Способность мобилизоваться
Наиболее доступным для понимания большинства людей является момент чисто физической мобилизации в тех или иных экстремальных случаях. Конечно, быть может, чисто теоретически многие могут себе представить то, что вообще-то можно мобилизовать ещё и умственные, и душевные силы. В отдельных случаях, еще и силы духа. Но, по большому счету, если разобраться в этом более основательно, то имеют об этом весьма смутное представление, как собственно, и о большинстве классических достоинств и добродетелей. То есть, они думают, что все знают и понимают. Но их понимание содержит настолько много иллюзий и заблуждений, ошибок и пробелов, искажений и извращений, различной степени упрощений и банальных стереотипов восприятия и мышления, что суммарная ценность такого понимания получается, в лучшем случае, самой символической (с точки зрения системы классических духовных ценностей). А в ряде случаев и принципиально деструктивным и дисгармоничным, с низким уровнем конструктивности и созидательности.
Собственно, по большому счету, речь стоит вести о необходимости человека поддерживать всю свою личность в достаточно хорошем тонусе. И ум, и душу, и дух, и тело. Это требует, как правило, очень больших энергетических затрат, проявления развитого многогранного самоконтроля и высокого уровня самокритичности, требовательности к себе, повышенного чувства долга и ответственности, развитой системы собственных принципов и убеждений, правил и законов, хорошего уровня одухотворенности и гармоничности. Не говоря уже о мудрости. Все это требует очень большой и очень трудной работы. Постоянной и интенсивной. Что для большинства людей представляется совершенно бессмысленным и нерациональным. Ход их логики при этом можно выразить следующей мыслью: «а, кто это оценит? Особенно, если все это происходит в твоем внутреннем мире и практически полностью недоступно для полноценного восприятия большинством людей. Широкого общественного признания, понимания и одобрения все это получить не может. А потому зачем нам по этому поводу особенно стараться?»
То, что работа над собой, большая и интенсивная, сознательная и целенаправленная, необходима, в первую очередь, самому человеку, ее производящему, остается, что называется, вне поля зрения этих людей. В силу чего, мощная и постоянная лень ума и души (не говоря уже, духа) становится весьма распространенным стереотипом поведения. Причем, постоянным и доминирующим. Степень тренированности мышц ума, души и духа получается самой минимальной. Поэтому, даже когда человек и мобилизует все свои внутренние силы, их оказывается предельно мало даже для решения вопросов средней степени сложности. Не говоря уже о сложных вопросах.
Одной из особенностей диалектики человеческого бытия является тот момент, что жизнь регулярно сталкивает человека с необходимостью решать вопросы средней степени сложности. И от того, как он будет их решать, зависит, по большому счету, благополучие и успешность и его личности, и его жизни.
Понятно, что лень ума и души совершенно не способствуют возникновению даже среднего уровня этих показателей. В то время как, большинство не только мечтает, но и пытается реально планировать качество именно своей жизни (о жизни других людей, по большому счету, у большинства не принято думать особенно основательно и серьезно, одухотворенно и компетентно). Что, собственно, при таком подходе к делу, исключено уже даже чисто теоретически. Иначе говоря, о практическом воплощении такой задачи и речи не может идти. Правда, сталкиваясь со своим очередным, сто первым фиаско, большинство даже и не собирается искать веских причин своей неудачи в самих себе. Где угодно, но только не в себе - "мы же не глупее других. В конце концов".
А то, что мудростью, в ее самых небольших хотя бы количествах, обладает только два-три человека из тысячи, остается вне их поля зрения. И не только в той или иной отдельной конкретной ситуации, а, как правило, пожизненно. Как, собственно, и масса упрощенных и распространенных стереотипов мышления, иллюзий и заблуждений, искажений и извращений (особенно в настоящее время), ошибок и белых пятен в мировоззрении. И прочих деструктивных и дисгармоничных элементов в структуре личности. В значительной степени это объясняется тем, что общество, по большому счету, утратило истинные критерии интеллектуальной и психологической эстетики. Про духовную вообще говорить не приходится. Духовная эстетика почти всегда у большинства людей была на низком уровне. И это, к сожалению, в значительной степени регламентировано чисто генетически, в первую очередь.
Условно говоря. Ибо, чувство эстетики, особенно существенно выше среднего уровня и высокое, - это элемент мудрости. Которая, если и накапливается в человечестве, то очень медленно и постепенно. И даже целое столетие, как правило, в этом процессе очень символическая величина. Хотя, безусловно, отдельным индивидам удается достичь достаточно существенных вершин в этом деле. Это по сравнению с большинством. Ибо, по сравнению с мудростью Высших сил, это, в лучшем случае, одна тысячная часть. А, может быть, одна миллиардная. Иерархическая лестница совершенства Вселенной имеет не только очень высокие ступени (взятые по отдельности), но и бесконечное число этих ступеней. И обычному человеку особенно существенно подняться на этой лестнице, по мнению многих мудрецов, дано лишь после ста человеческих воплощений, каждое по сто лет. И при условии того, что всю свою жизнь, в каждом воплощении, человек будет предельно интенсивно и добросовестно работать над своей личностью. Над своими достоинствами и талантами.
При ленивом уме и душе это исключено в принципе. Интеллигент отличается от прочих тем, что он постоянно мобилизован на высоком уровне. Не говоря уже о том, что он готов совершать, при необходимости, и героические поступки. При такой постановке вопроса и внутренняя и внешняя жизнь имеет высокий качественный уровень. В тех вопросах, которые зависят от самого человека.
Свидетельство о публикации №222031600277