Огонь и свет теософской литературы гл. 12 Карлос К

Статья, которую Е.П.Б. не писала
 
Самая длинная статья в книге «Практический оккультизм» не была написана Е.П. Блаватской

 
Обложка книги, издание Индия-TPH

Небольшая книга «Практический оккультизм», впервые опубликованная в 1948 году Теософским издательством Адьярского общества, представляет Елену П. Блаватскую в качестве автора, но самая большая из этих трёх статей не была написана ею.
Имя автора до сих пор неизвестно.
Распространяемая по всему миру уже несколько десятков лет на разных языках книжка «Практический оккультизм» 1 включает 106 страниц и одну большую ошибку.
Статья, ошибочно приписываемая Е.П.Б., называется «Некоторые практические советы для повседневной жизни», начинается со страницы 63 и продолжается до конца книги. Она занимает около 40 процентов её объёма.
Первые две статьи действительно были написаны Е.П.Б. Их названия — «Практический оккультизм» и «Оккультизм против оккультных искусств». Что касается третьей и самой большой статьи, то помимо того, что она не была написана Е.П.Б., она содержит ряд ошибочных понятий. Некоторые из них заслуживают рассмотрения. Например, прямо в первом абзаце статьи «Некоторые практические советы для повседневной жизни» говорится:
 «Вставайте рано, как только проснетесь, а не лежите лениво в постели в полудрёме. Затем горячо помолитесь, чтобы все человечество возродилось духовно, чтобы подвизающиеся на пути истины ободрились вашими молитвами и трудились усерднее и успешнее, и чтобы вы укрепились и не поддавались соблазнам чувств. Представьте себе образ вашего Учителя, погружённого в самадхи. Зафиксируйте его перед собой вплоть до всех деталей, думайте о нём с благоговением и молитесь, чтобы все вольные и невольные ошибки были прощены. Это значительно облегчит концентрацию, очистит ваше сердце и поможет во многом другом». 2
Однако изучающих теософию не учат молиться. Е.П. Блаватская исследовала этот предмет в пятом разделе своей книги «Ключ к теософии». В диалоге между «исследователем» и «теософом» есть такой вопрос:
 «Верите ли вы в молитву и молитесь ли вы когда-нибудь?»
И «теософ» отвечает:
 Нет. Мы действуем, а не говорим.
Исследователь настаивает:
Вы не возносите молитвы даже Абсолютному Принципу?»
На что следует вполне ясный ответ:
А зачем? Будучи весьма занятыми людьми, мы едва ли можем позволить себе тратить время на вознесение словесных молитв к чистой абстракции».
В последующих абзацах Блаватская поясняет, что в теософии есть только МОЛИТВА ВОЛИ, которая является «скорее внутренним велением, чем прошением». 3
Обсуждение этого продолжается на нескольких страницах. Е.П.Б. поясняет, что одна из причин отказа от молитв как прошений к какой-либо внешней силе состоит в том, что они разрушают уверенность в себе в сознании ученика.
Произнося молитвы, верующий занимает пассивную позицию в жизни и пытается убедить себя, что может быть своего рода «кармически безответственным». Отрицание кармического закона через наивную преданность какому-то «спасителю» — одна из основных форм иллюзий общепринятой духовности. Каждый ученик должен развивать свою собственную активную и творческую волю и прилагать усилия, чтобы посеять то, что он хотел бы пожинать.
В ученичестве недопустимо ожидать личной помощи от Учителя или молиться, чтобы Учитель устранил последствия ошибок учеников. Нужно учиться на результатах своих действий, вместо того, чтобы желать, чтобы они были стерты какой-то сверхъестественной силой.
Обязанность Учителя состоит не в том, чтобы раздавать отпущения грехов. Ему надо дать ученику такую информацию, чтобы он мог работать самостоятельно и бескорыстно для освобождения через самопознание, а затем самозабвение.
Нужно познать себя, чтобы суметь забыть себя.
Достаточно взглянуть на «Некоторые практические советы для повседневной жизни», чтобы увидеть, что это подборка фрагментов, взятых из различных книг и статей, но это не могло быть написано Е.П.Б.. 4

Примечания
1 «Практический оккультизм», Е.П. Блаватская, Теософское издательство, Адьяр, Мадрас (Ченнаи), Индия; Уитон, Иллинойс, США; Лондон, Англия. Авторское право TPH 1948 г. Первое издание 1948 г. Со второго по шестое издание 1959–1981 гг., седьмое издание 1987 г., восьмое издание 1989 г. отпечатаны в Vasanta Press, Адьяр, Индия, 106 стр.
2 «Практический оккультизм», стр. 67-68.
3 «Ключ к теософии», Theosophy Co., Лос-Анджелес, 1987, 310 стр., см. стр. 66-67.
4 Текст был проанализирован несколькими исследователями. Во второй половине 2005 года нам любезно прислали неопубликованные аннотации, сделанные канадскими исследователями Эрнестом Пеллетье и Тедом Г. Дэви, а также отдельные комментарии, написанные североамериканским теософом Далласом Тенбруком. Эрнест Пеллетье занимался исследованием имени настоящего автора «Некоторых практических советов для повседневной жизни». Пеллетье и Дэви подчеркивали, что неправильно был переписан текст. Мнимые цитаты включают в себя идеи, отсутствующие в исходных текстах, и искажают некоторые из них, не имея никакой ценности. Г-н Даллас Тенброк (1922 - 2006), давний сотрудник ОЛТ, изучил многие абзацы текста и доказал, что их содержание довольно бессмысленно. В октябре 2005 года Джером Уилер также помог собрать доказательства по этому поводу.


Рецензии