Ум и душа

Большинство обычных людей предпочитает отдавать первенство либо своим эмоциям, либо своим мыслям. Если стопроцентно доминируют только эмоции, то в этом случае можно говорить об экзальтированности. Если доминируют мысли, то о рационализме. И то, и другое в равной степени нежелательны в роли постоянной доминанты. Ибо, жизнь – это штука весьма разнообразная и многовариантная. И тут не может быть единого и универсального ключа на все случаи жизни.

В решении обычных логических задач, в ряде случаев, эмоции в большом количестве нежелательны. И в то же время, в ситуациях с преимущественно эмоциональным содержанием не всегда нужна формальная логика. Иначе говоря, в зависимости от сути и содержания той или иной конкретной ситуации, требуется от человека дифференцированный подход. Что, само по себе, требует проявление хорошего интеллекта, творческого мышления, интуиции и проницательности, осмысленности и одухотворенности, гармоничности и мудрости. Особенно вредным и опасным представляется влияние различного рода отрицательных эмоций на логику поведения. Вносящих в той или иной степени элемент деструктивности и дисгармоничности.

Классический интеллигент обладает способностью к дифференцированному восприятию различных явлений жизни. Интеллигент – в умеренной степени, а аристократ – в выраженной. Другой вопрос, что интеллигент, стремящийся к уровню аристократичности, как правило, достигает существенно больших результатов, чем просто интеллигент, формально относящийся к своему статусу. Хотя, по большому счету, интеллигентность предполагает достаточно большое творческое начало в человеке. Что, собственно, исключает доминирование духа негативного консерватизма, как и духа формальной логики и рационализма. Хотя, в некоторых отдельных случаях, и их проявление в разумных количествах представляется достаточно целесообразным.

Оптимальным вариантом проявления выраженных положительных эмоций является хотя бы частичный учет закона целесообразности во избежание нежелательных последствий и осложнений. И, конечно же, положительные эмоции изящного характера, не говоря уже – одухотворенные – это тема для отдельного и большого разговора. Полное ослабление самоконтроля и самокритичности в отдельных случаях имеет весьма нежелательные последствия. В девяти случаях из десяти не бывает лишним чувство меры.

Максимализм и категоричность имеют смысл только применительно к фундаментальным ценностям бытия. Особенно духовного характера. В большинстве вопросов интеллектуального и психологического характера не только возможен, но и необходим максимально возможный компромисс. Особенно относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. Момент прямолинейности и корректности будет освещен в отдельном разделе.

Главное в жизни – присутствие реальных и практических ориентиров из системы классических ценностей. А уже тот или иной конкретный случай может предполагать и определенную импровизацию по форме, но не по сути явления. Желательно, конечно, и учитывать основные психологические и духовные законы бытия. И вот этот узор мысли и чувства у интеллигента идет на уровне автопилота, с мощным вовлечением конструктивной части подсознания человека. Это своего рода отражение виртуозности многих процессов внутреннего мира интеллигента. Чтобы выдавать изящные мысли и чувства, ему нет необходимости очень сильно напрягаться. Как и в процессе дифференцированного восприятия различных явлений жизни.


Рецензии