На волне моей памяти -17

Опять мои воспоминания о далёком раннем детстве.


Мне около четырех  лет.
Мама на сносях,  ходит последний месяц беременности моими братишками -  двойняшками .
Живот у неё громадный,  очень мешает ей.   Я  вижу,  как ей тяжело наклоняться.
И  вот я решила помочь маме и помыть пол.
Поломытие я начала с раннего утра,  когда родители ушли на работу.   Налила в ведро до половины воды.  Поднять ведро я не могла, поэтому я его толкала по полу впереди себя.
Помню,  я удивлялась -  почему у меня в ведре воды становилось всё меньше и меньше.
А  вся вода оставалась на полу потому,  что отжать тряпку у меня  естественно не хватало силёнок . Поломытие затянулось до обеда. Когда папа пришёл на обед я уже ползала с тряпкой около порога,
Он сам  домыл последние досочки,  отжал тряпку и всё насухо вытер.
Папа похвалил меня . Я была  усталая,  вся потная,  но очень довольная собой.
По существу с этих  моих четырёх лет и началась моя "карьера главной поломойки" нашей семьи.


Я уже писала,  что братишек -  двойняшек, когда они были груднятами, если родители задерживались на работе , забирали из яселек  девочки  Валя Нарышева и Нина Проничева, наши соседки по бараку.   
Но  как  только мальчишки встали на ноги, эта  обязанность была возложена на меня,  хотя  разница у меня  с   братьями   всего четыре  года. И вот я,  отправляясь в мьсадик вела за ручки своих  братиков , точно такой же  дружной троицей мы возвращались из садика домой.
Деревенские ребятишки, особенно старшие  в семье,  взрослеют рано и становятся хорошими помощниками родителям   в хозяйственных делах. Вспоминается такой эпизод
Это зима 1953 года.
Братишкам пошел второй  годик,  а мне пять  с половиной лет. Забираю их  из садика.
Мальчишки уже ходят,  но плохо .  Поэтому везу их обоих на саночках.  Санки с трудом тащу по узкой заснеженной тропинке.
Вдруг санки опрокинулись и мальчишки полетели в сугроб .
Пытаюсь усадить их   обратно в санки,  а они неуклюжие в зимних одеждах, да ещё сопротивляются - им нравится   барахтаться в снегу. Я реву от того, что не могу с ними справиться.
Вдруг к нам подошёл незнакомый мужчина быстренько вытащил мальчишек из сугроба отряхнул их ,  усадил в санки,  спросил меня -  где мы живём и бодро зашагал с санками в сторону нашего дома. Я затрусила за ними по тропинке.
Как потом оказалось,  что это был Ваня Кулинич мамин двоюродный брат,  который из Краснодара приехал в командировку в Саранск и будучи в относительной  близи от Алатыря, не смог себе отказать в том,  чтобы не приехать в выходной и не повидаться со своей сестрицей Тоней  Дибровой.
По-нашему возрастному и количественному составу он понял,  что мы и есть Тонины дети.
Позднее когда я на каникулах гостила у дедушки на Кубани, я слышала от родственников -  кубанцев в разных интерпретациях пересказ Ваниного  рассказа , как он, не успев даже спросить, где живут Ястребовы,  узнал в нас Тониных  детей .


Мне 5-6 лет
Провожают в армию Женьку Нарышева ,  нашего соседа по бараку.
Собрались все родственники,  в том числе Крулькины с первого отделения.
С  ними была  Машенька Крулькина,  моя будущая одноклассница по Стемасской школе.
Маруся была в новом ситцевом платье,  сшитом на вырост и в новеньких ботиночках.
Я тоже стала проситься,  чтобы меня взяли с собой на проводы,  на что Маруся  очень  важно и серьёзно сказала,  что в город босиком и с дыркой на платье не ходят.     Но я продолжала настойчиво проситься и даже заревела.
Валя Нарышева сбегала в контору и отпросила у меня у мамы.    Вот так я и отправилась со всей толпой босиком и дырой  на сарафанчике.   Дыр этих,  от лазания по заборам , было всегда немерено на моих платьицах .
До станции 7 км.  Я не помню, мы шли пешком или же может была лошадь с телегой.   Другого варианта транспортных средств в то время не было.
На станции  при прощании с Женей было пролито море слёз.  Ведь прощались надолго.  Его отправляли служить на Тихоокеанский флот, а служба на флоте тогда длилась 4 года.
Обратно со станции  возвращались все усталые, понурые.
Машенька шла вместе со мной босиком, так как  новые ботинки ей сильно натёрли ноги.


Рецензии
И босоногое детство было счастливым.

Людмила Ильина 3   15.08.2023 20:37     Заявить о нарушении
Спасибо за визит на страницу и прочтение!
С уважением

Лидия Гончарова Ястребова   16.08.2023 09:23   Заявить о нарушении