Чем пахнет спасибо

Парфюмерия была придумана для богов. Именно воскуривание благовоний легло в основу того, что в итоге распространилось по всему миру в виде баночек и скляночек с ароматами, которые можно переносить на себя.
 Мы стали подобны богам, получив возможность благоухать по настроению и по финансовым возможностям.
 Возможности у всех всегда были разные. Европа пришла к этому ещё в 17 веке, а к 20 веку удивить парфюмом там можно было разве что социопата из глухой бюргерской деревни.

 Но были ещё и мы. Бывшая Российская империя, великий и могучий Советский Союз и чего нам меньше всего хотелось к середине 20 века, так это удивлений.
 Разрушенная войной страна вместе с её экономикой, разбитые семьи, плановое хозяйство и вера в светлое будущее, где все будут счастливы одинаково сильно.

 Могут ли быть женщины одинаково счастливы, если одна из них пахнет Шанелью номер 5, а вторая Красной Москвой? Скорее нет, чем да. Поэтому варианта было два. Или всем дать по Шанели, ну или второе.
 На всех Шанелей не хватит, да и мало ли что ещё этим женщинам может после Шанели захочется! Помаду может Диор?
А как же космос? Кто будет думать о главном, о том как осваивать и бороздить просторы вселенной, если неожиданно все мысли людей сведутся к выбору оттенка для губ, и не дай бог, для ногтей? А если мужики начнут? Ну мало ли что может быть, когда уже начинаешь с жиру беситься.

 История знает много примеров, когда целые империи гибли из-за всякого разного разврата. Не из-за войн, а прежде всего из-за внутренних слабостей их граждан. Когда вместо того, чтоб идти воевать и завоевывать, они валялись пьяные и сытые в термах, ещё и в компании юных мальчиков, сочиняя философские трактаты, которые мы до сих пор читаем. Но без которых вряд ли удастся осилить науку философию, и заодно геометрию с математикой.

 Но как бы страна не пыталась уберечь мою мать от духовного разврата, я сейчас говорю именно о духах, не путать с душой, ибо душой она была крепка в своих убеждениях относительно светлого будущего, миссия государства в отношении неё была провалена.
 Будучи большой начальницей в гостинице "Украина", а именно будучи сначала начальником службы бронирования, а потом и вообще заместителем директора, она имела доступ почти ко всем благам цивилизации по определению, так как каждый иностранец, селившийся в гостиницу, проходил через её кабинет. А наши советские важные путешественники и подавно, ибо не каждый сверчок, мог заселиться на этот шесток.

 Понятие коррупция имело в то время явно иной смысл, и подарки, которые она называла "знаками внимания", или "презентами", коррупцией не считались.
 Вот доллары брать нельзя! А помаду можно (подарок на 8 марта); Баночку икры чёрной, аккуратно очень, но можно (это вообще доченьке подарочек передал дядя Валера из Астрахани); Духи Дали и Клима можно (Это на новый год презент небольшой); Сапоги, кстати тоже можно (по случаю 7 ноября комплимент). Шубу нельзя. Это слишком.

 Речь маман была не менее замысловата, как и поводы: "Ой, ну что тут такого! Клима это небольшой комплима в знак благодарности. Я его выручила, он меня отблагодарил."
 Мне почему-то всегда было стыдно за слово отблагодарил. Потому что произносить его нужно было непременно прищурившись, сдерживая кокетливую улыбку, словно говоришь о чём-то таком, что происходило в темноте без свидетелей, и после таких благодарностей люди выходят взъерошенные и в мятом. И как следствие обратная фраза: "Я вас отблагодарю! "- звучала для меня также зловеще стыдно. - Чем платить будем, мамаша? Уточните пожалуйста, а то на ребёнке уже лица нет"! Колбасой же разумеется сырокопченой и коньяком. Чем же ещё, валютой то нельзя.

 Деньги на шубу у неё всегда были, но желания её купить не было. Было бы очень много вопросов у сослуживцев, которые спали и видели, как бы сесть на её место.
 Я подарила ей первую, ну и наверное, последнюю шубу из норки уже на глубокой пенсии, а она продолжала переживать, зачем ей шуба, лишь только привлекать внимание лишнее.

 Весь свой благоухающий алтарь она хранила в бельевом шкафу в моей комнате.
На самой высокой полке, до которой я не могла добраться, стояла эта тяжёлая парижская артиллерия из разноцветных пузырьков, удивительных форм с невероятными крышками.
Моими самыми любимыми, не на запах, разумеется, были духи Дали, выполненные в форме губ, а крышка в форме носа. Всякий раз я просила её достать мне их, чтоб поиграть с ними, и всякий раз я видела в её глазах то ли раздражение, то ли панику.    Тогда я разумеется не понимала, с чем именно было это связано. Сейчас да, я тоже не дам ребенку в руки свои духи. Их судьба будет предрешена.

 Аромат этих французских сокровищ не нравился мне совсем. Скорее наоборот. Вызывал жуткую неприязнь, ведь объективно такие густые амбровые ноты мало кому подходят. Это пресловутый запах старух и чего-то неотвратимого.

 У моей бабушки было двое духов. Красная Москва и Маки. Хрен редьки не слаще, я вам скажу. К счастью, она ими почти не пользовалось, предпочитая ГДР- овский дезодорант Зелёное яблоко, не менее деликатесный, чем Кока-Кола в 80-е.
 Поэтому, когда однажды в галантерее на Патриарших, я унюхала духи Серебристый ландыш, я влюбилась в них как кошка и это имело последствия на всю мою жизнь.
Я до сих пор покупаю себе духи, едва учуяв в них ноту ландыша. Они мне нравятся по определению, так как кажутся очень свежими, очень понятными, и какими-то правильными духами что ли.
Да и живые ландыши, которые когда-то в 90-х росли заливными опушками у моей дачи в Щербинке, ставшие неожиданно частью Красной книги, оказались самым лелейным воспоминанием о том времени.


Рецензии