Внимание словам Господа

(на основе анализа картины Христос у Марфы и Марии)
Это только кажется, что любой из нас, встретившись с Господом, будет серьезно и основательно относиться к его словам. Правда, при условии, что конкретного человека предварительно кто–то предупредит о том, что сейчас он будет общаться именно с Господом, а не просто с произвольным прохожим. На самом деле, все гораздо проще и грустнее. Было бы, мягко говоря, достаточно странно, если бы Господь лично оповещал миллиарды людей по отдельности. Для этого, во-первых, у него есть громадная армия непосредственных, незримых для человека, помощников. Во–вторых, Господь периодически посылает нам своих посланников. Которые способны донести до обычных людей сложнейшие духовные истины бытия на доступном для них уровне. Хотя бы в тех или иных отдельных вопросах.

Другой вопрос в том, что подавляющее большинство людей стандартного психотипа (не говоря уже о деструктивном) принципиально не готовы к встрече с действительно умным и мудрым курьером Господа, несущим отдельные крупицы Его безмерной мудрости. А потому не то, что какого–то особенного внимания к себе и своим словам курьер не получает, но вообще  видит совершенно неадекватное отношение и с интеллектуальной, и с психологической точки зрения. О духовном аспекте речь вообще вести не стоит, ибо, это совершенно бессмысленно, к величайшему сожалению автора.

Именно поэтому девяносто девять процентов людей остались абсо-лютно равнодушными (по большому счету) к мыслям Иисуса. Не говоря уже о том, что у наиболее деструктивных из них Его мысли вызвали мощное раздражение и злобу, неприязнь и даже ненависть. Ибо, обнажали их духовную мерзость. Хотя бы для них самих.
Когда Мария не просто серьезно и внимательно, но трепетно и благоговейно внимала словам Иисуса, то в этом моменте проявился целый комплекс ее редких и несомненных достоинств и добродетелей. Она была открыта для мудрости вообще и готова к ее хотя бы относительно адекватному восприятию. Ибо, понятно, что она не была профессором философии или просто профессиональным философом. Но от этого ее открытость и готовность к восприятию мудрости никак не стали менее ценными. Если не сказать, что ценнейшими с точки зрения самовоспитания и самосовершенствования.

Марфа, же, как стандартный представитель своего психотипа, была полностью погружена в вопросы своей мелкой суеты прозаического житейского характера. И потому в ее сознании просто–напросто не осталось существенного места для восприятия каких–либо сложных мыслей. Особенно принципиально более сложных, чем те, что имелись у нее изначально. Хотя, по большому счету, даже если бы она бросила все дела и второстепенные мысли и стала слушать мысли Иисуса, то из этого, скорее всего, мало что толкового бы получилось. Ибо, Марфа была закрыта для мудрости, да и не готова к ее полноценному (правильнее было бы сказать, что даже самому символически полноценному) восприятию. И ладно бы это касалось только самой Марфы. Но проблематичность и драматичность, да и вечная актуальность этой ситуации состоит в том, что практически все представители ее стандартного менталитета (а это, минимум, восемьдесят процентов людей, на минуточку) вели и ведут себя аналогичным образом. Получается, что почти все человечество категорически держится за свое духовное невежество. А тех, кто обличает их в этом четко и однозначно, ясно и конкретно, оно распинает, как Иисуса. И если не физически, то морально и психологически обязательно.

Тот, кто считает себя уже достаточно умным и мудрым, как правило, ни умственно, ни духовно не развивается. Правильнее сказать, его развитие в этом плане (и, к сожалению, не только в этом) идет лишь самопроизвольно и хаотично. И то в десятки раз меньше, чем при сознательном и целенаправленном самосовершенствовании.
Правда, тут есть один особенный нюанс. Как известно природа не терпит пустоты. И поэтому все, что сознательно не заполняется хорошим, обязательно заполняется плохим. И это происходит в десятки раз быстрее (и часто необратимо), чем наполнение человеческой личности чем–то действительно хорошим и ценным. С точки зрения вечной иерархии классических духовных ценностей.

По сравнению даже с обычным гением в интеллектуальном плане обычный человек представляет из себя очень символическую величину. Но даже самый большой гений – это весьма символическая величина по сравнению с абсолютным разумом. В частности, из достаточно известных и относительно доступных для понимания примеров – с разумом Господа. Да и любого другого представителя Высших сил, незримого для обычного человека. Поэтому, когда обычный человек начинает претендовать на обладание особым интеллектом, то это выглядит, мягко говоря, смешно. Ибо, то, что есть у любого человека в голове, - это, максимум, одна миллиардная часть из того, что там могло бы быть. И поэтому только очень умный человек может хотя бы частично осознавать значительную относительность своего интеллекта. И только действительно святые понимали то, насколько они духовно несовершенны. И, только достигнув уровня гармонии выше среднего, человек однажды вдруг понимает то, что пройденный им путь – это сантиметр среди бескрайних просторов Вселенной.

То, что Мария трепетно и благоговейно внимала словам Иисуса – это показатель и хорошего интеллекта, и неплохой одухотворенности, и хорошего уровня гармонии личности. Да и некоторой, вполне конкретной мудрости. Ибо, даже классики психологии и философии не уставали повторять то, что они знают лишь кое–что в некоторых отдельных вопросах. А умнейший человек Древней Греции Сократ говорил о том, что «он знает лишь то, что ничего не знает». А уровень гармонии и одухотворенности древних греков был, как минимум, на голову выше наших современников. В основной массе.

Действительно умные люди ощущают мощную потребность в обще-нии с теми, кто значительно умнее их самих. А стандартному обычному человеку гораздо больше нравится общаться с принципиально более глупыми. На фоне которых они могут выглядеть особенно значительными.

Умный человек, рассказывая о чем–то важном другим, старается особое внимание уделить тому, чтобы максимально полноценно донести особенную мысль до сознания слушателя. А человек со стереотипным мышлением старается с помощью умных мыслей подать себя максимально эффектно. А то, насколько понятно и доступно он объяснил ценную мысль, его, по большому счету, не волнует вообще.

Умный человек, воспринимая какую–либо новую мысль, не стремится ее обесценить вообще или для себя лично, в частности. Он старается извлечь из нее в наибольшей степени рациональное зерно для обогащения своего внутреннего мира. И испытывает искреннюю благодарность к источнику этой новой ценной мысли. За то, что узнал ее. А если мысль принадлежит собеседнику, то он наполняется еще и вполне конкретным уважением к его интеллекту, к мудрости его ума и души, к его добродетельности, к его творческому началу.


Рецензии