Удовлетворение потребностей
Конечно, интеллигент не стремится сознательно и целенаправленно пренебрегать своими низшими потребностями. Но он и не ставит их не только впереди духовных, но даже и вровень с ними. Адекватная система жизненных ценностей позволяет ему правильно распределять время и силы на удовлетворение каждой группы потребностей. И, если применительно к низшим потребностям он может обходиться длительно минимально необходимым уровнем, то применительно к высшим потребностям человек стремится к максимально возможному уровню удовлетворения. Прекрасно понимая то, что абсолютный идеал недостижим. И поэтому уровень его старательности на данном поприще бывает особенно высоким.
Без особой необходимости интеллигент не демонстрирует своей особой озабоченности духовными ценностями и потребностями. Ибо, это дело его внутреннего мира. Причем, сокровенного характера. Среди ведущих потребностей интеллигента есть следующие: потребность в конструктивности и созидательности, самодостаточности и зрелости, одухотворенности и мудрости, гармоничности и самокритичности, в добросовестном исполнении своей миссии на Земле, в максимально интенсивном развитии своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, в самовоспитании и самосовершенствовании.
Собственно, акцент на высших потребностях вовсе не означает того, что низшие обязательно удовлетворяются самым примитивным образом. Хотя, конечно, среди обычных людей есть и такая категория, что и самые простые свои потребности удовлетворяет самым непотребным образом. Среди высших потребностей интеллигент (да и просто достаточно разумный человек) на первое место ставит духовные, на второе – психологические, на третье – интеллектуальные. С другой стороны, интеллигент прекрасно понимает то, что его физический организм является носителем его души и духа. И поэтому заслуживает к себе достаточно большого внимания. Другой вопрос, что даже в самой тяжкой болезни уровень одухотворенности интеллигента (и просто достойного человека) ничуть не уменьшается.
Классический интеллигент, как правило, с детства приучен к определенному сознательному аскетизму. Поэтому какие-либо временные ограничения в удовлетворении его низших потребностей не могут вызвать в нем большого душевного дискомфорта. Как у большинства обычных людей. Собственно, он особенно внимательно заботится о своем полноценном душевном равновесии, философски относясь к проблемам и неприятностям, ошибкам и неудачам. И своим, и чужим. Он творчески относится к недостаткам. И своим, и чужим. Он ощущает потребности в любви к жизни и к человечеству, к себе и к Высшим силам.
Свидетельство о публикации №222031600314