Экс-ры III 10 гл Разговоры для свободных ушей

Глава 10   

Любитель старинных икон

Разговоры для свободных ушей – Красный дом – клад купца Жукова – любитель старинных икон – медаль "За верность"               
               
Разговоры для свободных ушей

С раскопками у дома Злоказовых у нас вышла временная заминка, где я по пьяной лавочке «повоевал» с белогвардейцами. В подвал пришли пожарники проверить состояние подвала но, увидев, что он забит до предела деревянным барахлом обязали руководство дома очистить помещение с выпиской солидного штрафа. Так что продолжить обследование подземелья там нам не светило, и мы решили перенести свои поиски кладов в дома, предназначающиеся под снос в районе улицы Вайнера, где уже трудились наши конкуренты. Погуляв там, в качестве разведки, мы пришли к выводу, что там всё давно пусто и тогда мы решили потолкаться и послушать, что говорят на аллее на проспекте Ленина, где между трамвайными линиями находился художественный блошиный рынок.

У входа в аллею теснились художники со своими картинами. Здесь были те, кто давно забил эти крайние места, и картины у них были профессионально написаны, не то, что ширпотреб, который ютился за ними. Там были картины с примитивным сюжетом, написанные как под копирку. Потом были ряды недорогой ювелирной галантереи, сувениры из камней, огромное количество бус из мелких обработанных поделочных камней и так далее. 
 
Мимо нас лениво прошагали милиционеры – работа мерить шагами проспект им здорово надоела, но они как они думали, не подавали виду, но стороны было видно, что они уже искали глазами подходящий двор и лавочку для отдыха.
Народ теснился возле приглянувшихся столов, приценивался и торговался, переходя на повышенные тона. Были тут и карманники и мы, зная, это держали свои карманы занятыми своими руками.

И вот стоя перед столом собирателя всякого антикварного барахла мы подслушали разговор бывалых коллекционеров.
– Милый мой я тебя уверяю там такие глубокие подвалы, что я бы их сравнил с авгиевыми конюшнями. Столько там накопилось дерьма от прежних хозяев. Нормальный кладоискатель туда не полезет!
– Какое дерьмо! Там давно обитают археологи! Станут они находится в дерьме! – горячо отвечал грузный мужик в коричневом изрядно поношенном костюме служившим ему рабочей одеждой здесь же на рынке.
– Да я не про то где они  сидят, – возражал ему товарищ с отпечатком на лице пьющего человека. – Там такие подвалы, что мама моя я туда второй раз ни за что не спущусь, подвал Злоказова отдыхает!
И уже тише с оглядкой на толпу.
– Там же Миша самое натуральное кладбище… красные и белые они там все рядышком…

Я только однажды там был в году так шестьдесят восьмом, молодость она не знает страха, а когда там побывал всё как отрезало. С тех пор я в подвалы ни ногой.
– Тебя что там приведение напугало? – с усмешкой спросил Миша.
– А если и так, посмотрел бы я на твою перекошенную морду когда на тебя стало бы надвигаться нечто не понятное. Никто не стал ждать, пока нас там накроет, такого дали дёру только пятки засверкали. Я только и успел вытащить из костей нательный золотой крест, видать попа грохнули, а крест он снимать не стал так и умер. А археологи, между прочим, сидят над тем подвалом, а может быть и в нижние казематы проникли. Первый владелец особняка был не дурак заказывая такие тайные подвалы. Может поначалу там для отвода глаз предполагалось устроить ледники или хранилище чего-то запрещённого...
– А как ты туда попал, если здание запирается.
– А там есть сливной канал в реку Исеть, правда он длинный пока мы поднимались по нему, не одну крысу прибили. Может, ту трубу уже засыпали, у меня сохранились фотографии, где мы стоим у входа. Тогда из всех щелей в реку сливались нечистоты, и дом Железнова был не исключением. 
– Ну, Толя ты, оказывается, был диггером.
– Да какой из меня диггер, мы больше лазили по подвалам, а чтобы в канализации проводить время - увольте. 150 метров ползти по говну, извини, не моё!
– Так это какой там смрад стоять должен был, чтобы ещё и белых расстреливать, – развернул Миша тему разговора.

– А ты знаешь, что город в девятнадцатом году несколько раз переходил из-рук в руки. Подвал холодный, трупы не спели разложиться до прихода красных ну, а когда город пал там и начались массовые расстрелы. А где как не в подвалах класть врагов и тихо и подальше от любопытных глаз.
– А хоронить? – спросил Миша.
– Да щас это же армия шлёпнули золотопогонников и дальше покатились. Но в тот подвал я больше не спущусь ни за что!
Миша с иронией спросил, мол, неужели до сих пор ножки трясутся.
– И трясутся и подгибаются, ты ложку-то достань, менты как будто ушли, – рассказчик, вытянув шею, осмотрелся по сторонам и вынул из-за пояса початую бутылку вина.
– Гена ты как примешь? – спросил он торговца металлическим антиквариатом.
– Это можно у меня для этого случая всегда и закуска имеется, – отозвался, улыбаясь, продавец.

Роман толкнул меня локтём, и мы отошли от выпивающей тройки подальше, чтобы не привлекать к себе внимание. 
– Слышал про крест? – тихо спросил Роман.
– Пошли отсюда, –  потянул я его за рукав.

Мы купили на Вайнера по пломбиру и отправились в сторону площади Коммунаров.
– Занятная история про подвалы, – сказал Роман.
– Не думаю, что там что-то сохранилось, наверное, всё давно почистили, столько времени прошло. А вот нижний расстрельный подвал это кое-что.
– Было бы неплохо туда пробраться, – сказал Роман.
– Не уверен, что там труба вообще сохранилась, слышал, что сказал тот мужик – 150 метров ползти по говну, – ответил я.
– А то мы не лазили, – засмеялся Роман.
– Это сейчас город основательно почистили, а тогда что ни день то грандиозная находка. Однажды мне в 12 лет достался целый чемодан царских банкнот, старшие ребята где–то подтянули его и спрятали в кустах акации, а я зачем-то туда сунулся и нашёл, и что с ними делать я тогда просто не знал. Забросил в подвал, где был наш дровяник и забыл. Тогда ещё мало кто из нас понимал их будущую ценность. Ты когда-нибудь держали в руках "Петеньку", нет, а вот я держал и не одну.
– Подумаешь, – пробурчал Роман, явно завидуя моей находке.
– Ну, завидовать уже нечему братовья потом унесли тот чемодан скупщикам и фиг я видел, а не эти бумажки! Это мне нынешние мозги в то время я бы ими распорядился по-другому.
– Мозгами? – спросил Роман.
– Царскими ассигнациями, хрустели зараза… веришь нет до сих пор жалко.

Дойдя до пересекающей проспект улицы Хохрякова, мы согласно зелёному светофору перешли дорогу, и зашли на ту же аллею только с другой стороны между трамвайными линиями, и пошли к блошиному рынку и с надеждой ещё раз погреть свои уши на чужих разговорах. Правда, ничего нового мы на этот раз не узнали. Интересующие нас разговоры шли вокруг да около с большой опаской, чтобы не сболтнуть чего лишнего, потому что в толпе могли находиться, сотрудники милиции на спец задании и их агенты из местных барыг.

– Что ты мне суёшь фуфло, я тебе такую же железяку напечатаю, – отмахивался от назойливого продавца мужик, едва глянув на вынутый из-под полы тяжёлый квадрат меди с печатями.
– Да ты что смотри это же рупь тысяча семьсот двадцать пятого года настоящий! Где такой сыщешь!
– Уйди ирод не искушай на кулак, –  бурчал отмахиваясь знаток старинной меди.
– Смотри, потом пожалеешь! – шипел ему вслед продавец зыркая по сторонам глазами в надежде достать простака в этом деле.
– Не встречайся с ним глазами, иначе этот хмырь к тебе поплывёт, – предупредил я Романа.
– А то я не знаю…

Мы прошли дальше, и вдруг кто-то меня стал дёргать за рукав и сиплый голос задышал в ухо слюнями.
– Полполтины тысяча семьсот двадцать пятый Екатерины первой за дёшево отдаю, всего-то восемь сот.
– Я в этом не разбираюсь, – ответил я не оборачиваясь и оттолкнувшись от продавца, нырнул поглубже в людскую массу.
 
Но делец не отставал и плыл, рядом снижая ставку. Вдруг он охнул и хлебая воздух пошёл на дно. Мимо меня в размашку проследовал Роман, и я устремился за ним.
– Вижу, он к тебе присосался ну я ему и дал тычка под ребро.
– Спасибо, ты как раз вовремя, – ответил я, и мы прислонились к столу с небольшими колоколами и другим металлическим ломом. Это был тот же стол, возле которого мы раньше подслушали инфу про Красный дом-терем Железнова.

– Милый мой я старше тебя на десять лет и знаю, о чём говорю! – продолжал всё тот же рассказчик. – Поезжай на Поскакуху да там помой в решете галечку на топазики, было времечко, я там розовые пальчики да по семь сантиметров выбирал.
– Ложку не держи на сухую, – сказал ему невесть откуда взявшийся ещё один такой же знаток.
– Милый мой… – начал было снова говорить бывалый рассказчик.
– Ложку отдай, болтун! – строго сказал ему Миша.

Мы посмеялись глядя друг на друга глазами над этими собутыльниками, и пошли прочь, уже владея некоторой информацией.
– Сначала сходим, посмотрим на Красный дом, и посмотрим, может что-то осталось от канализационной трубы, хотя я лично в этом не уверен, – сказал Роман.
– Да закопали там наверное вся давно, – согласился я с ним не питая хоть какой-нибудь надежды что-нибудь там найти.


Рецензии