Русская душа и её культурное наследие
Души крестьянские и крепостные,
мёртвые души, уже не живые,
и все с попаданием в рай,
русские души, которых замучил, вовсе не русский тиран,
всё это было, и это осталось, души остались, души, премьер ведь сказал:
помните люди, что душа, то потёмки, и потому она просто живёт,
где-то отдельно, от человека, и потому ей не нужно еды,
и назначают теперь пенсионы, сколько проглотит всё та же душа.
А русская душа или Русский дух или ещё, как принято говорить, загадочная русская душа, на самом деле, это никакая не загадка, а простой стереотип об уникальных чертах менталитета русских в сравнении с иностранцами, как правило, с жителями западного мира, появившийся из русской литературы.
И понятие это возникло не миллионы лет до н. э., а не так и давно, во второй половине XIX века под влиянием философии произведений ведущих русских писателей того времени, таких как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. В их книгах, популярных и в Европе, главенствовало не эстетическое начало, как на Западе, что означало бы что-то красивое, радующее глаз, вызывающее чувства наслаждения, а этическое, которое обязано было удовлетворять не развлекательные, а нравственные потребности человека, те самые, про которые в Библии в десяти заповедях говорится, как и о том, что жизнь не радостью должна быть для человека, а упираться в выполнение тех самых нравственных потребностей, а все развлечения получит он на том свете, называемом кем-то загробной жизнью, там и эстетика будет, и развлечения, и всё то, что мог бы получать человек при жизни, и кто-то и получал, но только не русский, наделённый особыми свойствами русской души, которая при жизни должна мучиться, не то в аду будет в загробном мире гореть она, и потому сейчас ей бы лучше выполнять те самые заповеди, часто наступая на горло своим простым человеческим желаниям, быть счастливыми, и оттого, в основном эти души и были совсем не добрыми, а оставаясь при любом раскладе людьми, не важно, что русскими людьми, они нарушали не только заповеди, но и просто не соблюдали нравственные устои, которые могли бы быть их совестью, которая как видно у них всё же иная… коли душа у них отличная от других душ.
То, что в русской литературе отдаётся ведущая роль именно таким произведениям объясняется банальной неграмотностью большинства населения того времени. Читать же книги могли, потому что умели читать, в основном лишь чиновники и духовенство. И потому постепенно «духовность» подобных произведений перешла в «душевность» и привела к появлению не только у нас, но и за границей такого понятия, как «загадочная русская душа», которое в своё время с удовольствием подкрепил Иван Тургенев, написав, где-то у себя, что у настоящего русского сердце от ребёнка. В этом, видно, и заключалась загадочность русской души, но и не надо забывать, что маленькие дети это не сплошной позитив, если речь об этом, часто дети бывают злыми и жестокими, так что почему именно наличие детского сердца приписал писатель русским, не совсем понятно.
В общем, в Советской России этот термин русской души стал уже использоваться реже, хотя разговоры о духовности и нравственности теперь советских граждан, которым не нужно ничего материального, как и эстетика им не нужна, но оно и понятно, ведь основную массу советских людей составляли те самые неграмотные крестьяне, что привыкли жить, по принципу семеро по лавкам, хоть теперь и в квартирах, и потому книги, которые, как и раньше, практически не читались, а стояли на полках в секциях не советского производства, составляли ту самую эстетическую сторону их жизни.
Правда, начиная с периода перестройки о стереотипном понятии русской души снова вспомнили, и оно снова получило широкое распространение, как во времена Льва Толстого и Достоевского.
Им теперь, лихо размахивая, как журналистским штампом, восхваляющим исключительность страны и народа, объясняли аспекты российской жизни, вызывающие, как и раньше, удивление у иностранцев, объясняющие противоречия между сверхдержавностью государства и бытовой необустроенностью его граждан, тех граждан, что наделены какой-то особенной душой, отличной от других народностей, под названием «русская», той самой, в расчёте на которую вычисляется в нашей стране величина прожиточного минимума, а с учётом того, что душа эта и высоконравственная, и с сердцем, как у ребёнка, по словам Тургенева, то и минимум этот минимальный, детский минимум, причём настолько, что напрашивается вопрос, глядя на цифры, означающие прожиточный минимум в нашей стране, и на слова о душе, на которую этот минимум рассчитан, а разве может душа существовать в отдельности от человека? Но так как сумели рассчитать, то выходит, что может.
Душа отдельно, человек отдельно от этой души, что по факту означает полное бездушное создание в лице русского человека.
И о, да, всё это русские души, что пёрли, как танк, изо всех подворотен, уже не те необразованные крепостные крестьяне, принадлежащие царской России, а те, кто ковал гранит наук уже XX-го и XXI-го века, с тем, чтобы оставить о себе, как о русском человеке, память, то русское наследие, принятое называть культурным, хотя культуры в нём как-то не то, чтобы маловато было, а её и вовсе не наблюдалось, при том, что всегда помнилось, что за русской культурой всегда стояла русская душа, которая желала оставить о себе неповторимый, неизгладимый след в этом мире, где русских всегда выделяла такая субстанция, называемая русской душой, которая должна быть мировым наследием всего человечества.
И вот они, эти русские души, идущие впереди планеты, честь и совесть русских людей, в первых рядах которых выходцы из университетов, профессора и доктора наук, академики, образованные и культурные люди, обязанные пронести через все вехи истории память о русских людях, как о самых необычных, на фоне всей мировой человеческой элиты. Это, в первую очередь, патриоты своей страны под названием Россия, любящие русскую землю и государство, принадлежащее ей, этой земле, и готовые всегда защитить её, пекущиеся о благополучии и
самодостаточности, суверенности своей страны, видя в ней только хорошее, даже в имеющемся плохом, это же патриотизм, не надо забывать. Как налаживать жизнь только будут такие патриоты, у которых и так всё хорошо, не совсем понятно, потому имеется всё же шанс так и увязнуть во всём том, что имеем и в не лучшем.
Тем не менее, равнение на этих самых лучших членов нашего общества, господа русские, кто не вышел умом и образованностью!
Берите пример и учитесь, учитесь тому, как быть русским, истинным патриотом своей нации, вы так не умеете, это то наследие, которое мы, граждане своей страны оставим всему миру, культурное наследие русских людей, которые, не смотря на то, что только теперь заявили, как утверждают некоторые патриоты, нет войне, что где-то и как-то приравнивается ими к лицемерию, которым больны даже честные и умные люди, а другие, считающие себя такими же честными и умными, на самом деле не являясь таковыми, всё же задаются вопросом, «почему?» И получают ответ от своих соратников, состоящих из тех русских душ, безапелляционно заявляющих, полностью уверенных в своей правоте — потому что они не честные и не умные.
— Увы, — слышится тут же, — честные и умные, но, кажется — социальные расисты, имеется ввиду социумные расисты, но это же говорит образованный русский человек, хоть и бывший крепостной крестьянин и потому спорить бесполезно, он всегда прав. Социальный расист, так социальный расист.
Тем более, что вслед социальному расисту в защиту русской души уже несётся:
— В основном это не русские.
А раз не русские, то и не только расисты, но и не умные и не порядочные. Это и понятно. Не русские ведь!
Но беседа, не смотря на внесённые уточнения на тему лицемерия, присущего честным и порядочным, продолжается, которая ведётся среди не абы кого, не просто между таких же честных и порядочных, а между высокообразованными и высококультурными гражданами нашей страны, на которых, на тот ум и совесть, должно равняться остальное население не только нашей страны, в состав которого входит уже и будущее поколение русских людей, на оставленное ими после себя наследие, но и население всего земного шара.
Ведь это и есть основное предназначение русской души, даже без учёта стереотипности этого понятия и того, что на протяжении веков эта душа претерпевала разного рода изменения, оставаясь при этом на постоянной основе только стереотипом, которым с гордостью размахивали его носители, обладатели русской души, часто беседуя между собой, и уже не те малограмотные крестьяне, а их, успевшие научно образоваться потомки, унаследовавшие привычку сморкаться не в носовой платок, а в ладонь, и харкать себе под ноги в землю, и потому не удивительно, что начатая упомянутая беседа развивалась следующим образом, все с теми же участниками, учёными мужами, участниками – персонажами, между профессором Н. и академиком М. и вот в таком ключе.
М.: Есть и русские.
Н.: Кто, например?
М.: Лично мне известные русские.
Н. : М, Извини, но мне неизвестные.
М. : Это не моя вина.
Неожиданный третий собеседник, не профессор и не академик, а просто шедший мимо двух учёных мужей, взял и вставил свои пять копеек в этот умный, по своей сути про русских расистов разговор, ехидно сказав, обратившись к одному из мужей, именующему себя профессором:
— М, разумеется, русские, это вообще отдельно стоящая нация от планеты земля.
На что в ответ услышал от профессора М:
— Нацмену, вроде вас, виднее.
Третий участник, не совсем поняв, но догадавшись, спросил:
— М, мы знакомы? Я про нацмена.
На что умный и образованный профессор Н, не задумываясь и ни минуты не сомневаясь, он же был профессор, и в первую очередь, русский, обладатель той самой русской души, с гордостью за себя выпалил:
— Надменное отношение к русским выдаёт нацмена.
И уже на вопрос, а кого же выдаёт в нём самом надменное отношение к другим людям, умный и образованный муж просто и со вкусом от всего своего детского сердца кинул, как плюнул:
— Иди в жопу, демагог!
Короче, чтобы было понятно, хотелось бы ещё раз уточнить, как закрепить, что в жопу демагога и нацмена послал ни кто-нибудь, а тот самый
высокообразованный и высококультурный гражданин, ум и совесть нашей великодержавной страны, на которого надо равняться всем остальным, не умным и бессовестным, наверное, демагогам и нацменам тоже, но который не имеет даже понятия, что такое нацменьшинства, ибо М не в курсе был, на какой территории находится третий участник этой интернет-беседы, которому в ответ оставалось только выразить свои соболезнования по такому случаю:
— МГИМО! Университет? Мои поздравления!
Факультет международных отношений!
Доктор наук!
Надо же, и всё в одном флаконе, правда, не высококультурный и не высокообразованный всё же, запросто посылающий некультурно и грязно людей, куда подальше. Зато очень русский и не надменный, которому М. его собеседник из научных мужей до того сказал, какими русские бывают, а доктору из МГИМО мало оказалось, и он решил на своём примере доказать правду, сказанную его собеседником и коллегой М.
Но вся беда, заключалась в том, что этот Н, был не один такой в нашем высоко культурном и цивилизованном обществе русских людей, лихо посылающий в жопу несогласного с ним оппонента.
Их много, очень много, это они прут изо всех щелей, словно танки, называющие себя русскими душами, некоторые из которых считают, что западническое мировоззрение освобождает не русских людей от химеры совести, что значит на Западе все поголовно бессовестные и безнравственные, все эти качества, нравственность, ум, честь и совесть присущи только русским людям с такой же русской душой, другим это просто недоступно, а главное, не понятно.
Хотя и тут, если подумать, можно найти объяснение столь специфическим особенностям нашей души, наверное, у нас совесть другого цвета, чёрного, что б не заметна была и что б никто не догадался, что она есть, спрятали! Правда, и забыли, куда спрятали.
А потому, раз забыли и спрятали, то в качестве примера загадочности русской души ещё один культурный муж, стоящий в очереди на статус ума и чести русского человека, уже совсем не стесняясь, и вовсе разоткровенничался, да так, что называется, из песни слов не выкинешь, тем более таких, и потому тот пример, как цитата, со всеми подробностями и со всеми словами от учёного мужа:
«Пока достаточно пьян, скажу.
Просрано пиар-оформление всего этого дела.
Почему, почему, бл#ть, не было зазора между дипломатией и войной?
Почему восемь лет была какая-то х#йня про минские соглашения, а 22 февраля, «здравствуйте, товарищи, мы пошли на Киев»
Реально выглядит странно, по-у#бански.
Почему не было какого-то ультиматума? Мол, например, вы признаёте ЛДНР или мы вас вы#бем.
Укра никогда никакие ультиматумы бы не приняла.
А у нас был бы ясный аргумент, мол, «мы же предупреждали». Сейчас его нет. Можно сказать про эффект внезапности.
Но что-то не видно ни#уя толку от эффекта внезапности.
Наверное, наш дед, (это про президента действующего), всё-таки недооценил действенность пропагандистской укро-скверны. Наверное, он надеялся на супер-блицкриг.
Неважно. Дед заслужил право на ошибку.
Удачи русским парням.
В главном-то мы правы.»
Разумеется, мы правы и не только в главном, а во всем мы правы, только русские имеют право не только на ошибку, они вообще всегда правы, а иначе как может быть, ведь мы не просто русские люди, мы души русские, идущие в разрез со всем остальным миром, как тот танк, готовый задавить любого несогласного с ним не русского, как того нацмена и демагога.
И коли речь о русских, то вот ещё перлы, уже в качестве примера как видно на постоянной основе, потому что, как говорилось, таких много, очень много, почти вся страна, за редким исключением, это перлы от ещё одного высокообразованного профессора теперь из Питера, тот был из МГТМО, а этот с питерского факультета географии, и оно по всему видно, что предмет он свой знает на отлично, оперируя географическими фактами, выражаясь правда, на своём уже привычно профессорском культурном языке, которому поучиться бы надо многим, чтобы тоже правильное наследие оставить после себя в этом мире, не только на этой земле.
И потому снова, чтобы ничего не пропустить и не упустить, это же интересно, не только занимательно, по уже знакомому сценарию, как цитирование, когда из песни слов не выкинешь, тем более таких, то, что профессор говорит от всего своего детского сердца русского человека, в котором, правда, нет намёка даже на какую –то детскую наивность с добротой.
И так детские перлы от высоконравственной повзрослевшей русской души:
«Знаете что такое круговая порука? Это когда ублюдки эстонской политики просят выродков из Латвии о поддержке. И, действительно поддерживают через определенное время друг друга на виселице»
«Литовские власти стучат молотком по собственным протухшим политическим гениталиям. Давайте сильней, уроды!»
«Помните люди, в Эстонии фашизм уже победил. Тебе же гнида, шпион, дипломат сортирный, советую, удавись сам!»
«Эстонские дипломаты перед зданием МИД ЭР. Скоро стерилизация, готовьтесь суки!» ( на картинке стая собак бездомных)
Это Венедиктову: «Череп российского либерального фашизма. Встретишь — наступи! И пинай до Берлина.»
В общем, что сказать, когда нечего сказать на всё это, тем более, что подобные беседы между высокообразованными людьми происходят в том же ритме и на других ресурсах и не только в интернет пространстве, но и в реальной жизни, потому что теперь это одно и то же, люди одни и те же, что там, что здесь, те самые, что разговаривая и на темы того самого образования, которого кому-то явно не хватает, ибо из их уст вполне себе можно услышать на культурном русском, разговор ведь об образовании, нечто: «можно и по ёб#чу получить, настучат по нему, по ёб#чу, по настроению». И это к разговору об образовании, что немаловажно, где речь и о культуре идёт.
Но чего удивляться, каким-то культурным «ёб#чам» ежели профессора из МГИМО и других вузов ведут беседы на подобном же, хоть и своём профессорском, языке, чего ждать от тех, кто на них, на этот ум и совесть, равняться обязан и по всему видно и равняется?
И если уже говорить о русских душах в глобальном масштабе, а не на местечковом уровне, затрагивая все слои населения, и тех самых социальных расистов, то нельзя обойти стороной православные русские души, которым просто на законных библейских основаниях положено, и для которых остальные люди, это не только социальные расисты, это просто биологический мусор.
Но это ладно, к этому уже привыкли, хоть и не приняли. Любопытно другое, что при всём этом, при таком имеющемся их мнении о людях, этому православному не мусору, который не снимает даже шапочку Мономаха со своей венценосной головы, вещая с высокой трибуны подобные вещи, удивительным образом, удаётся дожить до своего логического естественного завершения и не просто дожить, а с неподрезанными крыльями и с венцом на голове.
Но отчего у них всё же эта голова не просто кружится, а в этой самой голове всё кружится и мешается, когда путается божий дар с яичницей, и они, имея под рукой, как тот стереотип о русской душе, шаблон, выражающийся меткими, по их мнению, словами-штампами в отношении других людей, таких как: глупое, ничтожное существо, нацисты, коими они сами, конечно же, не являются, они же христиане, всё это имеет отношение только к биологическому мусору, могут запросто кому угодно залепить: Смерть фашистским оккупантам! как всегда попутав божий дар с яичницей. С них, как и с тех профессоров и научных мужей возьмётся.
Впрочем, им же положено, православным и не только, всем русским душам, детским душам, тем, что высокообразованные, высококультурные наследники неграмотных крестьян, уже в 21 – м веке, наследники тех крепостных душ, которые стали потом мёртвыми душами, переформатировавшись из одного состояния в другое, и так ими и остались, учитывая упомянутый назначенный им такой же русской душой прожиточный минимум для их выживания, ни в коем случае не проживания.
И вот это всё, что есть тот означенный ум и совесть народа российского, с которого надо брать во всем пример, потому что это же какая нравственность, выражаясь их же языком, просто зашибенная! Какая порядочность, просто невиданная! Как и та совесть чёрного цвета, которую сначала спрятали, а потом забыли куда спрятали, но всё равно, народ этот, опираясь на стереотип о русской душе, честно живёт по тем десяти заповедям и потому надо поучиться у него, и тому как жить, да, так, чтобы живя и здравствуя, попутать-таки черта с богом, или яичницу с божьим даром, но всё равно поучиться у него немереной доброте, той, которую воплотил он во зло, желая всем смерти, наступая сам себе на горло, находясь в заповедях, которые ему претят, но он им просто обязан следовать, а иначе, какая он русская душа, давно забыв или даже не зная никогда, что это значит, он же образованный, тот профессор из МГИМО или из Питера, он тот, кто знает всё и всему может научить остальное человечество, не зная одного, что на самом деле есть понятие русской души, которая в него самого сама и вселилась, и он сразу стал таким особенным. Особенным человеком, русским, не похожим ни на кого другого, у которого всегда...
Русские души, широкие души, те самые души, как русский баян, как привыкли считать,
Души крестьянские и крепостные,
мёртвые души,
и все с попаданием в рай,
так он считает, но так не бывает, чтобы отдельно живущая где-то душа, была так хороша.
Ведь на самом деле всё это из области неведанного и неизведанного, той, где не ступала даже нога Бога, а тем более простого человека, даже назвавшегося как-то замысловато, но не загадочно, русской душой.
15.03.2022 г
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №222031500919