Удовлетворение потребностей

Человек имеет в своей жизни массу конкретных потребностей. В частности, в еде, питье, сне, безопасности, физическом и психологическом комфорте. Правда, сам момент глобальной и фундаментальной невежественности психологического и духовного характера у большей части людей приводит к тому, что они видят в роли главных своих потребностей только самые простые. Которые, с точки зрения иерархии духовных ценностей, называется низшими. Но, кроме них есть еще и высшие потребности. В частности, духовного характера. И творческая личность, не говоря уже интеллигент, знает о них. И не только знает, а понимает их и учитывает их в своей жизни. Адекватно расставляя акценты среди всех своих потребностей.

Конечно, интеллигент не стремится сознательно и целенаправленно пренебрегать своими низшими потребностями. Но он и не ставит их не только впереди духовных, но даже и вровень с ними. Адекватная система жизненных ценностей позволяет ему правильно распределять время и силы на удовлетворение каждой группы потребностей. И, если применительно к низшим потребностям он может обходиться длительно минимально необходимым уровнем, то применительно к высшим потребностям человек стремится к максимально возможному уровню удовлетворения. Прекрасно понимая то, что абсолютный идеал недостижим. И поэтому уровень его старательности на данном поприще бывает особенно высоким.

Без особой необходимости интеллигент не демонстрирует своей особой озабоченности духовными ценностями и потребностями. Ибо, это дело его внутреннего мира. Причем, сокровенного характера. Среди ведущих потребностей интеллигента есть следующие: потребность в конструктивности и созидательности, самодостаточности и зрелости, одухотворенности и мудрости, гармоничности и самокритичности, в добросовестном исполнении своей миссии на Земле, в максимально интенсивном развитии своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, в самовоспитании и самосовершенствовании.

Собственно, акцент на высших потребностях вовсе не означает того, что низшие обязательно удовлетворяются самым примитивным образом. Хотя, конечно, среди обычных людей есть и такая категория, что и самые простые свои потребности удовлетворяет самым непотребным образом. Среди высших потребностей интеллигент (да и просто достаточно разумный человек) на первое место ставит духовные, на второе – психологические, на третье – интеллектуальные. С другой стороны, интеллигент прекрасно понимает то, что его физический организм является носителем его души и духа. И поэтому заслуживает к себе достаточно большого внимания. Другой вопрос, что даже в самой тяжкой болезни уровень одухотворенности интеллигента (и просто достойного человека) ничуть не уменьшается.

Классический интеллигент, как правило, с детства приучен к определенному сознательному аскетизму. Поэтому какие-либо временные ограничения в удовлетворении его низших потребностей не могут вызвать в нем большого душевного дискомфорта. Как у большинства обычных людей. Собственно, он особенно внимательно заботится о своем полноценном душевном равновесии, философски относясь к проблемам и неприятностям, ошибкам и неудачам. И своим, и чужим. Он творчески относится к недостаткам. И своим, и чужим. Он ощущает потребности в любви к жизни и к человечеству, к себе и к Высшим силам.


Рецензии