Енисейск древняя столица Сибири. Изд. 2 Гл. 9

Глава 9.  Енисейск православный.

В  «Летописи Московской» за 1613 год, сообщалось:
«Русские, особливо знатного рода, согласятся скорее уморить, нежели отправить своих детей в чужие земли. Они думают, что одна Россия есть государство христианское; что в других странах обитают люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога; что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине между неверными, и только тот придет прямо в рай, кто скончает свою жизнь на родине».
Для современного человека все это кажется смешным и наивным, но в те времена эти догмы были серьезным препятствием для желающих переселиться из России в дикую Сибирь, а тем более жить среди иноверцев и басурман. Настолько была сильна вера в Бога, в православие. На исповеди священник обязательно спрашивал прихожанина: «В татарах или латынях в полону, или своею волею не бывал ли еси?».  И если человек это подтверждал, на него накладывалась епитимья (церковное наказание).
Первым кто принес православие в Сибирь, был казачий атаман Ермак Тимофеевич в 1582 году. В летописях сохранилось описание этого похода, где прямо указывается на присутствие в войске священников и монахов.
Правда я не стал бы полностью доверять этим утверждениям. Ведь с другой стороны там же указывается, что больше половины воинства Ермака состояло из пленных поляков, татар и литовцев. 
У меня, например, вызывает сомнение их конфессиональная ориентация. И я никогда не поверю, что все они являлись православными христианами. Да и цели-то тогда такой у Ермака не было. Другое дело, что на захваченных землях поселились русские люди, стали строить поселения и первое что они делали, это строительство православных храмов и монастырей, а первый город за Уральским хребтом, Тюмень, возник уже через четыре года после сокрушительного похода Ермака в Сибирь в 1586 году.
Это потом уже, в поисках уединения и отшельничества, в Сибирь устремились самоотверженные иноки и монахи, создавая в глухой тайге «скиты» и «пустыни». Постепенно к ним присоединялись и селились рядом другие паломники-единоверцы, ищущие место для сурового уединенного испытания и безмолвного жития, предаваясь молитвенному подвигу.  Так появлялись православные  монастыри, а вокруг них уже селились простые  крестьяне, ремесленники и служилые люди. Так возникали остроги, поселения и города.
Не исключением был и Енисейский острог. Как я уже писал во 2-й главе этой книги, выбор места для закладки острога был далеко не случайным. Теперь уже доподлинно известно, что задолго до появления  отряда Петра Албычева и Черкаса Рукина, здесь уже жила и молилась паства Тимофея Иванова.
Данные современных исследователей подтверждают, что о существовании монастыря на реке Енисей знал еще русский патриарх Иов, а он умер  в 1605 году, за 15 лет до закладки Енисейского острога.  Фактически Тимофей Иванов поселился там  в 1592-м году. Официально же Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь стал таковым считаться лишь в 1642-м году при воеводе Осипе Герасимовиче Аничкове.  Первым настоятелем монастыря принято считать игумена Варлаама, хотя есть основание полагать, что им был все-таки монах Феодосий. Согласитесь,  странно получается, монастырь возник в 1642 году, а первый настоятель монастыря игумен Варлаам назначен в 1647 году. Кто же руководил паствой целых пять лет?
Безусловно, что в 1619 году  «скит» Тимофея Иванова становится своеобразным центром православия русских поселенцев, прибывших для строительства острога. Это было поистине необходимо для удовлетворения религиозных и духовных потребностей верующих.
Нам сейчас возможно трудно понять человека 16 - 17-го столетия, его потребности и духовные ценности, так что следует прислушаться к первым Сибирским историкам того времени. Вот что писал известный историк и исследователь Сибири, Петр Андреевич Словцов, о тенденциях в обществе того времени: «… где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь кроме церкви».
Прибыв в 1619 году на абсолютно голое место, Албычев и Рукин, как опытные таежники понимали, что начавшееся лето в Сибири короткое, а им предстоит здесь зимовать.  Само собой, все усилия они направили на строительство жизненно необходимых объектов и обустройство места своего пребывания, как-то: жилье, амбары, конюшни и острожные стены, так необходимые на случай нападения воинствующих тунгусов.
Но уже в 1625 году в Енисейском остроге были построены две  церкви. И если первая, во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, была построена по указу царя Михаила Федоровича, то вторую, во имя святого Михаила Малеина, пришлось строить на деньги самих прихожан. Учитывая, что это были годы первого периода строительства Енисейского острога, то и церкви были построены на скорую руку, небольших размеров и, естественно, деревянные.  Поскольку не было и колокола,  звонили во что придется, даже в якорь. Обе церкви были построены в период воеводства Андрея Леонтьевича Ошанина.
 Священником в остроге был пришедший  вместе с первыми переселенцами «черный поп»  Тихон. Он из-за вредного характера успел перессориться со многими казаками отряда, так что после того, как воевода Ошанин отправил в Тобольск «челобитную», появился второй священник – «белый поп» Кирилл Максимов.
  Эти церкви до наших дней, разумеется, не сохранились, более того они обе сгорели в первый же пожар, случившейся летом в 1673 году. Также при воеводе Ошанине был основан Иверский монастырь. Правда первоначально он именовался как Христо-Рождественский девичий монастырь, но когда главный храм монастыря – Христо-Рождественская церковь в 1673 году сгорела дотла, то новую, построенную через год назвали уже в честь Владимирской иконы Божией Матери.
***
Самым первым каменным храмом в Енисейске был Богоявленский собор. Его заложили в 1709 году внутри деревянного острога. Первые упоминания о церкви Богоявления были зафиксированы историками из отписки енисейского воеводы Ф. Полибина в Москву в Сибирский приказ, в которой он в числе новостроек упоминает и церковь Богоявления. Это было в 1647 году, церковь была деревянная и располагалась не на территории острожного кремля, а рядом, с западной стороны. В 1649 году церковь пострадала в результате сильного наводнения, но поскольку она была деревянная, ее быстро восстановили. В 1703 году сильный пожар уничтожил церковь дотла.
Только в 1709 году бригада из двенадцати енисейских казаков, под руководством опытного московского каменщика Федота Чайки, приступила к возведению Богоявленского собора на территории малого острога.
Еще два раза горел собор, в 1778 и в 1869 годах и каждый раз, восстанавливая собор его делали все краше и краше. В 1869 году в результате страшного пожара собор хоть и уцелел, но очень сильно пострадал.
Только благодаря пожертвованиям прихожан, особенно купцов и предпринимателей города, собор удавалось восстанавливать в кратчайшие сроки, даже модернизировать его и расширять.
Семья Матониных, например, пожертвовала на отливку колокола и приобретение церковной утвари для Богоявленского собора 20 тысяч рублей.
В 30-х годах прошлого столетия решением советской власти собор был закрыт и частично разрушен. Из древнего храма власти сделали котельную, храмовую часть и венчание колокольни собора разобрали на кирпичи и отправили баржами вниз по Енисею в Игарку, как строительный материал. Точно так же поступили со всеми енисейскими соборами, церквями и часовнями.
Сейчас Богоявленский собор восстановлен. 10 августа 2019 года митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, епископ Минусинский и Курагинский Никанор, епископ Норильский и Туруханский Агафаангел совершили чин освящения и возглавили первую после возрождения литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Енисейска. Торжественное богослужение стало частью программы празднования 400-летия города Енисейска.
***
В 1772;1776 годах в Енисейске построена и освящена Троицкая церковь. Возведена она была на месте деревянной церкви, которая издавна здесь находилась, но когда и кем была построена, неизвестно. Приход Градо-Енисейской Троицкой церкви существовал давно, но документы были утрачены при пожаре.
Приход был весьма значительный и состоял из южной части города, деревни Горской, Борков в основном из мещан и крестьян. Мужских душ в приходе было 433 и женщин 429. Все православные. При церкви находилась каменная богадельня, сама церковь была обнесена каменной оградой.
При советской власти коммунисты разрушили большую часть собора, разобрали каменную ограду и колокольню, сам же храм использовали как гараж. Теперь Троицкая церковь восстановлена, отремонтирована, отреставрирована, стоит красавица на радость людям и прихожанам.
***
В 1793 году была заложена каменная Успенская кладбищенская церковь. Первоначально храм возводился на средства енисейского купца Семена Михайловича Трескина, затем подключился его сын, тоже купец, Петр Семенович. Придел верхнего этажа был освящен во имя апостолов Петра и Павла.
В 1826 году был заложен еще один придел, с северной стороны храма, его освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского. Этот придел строили на деньги купца Александра Григорьевича Кобычева. В 1843 году был освящен второй придел на втором этаже во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот придел оплатил снова купец Александр Кобычев, только это был сын Кобычева, построившего Иннокентьевский придел.
Во время  пожара в 1869 году, когда большая часть Енисейска сгорела, Успенская церковь уцелела. В 1916 году приход в Успенской церкви составил 316 мужчин и 363 женщины.
В конце 30-х были закрыты все церкви в городе, а в 1937 году с колокольни Успенской церкви сняли и колокола. Власти по-своему распорядились святым храмом — на первом этаже жили спецпоселенцы, а второй отдали под клуб авиаторов.
В 1946 году государство передало Успенскую церковь в пользование православной церкви. Прихожане своими силами произвели необходимый ремонт, но учитывая, что с церкви были снесены все купола, крыша была ровной. Так, прямо на крышу,  был водружен крест, колокола тоже отсутствовали. В таком состоянии храм находился до 1986 года.
***
Церковь входа Господня в Иерусалим — это кладбищенская церковь, принадлежащая Туруханскому Троицкому монастырю. Находилась она на территории Абалацкого кладбища. На этом подворье Туруханский монастырь, занимаясь хозяйственной деятельностью, обеспечивал свою братию продукцией земледелия и скотоводства, а также разного рода ремесленными изделиями, в том числе кузнечными. Церковь была деревянной и несмотря на то, что пожар 1703 года храм не затронул, следующий пожар 1726 года уничтожил церковь полностью.
В 1764 году Абалацкое подворье Туруханского Троицкого монастыря упразднили. Было решено находящуюся на подворье церковь Владимирской Богоматери разобрать и перевезти в Туруханск, в монастырь. Однако, по просьбе прихожан Христо-Рождественской церкви во главе с купцом Иваном Пиленковым, Тобольский воевода разрешил на ее месте построить каменную Входо-Иерусалимскую церковь. Однако и деревянная кладбищенская Владимирская церковь тоже сохранилась и стояла до 1818 года, пока полностью не обветшала, пришла в упадок и была снесена, а на ее месте была выстроена небольшая каменная часовня.
До наших дней не дошла ни одна церковь Абалацкого кладбища, да и самого кладбища уже давно нет — храмы разобрали и отправили как стройматериал в Игарку, кладбище разгромили и затоптали. Теперь на этом месте дом культуры.
***

Долгое время Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь был ущемлен в своих правах и находился в том же состоянии, что и до основания Енисейского острога.  Только в 1642 году монастырь был официально утвержден Тобольским архимандритом Герасимом.
Огромную помощь Спасо-Преображенскому монастырю оказал Афанасий Филиппович Пашков. Будучи воеводой Енисейского острога с 1650 по 1655 год, он пожаловал монастырю 1046 десятин земли  для развития монастырского хозяйства «для церковного строения и пропитания братии.
Под хлебную пашню, покосы и скотинные выпуски», им было передано монастырю  до 3 тысяч десятин земли, не считая неудобиц, болотистых и таежных участков. Правда, в основном земли эти находились в районе реки Усолки притока реки Тасеевой, впадающей в свою очередь в Верхнюю Тунгуску (Ангару).
Она так и назывались — Усольская вотчина. Кроме того там находились 3 мельницы и несколько соляных варниц. Семь деревень на реке Усолке и Тасеевой принадлежали Спасо-Преображенскому монастырю.
Монастырь ежегодно производил более 12 тысяч пудов хлеба и 3;4 тысячи пудов соли. Все строения в монастыре были  деревянные. Каменным его начали возводить в 1731 году и строили аж до 1756 года.
На территории монастыря кроме культовых зданий, находились хозяйственные постройки, кузница, конюшня, баня, погреба, ну и конечно, жилье для монахов. Имелась в монастыре и солидная по тем меркам библиотека духовной литературы — более 200 книг, среди которых были и очень ценные печатные манускрипты, изданные в Киево-Печерской лавре и в Кутейном монастыре. Позже в монастыре было образовано духовное училище.
После Октябрьского переворота и начала Гражданской войны все храмы Енисейска были закрыты, а многие вообще ликвидированы. Не избежал печальной судьбы и Спасский монастырь. Он был закрыт, многие строения разрушены, имущество разграблено.
В 1930-х территорию монастыря советская власть использовала под лагерь НКВД, где проходили пытки и массовые расстрелы, так называемых, врагов народа.
В более поздний период, во времена победившего социализма, в Спасском монастыре был открыт пивзавод. Только в 1990 году монастырь был снова передан церкви и вновь, уже в который раз, народ приступил к восстановлению и реставрации всех построек и храмов монастыря. Обязанности наместника исполнял тогда иеромонах Мефодий (Есин).
В настоящее время все восстановительные работы в Спасо-Преображенском монастыре завершены. Окончательно разрушенная надвратная церковь Захария и Елисаветы, весь советский период лежавшая в руинах, полностью восстановлена в 2012 году. Восстановлен и собор Спасо-Преображения. Долгое время его использовали как складское помещение.
***

Рождественский девичий монастырь был основан в 1623 году монахинями, пришедшими в Енисейский острого вместе с воеводой Андреем Леонтьевичем Ошаниным.
Основателем и первой игуменьей монастыря была Параскева Племянникова пришедшая в острог в 1623 году при воеводе Якове Игнатьевиче Хрипунове. В 1664 году ее сменила Стефанида Кошелева.
Монастырь был расположен в устье впадение в Енисей, двух речек - Мельничной и Лазаревки. Как я уже говорил, первоначально он назывался девичий Христо-Рождественский монастырь, как и его главный храм Христо-Рождественская церковь, но в 1673 году церковь сгорела. Ее через год построили заново, только вот переименовали в честь Иверской иконы Божией Матери и с тех пор монастырь стал называться Иверским женским монастырем.
Советская власть закрыла обитель в 1923 году. Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери власти поначалу использовали как лагерь для малолетних преступников, потом как клуб. Воскресенская церковь долго использовалась как цех Енисейского механического завода.
В 2002 году государство возвратило монастырь православной церкви. Теперь там проходит служба в обоих храмах, в Воскресенской церкви и в Иверской.
Находящаяся ранее на территории Иверского монастыря часовня Даниила Столпника, посвященная реально жившему в Енисейске святому старцу  Даниилу Ачинскому, в период советского атеизма была разрушена, а место погребения его забыто.
Напрочь исчез с лица земли каменный Преображенский храм, там сейчас на его фундаменте построено здание Районной администрации.


Рецензии
Поражена.Поражена тем,что происходило на территории мужского монастыря в 30-тые годы прошлого века.Каково людям-то было!!!И выстоял,выжил монастырь!Была и в разрушенной Троицкой церкви и в восстановленной.Это же чудо ,что восстановлено всё!Там же стены оставались...Читала и слёзы...Спасибо Вам за историю родной Сибири.С уважением,

Ксения Бакай   06.09.2023 16:59     Заявить о нарушении
Благодарю что читаете.
С уважением.

Окороков Владимир   03.09.2023 09:00   Заявить о нарушении