Аммиан Марцеллин - солдат и историк. Часть 2

Начало: http://proza.ru/2022/02/13/1245

«… вот что я, - бывший солдат и грек по происхождению, - изложил по мере своих сил…
Я обещал в своем труде писать только правду. И нигде, как думаю, сознательно не отступил от этого обещания, - ни ложью, ни умолчанием.
Другие события пусть опишут более молодые и ученые.
Но, если они примутся за это, вот им мой совет – пишите более высоким слогом, чем я»
(Ammianus Marcellinus)

***
Нам неизвестно, какие причины заставили Аммиана Марцеллина перебраться на Запад, не знаем мы и того, когда это точно произошло.
Видимо, переезд произошел где-то на рубеже 80-х годов IV века.

Римский период жизни писателя освещен крайне скупо – Аммиан мало и не слишком охотно рассказывает о своем пребывании в первой столице Империи, что и понятно: бывшего солдата  ожидает в Риме не только литературный успех, но и примитивная борьба за кусок хлеба, который он зарабатывает как клиент столичных богатеев.

Желчно, с явным раздражением, описывает Аммиан население Вечного Города, знатные представители которого «величаются шелковыми одеждами и гордо выступают в сопровождении такой огромной и шумной толпы рабов, как будто их провожают на смерть…

Дома их посещают праздные болтуны, которые рукоплещут со всяческой лестью каждому слову человека высшего положения, играя шутовскую роль паразита древней комедии.
Как те льстят хвастливым солдатам, приписывая им осады городов, битвы, тысячи убитых врагов, уподобляя их  этим героям, - так и болтуны до небес превозносят знатных людей…

Иной раз на пирах требуют весы, чтобы взвесить рыб, птиц и сонь, затем идут до тошноты повторяющиеся восхваления их величины, как будто никогда и нигде не виданной.
А рядом  стоят чуть не тридцать секретарей с записными книжками.
Недостает только школьных преподавателей, чтобы произнести об этом речь.

Некоторые боятся науки, как яда, читают только Ювенала и Мария Максима и в своей глубокой праздности не берут в руки никакой другой книги.

А между тем, людям такого высокого положения и столь знатного происхождения следовало бы читать много различных сочинений.
Ведь они наслышаны, что Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время.
На вопрос певца, какая ему от этого польза, если ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть больше»…

Некоторые из них, если им пришлось проехаться подальше для осмотра своего имения, готовы сравнивать свои путешествия с походами Александра Великого или Цезаря...

Иной, хотя и состоит в невысоком сане, ходит, гордо откидывая голову назад, и лишь через плечо оглядывает своих прежних знакомых, как будто это возвращающийся Марцелл после взятия Сиракуз.

Многие из них, отрицая существование высшего существа на небе, не позволяют себе, однако ни выйти на улицу, ни пообедать, ни выкупаться, прежде чем из основательного рассмотрения календаря в точности не узнают, в каком созвездии находится, например, Меркурий, или какую часть созвездия Рака занимает на своем пути Луна.

Почему это так, - решать не моему слабому рассудку»

Что же касается представителей «праздной и ленивой черни» Рима, то, по словам Аммиана,  - «всю свою жизнь они проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Большой цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний…
Безделье так въелось здесь в нравы, что лишь только забрезжит желанный день конских ристаний и не успеет еще полностью взойти солнце, как все стремглав спешат чуть не наперегонки с самими колесницами, которые будут состязаться...

А в каком-нибудь жалком театре прогоняют актеров свистом, если кто-то из них деньгами не купит себе расположения черни.
Если театры в покое, то, следуя обычаю племени тавров, они начинают реветь противными и бессмысленными голосами, что надо выгнать из города всех чужаков, хотя Рим во все времена был силен поддержкой пришлого элемента. Все это далеко не похоже на поведение и склонности древнего плебса, о котором предание сохранило много остроумных и изящных изречений…

Распространен порок обжорства.
Ощущая запах съестного, под пронзительные крики женщин, с первыми петухами, как павлины, что пищат от голода, бегут люди со всех ног, едва касаясь земли, к трактирам и грызут себе пальцы, пока остывают блюда. Другие упорно выдерживают неприятный запах сырого мяса, пока оно варится…»

О римских папах Аммиан Марцеллин пишет:

«Дамас и Урсин горели жаждой захватить епископское место (т.е место папы римского - К.К.).
Партии разделились, и борьба доходила до кровопролитных схваток и смертного боя между приверженцами того и другого…
В этом состязании победил Дамас - благодаря усилиям стоявшей за него партии.
В базилике Сицинина (нынешняя церковь S.Maria Maggiore – К.К.), где совершаются отправления христианского культа, однажды найдено было 137 трупов убитых людей, и долго пребывавшая в озверении чернь лишь исподволь и мало-помалу успокоилась.

Наблюдая роскошные условия жизни Рима, я готов признать, что стремящиеся к этому люди должны добиваться своей цели со всем возможным напряжением своих легких.
По достижении этого сана им предстоит благополучие обогащаться добровольными приношениями матрон, разъезжать в великолепных одеждах в экипажах, задавать пиры столь роскошные, что их блюда превосходят царский стол.

Они могли бы быть поистине блаженными, если бы, презрев величие города, которым они прикрывают свои пороки, они стали бы жить по примеру некоторых провинциальных пастырей, которые, довольствуясь простой пищей и проявляя умеренность в питье, облекаясь в самые простые одежды и опуская взоры свои долу, заявляют себя перед вечным Богом истинными его служителями, как люди чистые и скромные…»

Окончание: http://proza.ru/2022/04/01/1181


Рецензии
Жуть, какое смешение пороков и приверженности к языческому социуму. И это во время государственной системы христианства!? Я поражён! Когда же это было ликвидировано?

Владимир Островитянин   16.03.2022 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Владимир.
Не понял смысл Вашего вопроса.
Что ликвидировано? Борьба пап за престол? Или что?
С уважением,

Кузьма Калабашкин   18.03.2022 12:44   Заявить о нарушении
Внешние проявления языческих демонстраций и шествий патрициев с рабами. И это в эпоху фактически христианского государства. Когда же все это и кем было ликвидировано!

Владимир Островитянин   18.03.2022 13:00   Заявить о нарушении
Надеюсь, Владимир, осветить этот вопрос в 3-й части очерка о жизни Аммиана Марцеллина.
Спасибо за интерес к, казалось бы, далекому от нас времени.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   18.03.2022 13:20   Заявить о нарушении
С нетерпением буду ждать продолжения.

Владимир Островитянин   18.03.2022 13:41   Заявить о нарушении