Невозвращенцы

В последнее время все чаще слышится фраза «Все мы родом из СССР», и мои ровесники, и люди постарше вспоминают, как им жилось в стране, которой нет вот уже тридцать лет.
Это была Родина многих миллионов людей самых разных национальностей. В ней жили, работали, учились, любили, растили детей, радовались жизни, делили горести и печали...
Не всё было в истории Советского Союза однозначно и радостно, впрочем, как и в жизни каждого из нас. Было всё – и достижения, и победы, были и чёрные страницы, где отпечатались поражения, кровь, предательства. Но в памяти большинства людей, родившихся и живших в стране Советов, остались только светлые воспоминания о том времени.
Именно поэтому все чаще слышится фраза «Все мы родом из СССР»...
Тридцать лет назад нас без нашего ведома переселили из страны, где мы родились и выросли. И мы не по своей воле стали эмигрантами.
Эмигрантами по сути.
Наши дети сейчас спрашивают, почему мы ничего не сделали, почему не отстояли свою Родину? Стыдно признать, но это так. Не отстояли и не отстаивали... Как обычно, за нас кто-то что-то подписал, и эти документы выдали за наше общее волеизъявление.
Так мы потеряли Родину и стали эмигрантами.
Эмигрантами по сути.
Родина – это ведь не город, не улица и не дом. Родина – это, прежде всего, язык. Родной язык, который позволяет тебе быть абсолютно свободным.
Так вот, потеряв Родину, мы утратили истинную свободу.
Ничего по большому счету не изменилось: я хожу по той же земле, по тем же улицам, вижу те же дома. Но я чужая среди всего этого. Потому что теперь я всё реже понимаю, о чем говорят окружающие, потому что язык, который для всех нас был тридцать лет назад родным, попал в ряд приемлемых или применяемых, и его насильно вытесняют. То есть, вытесняют и меня... А значит, лишают свободы...
Многие, ощутив эту несвободу, возвращаются в Россию не потому, что там лучше, спокойнее или увереннее. Не потому, что там вкуснее кормят!
А потому, что там думают и говорят на родном языке. Потому что там мечтают, строят планы на будущее, растят и воспитывают детей, любят и ненавидят на родном языке. И переживают трудности на нём же.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора...»
Поэтому всё чаще многие втайне мечтают о воссоединении, о присоединении чего-то к чему-то, думая, что так можно возвратиться обратно.
Ничего, к сожалению, уже не изменить...
Мы – невозвращенцы. И я невозвращенец.
И только «ты один мне поддержка и опора...», особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий»...


Рецензии