Сокровища церкви Святого Августина

(Из цикла «Азбука Рима»)

     Удивительны свойства нашей памяти. Подчас к вечеру уже  не можешь вспомнить событий истекшего дня, а иные,  казалось бы, незначительные эпизоды  повседневности зацепляются и сохраняются узелками на нитях нашей жизни, словно запечатленные на киноленте.
   Как-то после полудня позвонила Лаура и сказала, что жена её племянника из Неаполя ходит на сносях уже последние дни, и вся родня просит  обратиться за неё с молитвой к Богородице, «споспешествующей разрешению от бремени».
- Так что завтра я иду в церковь Сант Агостино. Пойдешь со мной?
- С удовольствием.
   На другой день, перейдя через Тибр по мосту Сан Систо и миновав запруженную с утра  торговцами и покупателями площадь Кампо де Фьори, я нажала кнопку звонка у знакомых дверей благопристойного пятиэтажного особняка.
   От порога меня встретил восхитительный запах кофе.
- Что за племянник у тебя в Неаполе, Лаурочка?
- Это не совсем мой племянник…. Вернее сказать, это племянник моего старинного друга детства. Это он мне всегда присылает  необыкновенный кофе, который так нравится тебе. Так вот. Его единственный племянник, которому уже давно минуло 30 лет, наконец, женился и теперь вся родня с надеждой и тревогой ждет прибавления в семье.
- А откуда тревога?
- Видишь ли, супруга племянника вовсе не молодая девушка, а женщина в годах и у неё это первые роды. Поэтому опасения не напрасные.
   Подзарядившись благодатным напитком, мы с Лаурой повторяем многократно  проделанный путь по виа Говерно Веккью и  от площади Навона сворачиваем влево, пересекая   площадь  Пяти лун.
- А знаешь, название этой площади  происходит от некогда стоявшего здесь дворца папы Пия II, на гербе которого был изображен крест и пять нарождающихся лун. 
   Мы   ныряем под мощную, тяжеловатую арку, под сводами которой проглядывают таинственные оконца, и перед глазами возникает  великолепная церковь  Сант-Агостино, которую нередко туристы обходят стороной.
-  Как ты понимаешь, церковь посвящена  Святому  Августину, одному из четырех отцов церкви, почитаемых во всех христианских конфессиях.
- Да. Святые Августин,  Амвросий, Иероним и Григорий Великий. Помню, впервые побывав  в этой церкви, я пошла в библиотеку (теперь сложно представить, но интернета тогда еще не было) и прочитала его чистосердечную  «Исповедь».
- Замечательная и по сию пору интересная книга. А ведь родился Августин в 354 году, в далекой римской провинции Нумидия. Это современный  Алжир. Получил великолепное по тем временам  образование, преподавал риторику и философию в Карфагене, изучал учения манихеев и неоплатоников. А в 383 году вместе с матерью Моникой перебрался в Италию. Познакомившись и подружившись  с тогдашним миланским епископом  Амвросием, под воздействием проповедей его,  Августин в 387 году на Пасху крестился и отправился обратно в Африку.
- Там вскоре он был рукоположен епископом. За 35 лет своего епископства Августин  создал значительную  христианскую общину в северной Африке, основал несколько монастырей и богословскую семинарию.
- Кроме того,  Августин написал множество трудов, в которых старался согласовать христианство с основами классической, древнегреческой науки. В соответствии с его трудами  в ХI веке был утвержден нищенствующий орден августинцев.
- Прежде, кроме нищенствующих монахов были ещё и  босоногие братья-отшельники и братья-созерцатели. Августинцев можно узнать по облачению: поверх белого шерстяного подрясника надета чёрная ряса  с капюшоном и кожаный пояс.
- Скончался Августин в 430 году во время осады вандалами города Гиппона, что стоял  на африканском побережье. Причем вандалы захваченный город сожгли, но  центральный собор и библиотеку епископа не тронули.
- Видать и среди вандалов нашлись благоразумные головы.
- Однако пора и внутрь церкви пройти, поднявшись по этой просторной лестнице. Кстати, лестница появилась при реконструкции старого храма, который  стоял значительно ниже и очень страдал от бесчисленных наводнений Тибра. Прежний вход в него сохранился вон там, с левой стороны. Сооружая  новую церковь, её ориентировали перпендикулярно к  старой, фундамент подняли на несколько метров, на высоту этой лестницы. И, как всегда, при строительстве храма в XV веке беззастенчиво использовали каменные и мраморные блоки из Колизея.
- Но фасад церкви облицевали местным светлым травертином. Великолепная розачча - большое круглое окно,  составленное словно из разноцветных стеклянных  лепестков розы,   считается одним из ранних примеров новой ренессансной архитектуры в Риме. На фреске над центральным порталом видна изначальная дата строительства -1483 год. 
- Проект её разработан по образцу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла архитектором Альберти. При реконструкции в XVIII веке купол подняли на цилиндрический тамбур, а колокольню преобразовали в квадратную башню.
- Сразу у порога - цель нашего визита, знаменитое изваяние Богоматери, покровительницы рожениц. Предполагают, что она переделана из древнеримской статуи, представлявшей Агриппину с младенцем Нероном. Якопо Сансовино облагородил античный монумент, вдохнул в него новое содержание, и теперь мы видим сидящую  Богородицу,  к  левой ноге  которой прижимается стоящий рядом  Богомладенец. С XVIII века статуя почитается чудотворной. Испрашивая милости, люди целовали стопу, выступающую из-под одежд Богоматери. Обычай стал настолько популярен, что вскоре  мраморная стопа истерлась от прикосновений губ и рук, и её пришлось заменить  на  серебряную.
    Вот и я приложусь к ней, испрашивая милости для Наталии. Так зовут жену племянника. Мы даже записочку оставим. Смотри, все соседние стены увешаны  серебряными сердечками и ангелочками. Это вотивные приношения, или знаки благодарности  за  ниспослание милости. Есть тут и рисунки, иллюстрирующие  свершившиеся чудеса.  Когда нас известят о благополучном разрешении от бремени, мы тоже принесем сюда свои благодарения. А пока давай  пройдемся по церкви, тут есть на что посмотреть.
- Конечно, в первой капелле слева – знаменитая «Мадонна пилигримов»  Караваджо.
- Вообще-то эта капелла посвящена  Мадонне из Лорето.  Согласно канону Богоматерь с Младенцем на руках изображают на крыше дома, поднятого в воздух ангелами. По легенде,  Святой дом, в котором жили Мария и Иосиф, и где произошло чудо Благовещения, в 1291 году,  после завоевания Назарета сарацинами, ангелы перенесли по воздуху в безопасное место. Сначала в Иллирию, на берегу Адриатического моря, а потом в  итальянский город Лорето, находившийся  на территории папской области.
    Караваджо, по своему обыкновению, нарушил все правила и каноны. Вместо обычного  явления Пречистой Девы Марии в небесном сиянии, Караваджо изобразил обычную женщину, в затрапезном, домашнем одеянии, стоящую в полутьме и опирающуюся о косяк довольно убогого жилища. Лишь едва заметное сияние над головами Матери и Младенца говорят об их божественной природе. 
      К тому же, многие римляне увидели в облике Мадонны сходство с высокопоставленной римской куртизанкой Маддаленой Антоньетти, именуемой в просторечии Леной. Она была в ту пору возлюбленной художника и позировала ему   для многих картин.
   А сколько криков поднялось из-за неопрятного вида коленопреклоненных паломников, которые застыли, молитвенно сложив ладони, глядя на Богоматерь и   Богомладенца, который,  высвободив ручку из покрывал, благословляет их. Но зрителей оскорбляли намозоленные, грязные от дорожной пыли ступни, выставленные на переднем плане  прямо в лицо зрителя.   
- Мне вспоминается, что картину заказали наследники маркиза Кавалетти для украшения семейной часовни. А по другим, разноречивым   преданиям,  картина была  написана  в благодарность  за  спасительный  приют, который церковь предоставила терзаемому угрызениями совести и кающемуся  Караваджо после  того, как на площади Навона он серьезно или даже смертельно ранил толи одного из воздыхателей Лены, толи отца соблазненной им девушки. В результате  Караваджо укрылся на время  в церкви и  приступил к выполнению заказа.
- Когда же полотно выставили на суд зрителей, поднялся скандал. Заказчики от картины отказались. Непонятно, как сложилась бы  её судьба, если бы не  благоприятный отзыв о ней знаменитого и модного в ту пору Рубенса. С той поры полотно  осталось в церкви.
- Теперь присядем на скамью, чтобы как следует рассмотреть очередное чудо. У третьего пилястра слева, внизу расположена мраморная группа «Анна, обнимающая Деву Марию с Младенцем на руках». Это  работа другого мастера, Андреа, но с той же фамилией Сансовино. В день Святой Анны, матери Богородицы, здесь некогда собирались поэты, прославляющие её. В церкви сохранился целый том  со старинными  панегириками.
    А над скульптурной группой на пилястре можно видеть фреску, изображающую пророка Исайю. Рафаэль написал её в 1512 году. И по манере письма видно, что он находился в ту пору под очевидным влиянием Микеланджело.
- Как говорили о Рафаэле, «он никого не копировал, но умел брать лучшее ото всех».
- По бокам от пророка  стоят ангелы, которые поддерживают написанное  по-гречески посвящение «Святой Анне - матери Девы, Деве - матери Господа, и Господу - Спасителю». Сам пророк Исайя  держит свиток с надписью «отворите двери, дабы народ уверовавший вошел».
    Кстати, коли уж речь зашла о Рафаэле, здесь, во второй капелле справа,  висит прекрасная копия еще  одной его работы - "Мадонна с розами». Оригинал картины  когда-то находился в Лорето, в наполеоновские  времена его похитили, как и другие, многие итальянские сокровища,  и  лишь недавно полотно обнаружили во Франции.
- Центральный алтарь спроектировал  в 1627 году Бернини. В центре его помещена византийская икона, изображающая «Деву Марию с Младенцем». Её привезли из церкви Святой Софии  после падения  Константинополя. Считается, что эта икона -  список с  иконы, принадлежавшей кисти  Святого Евангелиста Луки.
    У подножия алтаря известный скульптор Исайя Пизанский изобразил умирающую Святую Монику, мать Святого Августина.  Скончалась святая Моника  в Остии в 387 году, а урну с прахом  вместе с античным саркофагом перенесли сюда в 1750 году.
      Надо заметить, что своеобразную славу церковь Сант-Агостино приобрела ещё и тем, что в старину среди прихожанок нередки были знаменитые куртизанки, которые занимали высокое положение в римском обществе. Поначалу, приходя на службу,  они скромно присаживались на задних скамьях, но прихожане  постоянно оборачивались, рассматривая необычных посетительниц, и шушукались, нарушая благоговейную тишину.  Тогда, дабы молящиеся не отвлекались от проповедей и благочестивых размышлений, священнослужители  предоставили сомнительным прихожанкам первые ряды.
   Этим же объясняется и ещё одна странность.  Помимо Святой  Моники, а также кардиналов и других святых, в подземельях этой единственной в Риме церкви  некогда покоились и останки известных римских куртизанок, которых хоронили в освященной земле и даже с почестями.
   Так, в первой капелле слева от входа,  где теперь висит Караваджо,  некогда была погребена Фьямметта,  известная  римская куртизанка,  любовница Чезаре Борджа.  Старшего из сыновей папы Александра VI, который стал  праобразом  для  книги «Государь»   Никколо  Макиавелли.  Была  там и надгробная,  памятная доска, но со временем она исчезла. Интересно, что именем  Фьяметты названа и одна из площадей Рима, где стоит принадлежавший ей некогда дом.
-  А вот простых и бедных жриц любви   хоронили подальше от центра, на окраине, на неосвященной земле под стенами Муро Торто.
     Присев за столик в соседнем кафе, мы снова заговорили о Караваджо.
     Правду сказать,  автор многочисленных картин на благочестивые  сюжеты,  замечательный  художник  Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) не отличался праведностью и был известен в Риме не только своими работами, но и многочисленными  скандальным историями. 
   Создатель новой манеры в живописи,  отличавшейся сложной игрой светотеней и получившей название "караваджизма", художник неизбежно заполучил многочисленных подражателей и завистников. Ранимый и необузданно вспыльчивый, он  с неумеренной горячностью реагировал на жизненные перипетии и на высказывания  собратьев  по кисти.  Нередко перебранки заканчивались отчаянными потасовками. После одной из таких драк Караваджо изобразил  свое  обезображенное  лицо  в лежащей на блюде отрубленной главе Иоанна  Крестителя. 
    Идеализированная со временем эпоха Возрождения характеризовалась не только расцветом науки и искусства. В Вечном Городе в ту пору  звучали исполненные добра и любви проповеди Святого Филиппо Нери, а рядом проходили дикие показательные процессы (над семейством Ченчи) и публичные казни (был возведен на костер Джордано Бруно). Очевидцем  этих событий был и Караваджо.
    Жизнь в Риме не была спокойной, и, несмотря на строжайшие запреты, большинство жителей носили холодное оружие.  Число погибших в стычках и дуэлях было огромным. Как-то, поссорившись с  художником  Кавальер Д'Арпино,  Караваджо вызвал его на дуэль, но тот презрительно отказался драться с человеком,  не имевшим благородного звания "кавалера".  К тому же в это время Караваджо приходилось скрываться от властей из-за совершенного им в ссоре непреднамеренного убийства. Опасаясь гнева папы, отлучившего Караваджо от церкви,  художник покинул Рим и отправился на остров Мальту.  Там он попросил главу Мальтийского ордена присвоить ему звание кавалера, и, в конце концов, добился желаемого.
    Спустя четыре года с попутной шлюпкой Караваджо пустился в обратный путь,  но настигнутое непогодой суденышко было выброшено  на берег.  Местные разбойники избили художника до полусмерти,  ограбили и бросили на пустынном берегу Порто  Эрколе.  Заболев  жестокой лихорадкой,  художник умер в этом небольшом городке 18 июля 1610 года,  не дожив  до  сорока  лет  и  не добравшись до Рима, где через несколько дней его ожидало милостивое прощение папы. В городской арке Порто Эрколе сохранилась мемориальная доска, на которой увековечена память о  великом художнике.


Рецензии