне
табличек россыпь в славных именах.

В бутик-отель вселиться и вино
потягивать, и галилейским ветром
простуженной, глядеть на пик бессмертный
Хермона**, что достичь мне не дано.


*В 1883 году, примерно через год после основания, Рош-Пину посетил барон Эдмонд Де-Ротшильд. Барон решил взять это молодое поселение под свое крыло и купил здесь дополнительные земли, и на них в первую очередь построил первые общественные здания.
Парк был создан в 1885-86гг. по мотиву Версальского сада в подарок жене барона. В Рош Пине, в отличии от других парков, могли прогуливались после работы только служащие, жителям города к нему приближаться запрещалось. В 1996г. парк был восстановлен и открыт для всех.
В 1948г. во время войны за независимость Израиля жители Рош-Пины активно участвовали в боях и защищали свои земли.
**В ясную погоду с городского холма видны Голанские высоты и даже  снежные вершины Хермона.


Рецензии