Часть первая. Детство и школьные годы 8

VII. Ленинград-Евпатория

1. Перспективы

В начале лета 1965 года мы совершили поездку в Крым, в Евпаторию. Это было моё первое дальнее путешествие. До сих пор я ездил в Москву, преимущественно, сидячим поедом. Лишь в самом начале, когда мы ездили в Москву, чтобы оттуда попасть на дачу в Покровское, ехали в спальном вагоне (СВ). Но этого я помнить не мог, так как был ещё очень мал. А сейчас я путешествовал почти в таком же вагоне, но в четырёхместном купе. Мне ещё предстояло ощутить реальность моря. Ведь я считал, что море существует исключительно в сказках. Это кажется весьма странным: ведь я живу в приморском городе. Но этого недостаточно: мне нужно трогать воду, ощущать тот неповторимый аромат моря, солёный вкус этой воды - иного пути для незрячего человека не существует. Но прежде чем рассказывать о самом путешествии и о том, что с ним связано, надо рассказать историю о том, как у нас созрела мысль об этой поездке, и что понадобилось для её осуществления.
 Вся моя прошедшая, да и последующая жизнь свидетельствуют о том, что особым богатырским здоровьем я похвастаться не могу. Не то, чтобы я болел чем-то таким, что внушало бы опасение за жизнь (конечно, по большому счёту, любая болезнь - это отклонение от нормы, и какой бы пустяковой она ни казалась, ей надо уделить самое пристальное внимание, чтобы излечиться от неё), но всё же моё здоровье надо было укреплять. Были у меня простудные заболевания, которые случались довольно часто. Я уже говорил о том, что в декабре 1964 года после очередной простуды врач поставила вопрос о том, что меня надо направить в детский санаторий "Искра" под Евпаторией. Через много лет я прочитал в электронном виде рассказ одного человека, страдавшего детским церебральным параличом. Он, тогда ещё ребёнок, также находился в этом санатории. В этом рассказе он писал о ребёнке, который в первый же день умер, потому что не вынес разлуки с родителями. К тому же он сразу же тяжело заболел.
 Евпатория вообще считается детским курортом, на котором ребёнок получает весь комплекс необходимых процедур, предназначенных для поправки его здоровья. Но всё это хорошо тогда, когда ты располагаешь путёвкой в санаторий или пансионат, либо курсовкой, благодаря которой есть возможность проходить курс лечения и питаться в определённом месте. Но и тогда, и сейчас проблема с путёвками была и остаётся притчей во языцех. Во многих случаях она оказывается трудноразрешимой. Для многих такое положение сохраняется и сейчас. Вот мы за все годы ни разу не побывали по путёвке в санатории и не знали, что это такое. Только в 2020 году мне впервые довелось побывать в санатории. Если всевышний продлит мои дни на этой земле, я об этом расскажу. Как оказалось, недоступной была для нас и курсовка. Значит, остаётся один способ - ехать "дикарём". Тут и возникла мысль о том, что всё придётся делать самим.
 Именно в это время у нас активизировались контакты с нашими соседями по даче - Александрой Павловной и Линой Ивановной. Они нам рассказывали, что вместе с сыном и внуком Сашей ещё в 1956 году, когда ему было восемь лет, они побывали в Евпатории. У них продолжились отношения с хозяевами, они же предложили обратиться к этим людям и нам. И возникла между нами переписка. Как раз в конце мая мы получили от них письмо. Любопытно, как это произошло. Я шёл в туалет (в ту пору я уже мог ходить в туалет в нашей коммунальной квартире самостоятельно). И вот когда я выходил из туалета, наш сосед Борис Иванович Иванов вручил мне конверт и сказал: "Вам письмо". А кто он такой? Он и его семья жили в комнате Любови Александровны. Всё последнее время мы общались с этой семьёй. Я передал маме письмо. Мама сказала: "Письмо из Евпатории". Хозяева согласны, так что мы решили, что поедем в Евпаторию. Так был дан старт этой поездке.

 2. Билеты

Но прежде чем куда-то поехать, надо купить билеты. До сих пор самым далёким для меня путешествием было путешествие из Ленинграда в Москву. Я знал, как покупаются билеты на московский поезд. Но теперь это делалось иначе. В каком вагоне мы хотим ехать, такие заказываем билеты. Я узнал, что существуют вагоны купированные (мама говорила "купейные"), существуют плацкартные. Последний вид вагонов был не желателен, потому что часто места бывают боковые. Но купить билеты в купированный вагон часто бывает трудно, особенно летом, потому что желающих ехать в более комфортных вагонах более, чем достаточно. Поэтому за билеты предстояла серьёзная борьба (такая борьба существовала уже тогда). Первые билеты были плацкартные, но мы от них отказались. Теперь я уже и не помню, как удалось решить нашу проблему. Но, в конце концов, нам удалось купить билеты в купированный вагон. Скажу только, что это позволило совершить путешествие.

3. В пути

И вот настал день отъезда. Вещи были собраны, такси заказано. Но так случилось, что такси опоздало. И пришлось нам самим "ловить" такси. Мы прибыли на Московский вокзал.
 Мы вошли в вагон чуть ли не за секунду до отхода поезда. Заняли свои места. Путешествие началось.
 Для меня всё здесь было впервые. Помещение просторное. Кроме того, в поезде существуют спальные места. Сейчас мы ехали в четырёхместном купированном вагоне. На самом деле, большую часть пути я лежал. Приятными были и запахи в поезде. Вагон наароматизировали. Первую ночь я спал так, как если бы никуда не уезжал.
 Утром следующего дня мы уже прибыли в Москву. Но в тот момент я ещё спал. А мама в дальнейшем говорила мне, что приходил дядя Миша. Он принёс некоторое количество фруктов, в том числе, и апельсины.
 Потом мы проехали города, от названий которых дух захватывало. В Курске мама и отец выходили вместе, и это как бы оживляло воспоминания (ведь мама некоторое время жила в Курске). И вот поезд начал подвижки, а мамы и отца ещё нет. Я стал проявлять беспокойство, а соседка тётя Эмма успокаивала меня.
 В Харькове мы ели мороженое. Ночью мы уже въехали в Крым. Утром следующего дня мы прибыли в Евпаторию.
 А теперь поговорим о железнодорожных впечатлениях. Итак, мы ехали скорым поездом № 7-"Нева" Ленинград-Севастополь. Наш вагон следовал до Евпатории. При этом мы ехали до Симферополя, где наш вагон отцепляли и прицепляли к местному поезду.
 Железнодорожная дистанция Ленинград-Евпатория. Трасса проходит по Ленинградской, Новгородской, Калининской, Московской, Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Крымской областям.
Ленинград-(Московский вокзал), Малая Вишера, Боровёнка, Окуловка, Угловка, Бологое, Вышний Волочок, Лихославль, Калинин, Москва-(Курский вокзал), Бутово, Щербинка, Подольск, Гривно, Столбовая, Чехов, Шарапова, Охота, Серпухов, Ока, Приокская, Тарусская, Пахомово, Шульгино, Ясногорск, Хомяково, Тула-Курская, Ясная Поляна, Казначеевка, Щёкино, Житово, Лазарево, Сумароково, Плавск, Самозвановка, Горбачёво, Скуратово, Чернь, Бастыльево, Мценск, Думчино, Отрада, Оттуха, Стальной Конь, Орёл, Становой Колодец, Змиевка, Глазуновка, Малоархангельск, Поныри, Возы, Золотухино, Свобода, Букреевка, Курск, Клюква, Конарево, Полевая, Шумаково, Солнцево, Сараевка, Ржала (Присень), Ельниково, Прохоровка, Беленихино, Сажное, Гостищево, Беломестная, Белгород, Болховец, Долбино, Толоконное, Дмитро Тарановский, Наумовка, Слатино, Дергачи, Северный пост, Южный пост, Харьков, Новосёловка, Покатиловка, Комаровка, Мерефа, Борки, Шурино, Беспаловка, Тройчатая, Лихачёво (Первомайский), Беляевка, Краснопавловка, Палютино, Лозовая, Самойловка, Жемчужная, Варваровка, Павлоград, Домаха, Зайцево, Разъезд, Синельниково-2, Синельниково-1, Софиевка (Червоноармейское), Плавки, Таврическ (Васильевка), Янцево, Мокрая, Запорожье-1, Кушугум, Канкриновка (Малая Кочериновка), Бурчатск, Пришиб, Плодородие, Фёдоровка, Терпение, Обильная, Мелитополь, Тощинак, Акимовка, Большой Утлюг, Сокологорная, Юрицыно, Партизаны, Новоалексеевка, Сальково, Джембулук, Чонгар, Сиваш, Солёное Озеро, Мамут, Разъезд, Джанкой, Отрадная, Урожайная (Красногвардейская), Краснопартизанская, Остряково, Саки, Солнышко, Евпатория.
 Расписание поезда Ленинград-(Московский вокзал), Бологое, Москва-(Курский вокзал), Тула, Скуратово, Орёл, Курск, Белгород, Харьков, Лозовая, Синельниково, Запорожье, Фёдоровка, Мелитополь, Джанкой, Симферополь, Саки, Евпатория.

4. Прибытие

Итак, в 9 часов 8 июня 1965 года мы прибыли в Евпаторию. Было тепло, но шёл дождь - так встретил нас Крым.
 Только мы сошли с платформы, как попали на стоянку такси. К нам уже пытались подойти люди, которые были готовы нас принять. Но у нас уже был известный адрес. Быстро "поймали" такси и поехали. Сейчас ехать было особенно удобно. Я даже в машине ощущал запах моря.
 И вот как-то вдруг я почувствовал, что всё-таки оно существует реально. Более того, кажется, что оно совсем рядом. Но освоить этот путь к морю нам ещё предстоит.
 Сейчас же наше путешествие было недолгим. Впрочем, это потому, что мы ехали на такси.
 И вот мы приехали. Наш евпаторийский адрес: Хозяйственная, 3. Именно здесь мы будем жить в течение всего нашего пребывания в Евпатории в июне и самом начале июля 1965 года.

5. Наши хозяева

Наших хозяев звали Анна Фёдоровна и Николай Петрович. Фамилия Подосёновы. Не знаю, были ли они украинцами или русскими. Для меня вообще вопрос о национальности не стоял. Во всяком случае, он был для меня не главным. Важно, что человек делает, независимо от национальности. А все попытки раздуть вопрос о национальности - это лишь стремление отвлечься от действительно важного вопроса о том, что человек, на самом деле, собой представляет. Я и теперь убеждён в том, что главное в деяниях человека, а национальность - это дополнительное, во всяком случае, тогда для меня этот вопрос не стоял. Но именно от наших хозяев я узнал, что существует чёткое разделение Симферополь - это Крым, а Запорожье - это Украина. И это несмотря на то, что Крым (Крымская область) входила в состав Украины.
 Что же касается наших взаимоотношений с хозяевами, то тут всё было в порядке. Никаких даже отдалённых намёков на конфликтные ситуации не было. Поэтому наше пребывание в Евпатории было очень приятным.
 У наших хозяев жила ещё одна постоялка. Звали её Прасковья Александровна. Она жила в Подмосковье, в Люберцах. С ней у нас тоже были нормальные отношения.

6. Норд

Но я ещё не сказал об одном обитателе этого дома - о Норде. Норд - это собака. О ней мне говорила ещё Лина Ивановна. Когда их семья ездила в Евпаторию, он был ещё щенком. А сейчас ему, как и мне, 9 лет. И вот, когда мы приехали в Евпаторию, мне предстояло познакомиться и с ним. Я уже привык к тому, что когда я попадаю в дом, где есть собака, она, прежде всего, нас облаивает. А тут никакого лая я не услышал. Впрочем, что-то похожее я услышал откуда-то издалека. Но можно было допустить, что это вообще соседская собака или что-то в этом роде.
 Прошёл примерно час с момента нашего прибытия. Мы отдохнули, поели то, что у нас было с собой.
 И вот по прошествии часа пришёл Николай Петрович и предложил мне познакомиться с Нордом. Я, как всегда. испытал чувство страха - ведь собака всё-таки.
 И вот мы пошли в большую комнату. Собачьего лая я не услышал. Зато услышал рассказ Николая Петровича.
 Итак, Норд - собака породы восточно-европейская (немецкая) овчарка. Такие собаки, по словам Николая Петровича, служат на границе. Норд же выступал в цирке, и в пионерском лагере, короче, собака неординарная, а выступающая на разных аренах. Он лаем решает арифметические задачи, то есть, происходит нечто похожее на уголок Дурова. Николай Петрович спрашивал: "Норд Нордович, сколько будет два плюс два?" Норд лаял четыре раза, но не подряд, а с паузами через два гавканья: "гав-гав, гав-гав". А лаял он громко.
 И всё-таки мне было страшновато. Но ещё более страшным было для меня предложение Николая Петровича погладить Норда. Так я его и не погладил. И вообще я никогда не гладил собак. Но время от времени мне приходилось прикасаться к собачьей шерсти. Она не приятна, напоминает мех меховых игрушек.
 В тот день дело кончилось тем, что Николай Петрович дал нам почитать книгу о служебном собаководстве. Я с удовольствием её слушал.
 А всё-таки пассивные наблюдения за Нордом у меня были. Норд - необычная и, в то же время, обычная собака. Зря он не лаял, а только по делу, да и то очень редко. Но всё-таки это было внушительно. Как и всякая собака, он лаял, иногда скулил. Когда однажды его вывели на прогулку, и он уж слишком громко лаял, его наказали, заперев в ванной (оказалось, что будки у него не было, а потому его местом жительства была ванная комната. Но оказалось, что есть у него ещё и диван (возможно, это старый диван, который просто выбросили на улицу). И вот иногда, когда его не было (я это точно знал), я стучал по нему рукой. Это стало основой некоторых моих видений. А что произошло бы, если бы он находился там? В таком случае мы, наверно, подружились бы. Скорее всего, у нас возникла бы партнёрская игра. Но этому не суждено было осуществиться. Но воображение даёт основу для моих видений. Правда, это говорится о кошках (не реально, а в моих видениях).
 Но более интересно, как он реагировал на факт ухода хозяина из дома: он подходил к калитке и начинал жалобно скулить. И скулил очень долго. При этом пищал. А однажды я услышал, что он пищит так, как если бы их было двое - писк удваивался. Анна Фёдоровна его успокаивала, а он всё равно продолжал пищать. Увы, в течение месяца совместного пребывания я не смог преодолеть страх перед собакой. Так вот и получается, что и до сих пор я живу с этим страхом. Но на поверку оказалось, что страх связан не с собачьим лаем, а с неприятием способа общения. Ведь собака фактически пользуется жестовым языком. Вернее, следовало бы сказать, собака пользуется тактильным общением. Точно, большинство животных выработало звуковые способы общения. Позже мы узнали, что такой способностью обладает и собака. Я узнал также, что некий французский учёный написал "собачий словарь" с переводом собачьего звукоряда. Это сообщение было передано по радио в очень быстром темпе, так что я не смог его зафиксировать. А как бы я мог это зафиксировать? Только в том случае, если бы я записал это сообщение на магнитофон. Но я этого не сделал. А в то время, о котором я рассказываю, у нас не было магнитофона. Он был ещё в какой-то мере предметом роскоши. Правда, Дудкин в дальнейшем сказал мне про портативный магнитофон, который у него был. Правда, неясно, о каком магнитофоне шла речь. Позже он продемонстрировал магнитофонную приставку "Нота". Но это самый примитивный катушечный магнитофон, у которого даже нет самостоятельного усиления.
И всё же было отмечено, что основным у собаки является "язык жестов". Но звуки у животных выступают, скорее, всего, в качестве сигналов, а основным средством общения является телесный контакт. Такой телесный контакт должен осуществляться межу матерью и ребёнком у человека.
 А звуковой контакт у животных может связываться с учебной ситуацией. Правда, это относится не к собакам, а к кошкам (по моим наблюдениям). А кошки, оказывается, могут производить звуки, напоминающие детский плач. Я же к телесному контакту не привык.

7. Первый день

Итак, мы приехали в Евпаторию отдыхать. Но отдых - это не сидение на одном месте и, тем более, не лежание (хотя при некоторых условиях и это тоже можно рассматривать как отдых - это особый разговор). Но, в основном, это - активное времяпрепровождение.
 Итак, после того как мы пришли в себя, после того как перекусили, после того как у меня состоялось не вполне удачное знакомство с собакой, мы предприняли знакомство с городом, мы начали самостоятельное его освоение. Получив инструкции насчёт того, как и куда идти, мы начали нашу первую прогулку.
 Итак, мы жили на улице Хозяйственной. Ближайшие к ней: Дёмышева, Приморская, Токарева, набережная Горького.
 Наш путь лежал в Курзал (курортный зал, но мне в этом названии слышалось что-то восточное). Здесь находился пляж, куда мы, в основном, и ходили. В других местах мы бывали меньше. Есть ещё новый городской пляж. Туда надо плыть на теплоходе. Эту поездку мы совершим в последний день. А сейчас мы лишь изучали эти места.
 Однако время шло. Уже надо было подумать и об обеде. Не спеша бродили мы по улицам Евпатории и зашли в кафе "Чайка". Здесь мы пообедали. Мне этот обед кажется верхом гастрономического искусства. И с тех пор в моём сознании представление о роскоши в еде стало ассоциироваться с этим обедом. Впоследствии в кафе "Чайка" мы брали напрокат судки, в которые складывались обеды, чтобы есть их дома. Но это произошло в дальнейшем.
 От кафе "Чайка" мы пошли к морскому вокзалу. Оттуда отплывают суда. Возможно, с этого места будут начинаться наши морские путешествия на теплоходах. А сейчас мы только знакомились с этим местом. Всё замечательно, но уже была некоторая усталость. Мы вернулись домой.
 Так и прошёл наш первый день пребывания в Евпатории.

8. Первая неделя

Мы приехали в Евпаторию не только для того чтобы получить туристские впечатления. Главным, ради чего мы предприняли это путешествие, было некоторое моё лечение. Вот почему на следующий день после приезда мы первым делом пошли в поликлинику. Здесь врач, уже знавшая Колю Синицкого, осмотрела меня. Обсуждалось, в какой мере Евпатория мне поможет, какую лечебную помощь я могу получить. Прежде всего, она назначила мне массаж. Эту процедуру надо было выполнять каждый день (кроме субботы и воскресенья) по вечерам. Массажистка (её звали Надежда Ивановна) жила совсем рядом с нами, в соседнем дворе. Чтобы попасть к нам, надо было пройти через "её" двор. Но само это учреждение находилось на улице Токарева - довольно далеко от дома, ближе к морю. Но обычно мы пешком ходили на эти процедуры.
 Другим замечательным событием была наша первая поездка на теплоходе. Здесь курсируют три прогулочных теплохода. Мы плавали на теплоходе "Жасмин".
 Итак, я поднялся (с помощью родителей) на борт теплохода. Оказывается, до тех пор не представлял себе всей сложности этого действия. Только я добрался до места, как ощутил сильную качку, кажется, что мы уже плывём, в то время как, на самом деле, мы ещё стоим. Но вот мы сидим на своих местах. Ещё не отплыли (не отвалили), а качка продолжается. Это будет продолжаться в течение всего плавания. В какой-то мере это было признаком моего состояния, но очень отчётливо слышится звук мотора. Ощущаются также звуки и вибрации, какие обычно бывают, когда едешь на автомобиле. Сама же поездка была непродолжительной.
 Моё первое путешествие оказалось не вполне удачным. Погода была ещё не вполне тёплой. Видимо, меня немного продуло. Поэтому я простудился. Лечили меня всеми мыслимыми средствами. И то ли от того, что эти средства применялись постоянно, то ли от того, что, действительно, находишься на юге, но поправился очень быстро.
 Тут произошёл ещё один по-своему любопытный эпизод. Я всё ещё был ребёнком. Ну возможно, и по развитию. А именно - меня интересовало, а что произойдёт если я произведу телесное действие. И вот я решил проверить, что получится, если я попытаюсь "сделать дело" в условиях, когда, вроде бы, необходимости в этом не было. И я "сделал", но "сделал" в постель. Когда отец это увидел, он сделал мне внушение, чтобы я больше этого не делал.

9. Вторая неделя

Вторая неделя началась тем, что я выздоровел. До этого несколько дней я не выходил из дома. А со второй недели всё-таки стал выходить.
 На второй неделе стало ясно, что надо встретиться с консультантом. Поход к консультанту был главным событием этой недели.
 Врач внимательно осмотрела меня. Теперь нам были даны более конкретные рекомендации. Прежде всего, было отмечено, что у меня ещё сохраняется тонзиллит. Для укрепления организма надо загорать на солнце от одной до восьми лечебных доз (каждая лечебная доза объявляется по радио биоклиматической станции, длилась она примерно две минуты) с перерывом в три лечебных дозы. Был рекомендован достаточно жёсткий режим дня:
В 6 часов - подъём; затем пью кефир, и мы идём на море;
пребывание на море до 11.30 (завтрак, загар, прогулки);
с 12 до 14 - "тихий час";
в 14 - обед;
с 15 до 18 - прогулки;
в 18 - массаж и лечебная физкультура;
19-20 - прогулки;
20 - ужин;
21 - отход ко сну.
 Этого режима мы придерживались до конца пребывания в Евпатории и даже после возвращения домой. Но дома он мог быть сохранён лишь частично.
 Один раз мы обедали в кафе "Огонёк". Оно находилось наверху. Я впервые ел суп харчо. Это суп с рисом, бараниной и перцем (этот перец был горький). Второй раз этот суп ел в 1970 году во время пребывания в Анапе.
 В другие дни этой недели мы обедали в кафе "Колос". Оно находится сравнительно недалеко от нашего дома.
 А во время пребывания на море мы перекусывали в блинной. Блинная - это не только блины. Здесь мы отведали манты. Манты, преимущественно, мясное блюдо, но более плотное. Достаточно широко распространено в Европе и Азии, в частности, в Крыму.
 Но особенно приятным во время посещения блинной было отведать блинов с мясом и какао. Именно в это время я впервые попробовал шашлык. Как я представлял себе, это кусочки жареной баранины, нанизанные на железные палочки - шампуры. Сейчас шашлыки делают и в Москве, и в Ленинграде. Тем самым север и Юг как бы сближаются, и большое расстояние, отделяющее их друг от друга, кажется менее заметным. Впрочем, как кому нравится.
 Особую проблему составляет баня. Мы нашли баню недалеко от нас. Сказать, что мы с удовольствием ходили туда, я, может быть, и не мог. Но необходимое действие мы там предпринимали.

10. Третья неделя

В начале этой недели была гроза. Ранее я уже говорил, что в первый день нашего пребывания в Евпатории был тёплый ливень. А в дальнейшем значительно потеплело, погода стала сухой. Однако в эту сухую погоду был небольшой шторм. Но отец купался даже в такую погоду.
 А в начале этой недели была гроза. Это событие произошло ночью. И вот тут-то оказалось, что ночные грозы для меня неприятны. Почему? Потому, что обычно в ночное время стоит тишина. А тут кажется, что звучит артиллерийская канонада. Теперь, когда я кое-что прочитал и кое о чём слышал, ночная гроза порождает в сознании образ войны, хотя, к счастью, самой войны я не видел.
 Удары грома были очень сильные. И ветер выл. Вся эта свистопляска продолжалась большую часть ночи. Лишь ближе к концу ночи гроза унялась.
 У моря в тот день было свежо, но мы вели обычную жизнь, которая была предусмотрена режимом.
 Были на этой неделе и неприятности. У меня разболелся зуб с левой стороны, сверху. Я сказал, что надо его заморозить, чтобы он не болел.
 Если у ребёнка болит зуб, то чаще всего его надо удалять. Для этого надо идти к врачу. Но ребёнок труслив: боится боли, которую он испытывает от механического воздействия на него щипцов и других инструментов. Поэтому удаление зуба часто он пытается оттянуть, тем более, что эта процедура проводилась без укола. А уже это причиняло боль. Эта боль проявлялась даже при простом прикосновении к этому месту. Но как иначе решить эту проблему? Ни до каких технических средств и психологической подготовки ещё не додумались, тем более, в небольшом городке, каким является Евпатория. В конце 1965 года на экраны наших кинотеатров вышел английский фильм "Приключения Питкина в больнице". В 1967 году мы смотрели его в кинотеатре. В 1998 году я смотрел его по телевизору. Там была сцена в зубоврачебном кабинете. Здесь применялся так называемый веселящий газ, то есть, закись азота. Позже я слышал от тёти Ларисы, что закись азота применяется при лечении зубов на практике.
 И вот мы пошли к стоматологу, причём к платному. Меня пытались осмотреть, но я настолько боялся, что никак не давался. Наверно, ничего путного из этого не получилось. Короче, зуб не вылечили. Отец купил зубные капли. Один раз положили ватку с этими каплями на больной зуб. Как будто, это дало свой результат - боль отступила. Но проблему это не решило, а лишь отодвинуло на более отдалённое время.
 Но нам уже нужно было подумать о возвращении домой. Ведь отцу надо было возвращаться на работу, так как у него заканчивался отпуск, а мне надо было приступить к выполнению задания. По этой причине нужно было думать и о билетах. Выстояв длинную очередь, отец купил билеты, но в плацкартный вагон, причём на боковые места. Но, как и прежде, мы рассчитывали на купированные. С этой целью на следующий день мы с мамой пошли к начальнику вокзала. Зашли в его кабинет (мне показалось, что мы пришли в помещение библиотечного типа, потому что запахи там были похожи на те, что я ощущал в нашей библиотеке). Мама объяснила, почему это нужно: я не вижу (мама всплакнула). В конце концов, этот человек сжалился. Те билеты, которые были нам нужны, мы получили.

11. Четвёртая неделя

После того как несколько улеглись страсти вокруг зубной боли, мы смогли заняться тем, ради чего, собственно, мы и приехали. Несомненно, главное во время пребывания на море-это купание. Мой отец купался на протяжении всего периода пребывания в Евпатории. Исключением был только день, когда происходила гроза. А вот мы с мамой, как существа сугубо сухопутные, большую часть времени оставались на берегу.
 Незадолго до отъезда в Евпаторию отец купил для меня резиновую надувную лягушку. Это плавсредство для тех, кто ещё не научился плавать. Увы, сделать это мне так и не удалось, потому что я не удерживаюсь на воде. То ли в конце третьей, то ли в начале четвёртой недели состоялся мой первый выход в море. Вначале идём пешком. Поверхность то песчаная, то галечная. Галька, которую я чувствую ногой, колючая. Говорят, что ходить по такой гальке полезно. Она не столько ласкает, сколько способствует укреплению органов равновесия. Я не то, чтобы падаю, но ощущаю ногой колотьё и некоторую неустойчивость. И вот я прошёл ещё несколько шагов, ощутил под ногой влажный гладкий песок. А ещё через пару шагов уже вода. Невольно эта вода попадает мне в рот, я ощущаю солёный вкус. Так вот оно какое, это море! Не только в сказке существует, но и в реальной жизни. Ух, и солёная же! И вот ради этих ощущений проделано 2000 км с севера на юг. Было только одно неудобство: когда я входил в воду, трусы разбухали. Казалось бы, чего проще: снимай трусы и иди нагишом. Но нет: приходится подчиняться общим законам. Однако этот вопрос остаётся для меня открытым до сих пор.
 Итак, я продолжаю спуск к воде. Но вот наступает самый важный момент: я ложусь на лягушку. Дальше я могу двигать ногами. Я чувствую эффект перемещения. Значит, я плыву. Отец мне говорит, чтобы я работал и руками. В этом случае я омываю тело водой, а, с другой стороны, усиливается эффект перемещения. Отец говорит: "Винт работает". Конечно, это своеобразная игра, в которой воображалось, что я плыву на корабле. Поэтому винт - это винт корабля. Но это лишь воображаемое плавание на корабле. И оно не может продолжаться долго - не более пяти минут. После этого мы плывём назад. Всё происходит в обратном порядке. Надо готовиться к условиям суши. Ведь мы живём на суше.
 На первый раз ограничиваемся одним заплывом. Потом их было два, а потом три. Надо понимать, что надо систематически бывать на воде, тем более, что ощущения на открытой воде не такие, как в ванной, но всё же эта вода нежная. О морских купаниях мы ещё будем говорить в дальнейшем.
 Другим интересным событием этой недели была морская прогулка на катере на подводных крыльях. Однако эта поездка навела на меня такие ощущения, какие я испытал во время поездки на автобусе. Разница только в том, что автобус идёт по земле, а катер плывёт по воде.

12. Поездка на новый городской пляж

В последний день мы совершили поездку на новый городской пляж. Об этом пляже мы слышали едва ли не с самого первого дня. Но ехать туда далеко.
 Итак, после того как мы выполнили обычные процедуры, то есть, я выпил свой кефир, мы пошли на пристань. Здесь мы сели на теплоход "Евпатория". Плыть было более комфортно, чем на "Жасмине". Может быть, и мне было удобней.
 И вот прибыли. Однако сам этот пляж не кажется таким уж комфортным. В отличие от пляжа в курзале здесь дно было выстлано ракушечником. Это ещё тяжелее, чем галька. Идти было нелегко, хотя, возможно, поверхность и красивая. Но сейчас я думаю, что ни о каком купании не могло быть и речи. Просто лежал на берегу. Но и это тоже было не так уютно, как в курзале. Было много такого, к чему не привык, в курзале было удобней. Но отец купался. Правда, по его словам, особого удовольствия не получил.
 Мы находились на этом пляже довольно долго. Но всё же хотелось покинуть его. Возвращались мы на теплоходе "Лабрадор". Он оказался самым шумливым из всех судов данного типа, плавающих в этих водах. Во всяком случае, я услышал настоящий пароходный гудок. И в дальнейшем, когда я слышал пароходные гудки, я вспоминал "Лабрадор". Но всё же выносить этот звук я не могу.
 Мы проголодались. Поэтому, сойдя с теплохода, мы пошли в кафе "Колос". Здесь мы пообедали. Это был наш последний день в Евпатории. На следующий день поезд увезёт нас на родину, в Ленинград.
 А нам остаётся завершить рассказ о пребывании в Евпатории.

13. Культурная жизнь

В середине третьей недели мы гуляли в парке культуры и отдыха имени Фрунзе. И вот уже в самом конце мы услышали выступление музыкантов - струнный квартет - четыре скрипки и контрабас. Пел певец Валентин Александров (баритон). Последним номером была немецкая революционная песня "Юный барабанщик". Объявили, что на следующей неделе будет концертное исполнение монтажа оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Я выразил желание его послушать.
 И вот на следующей неделе в указанное время мы снова пришли в парк. Слушали монтаж оперы "Снегурочка". Опять-таки Валентин Александров участвовал, пел арию Мизгиря. Всю оперу они передать не могли - слишком длинная. Но общее представление об этой опере я, во всяком случае, получил.
 А неделей раньше мы смотрели спектакль Крымского областного театра кукол "Сказка о двух жадных медвежатах". Да, это сказка, но она справедлива и в реальной жизни. Жадность никогда не была в почёте. "Кто жаден, тот не складен", - эти слова матери-медведицы являются ключевыми в спектакле. И никто жадность не одобрит.
 Таковы основные события нашей культурной жизни.

14. В пути

И вот настал день прощания с Евпаторией. Мне было очень жаль. Я плакал. О чём я думал, сказать не могу. Наверно, о том, что вот надо возвращаться домой. А что дома? Суровая жизнь, ненавистные задания. Этим всё и объясняется.
 Я по-прежнему ребёнок - по-прежнему плачу и, в то же время, предстояло путешествие в поезде, а это всё-таки было интересно.
 И вот я кое-что напевал. Во время пребывания в Евпатории я услышал греческую народную песню "Дети Пирея". И вот я напевал эту мелодию, пел во весь голос. Для меня эта песня в какой-то мере была знаковой во время пребывания в Евпатории.
 А отец прощался более практично: он пошёл к морю и выкупался. Судьбе было угодно, чтобы ему больше не довелось побывать на черноморском побережье.
Я ещё побываю, но не в Евпатории, а в Анапе. Однако это произойдёт через пять лет.
 А сейчас мы ещё в Евпатории. Но вот оставшееся время прошло. Мы садимся в такси. Едем на вокзал.
 Приехали без задержки. На вокзале тоже какой-либо задержки не было. Мы садимся. Через некоторое время мы отправились. Я ложусь. Из Евпатории мы выехали в 12 часов. Большую часть времени лежал. Поезд стоял часто, так что всё расписание известно.
 Вечером было происшествие. Не знаю, кто, кроме моего отца, ещё обнаружил его. Мой отец говорил, что был едкий дым - горели тормозные колодки. Он пытался сообщить об этом проводникам. Они не отреагировали. К счастью, всё обошлось. А я всё так же лежал и блаженствовал.
 Когда мы прибыли в Москву, на Курском вокзале нас встретил дядя Миша. На сей раз и я вышел из поезда. Оказывается, у дяди Миши был день рождения (4 июля). Так я об этом узнал. Но подарок получил и я: дядя Миша подарил мне пластинку. Это были записи американского трубача Тутти (югославская пластинка).
 Стоянка в Москве была полчаса. После этого мы продолжили наш путь в Ленинград. Была обычная остановка Бологое.
 Перехожу к железнодорожным впечатлениям.
 Итак, из Евпатории мы ехали дачным поездом, следовавшим до Симферополя. Но в Симферополь мы не поехали. В Остряково наш вагон прицепили к севастопольскому поезду № 8 "Нева" Севастополь-Ленинград.
Расписание поезда: Евпатория, Саки, Остряково, Джанкой, Мелитополь, Фёдоровка, Запорожье-1, Синельниково, Лозовая, Харьков, Белгород, Курск, Орёл, Скуратово, Тула-Курская, Москва-(Курский вокзал), Бологое, Ленинград-(Московский вокзал).


Рецензии