О фильме Выбор цели

Сейчас, когда я уже немало знаю об истории моей Родины, смотрю фильмы на исторические темы глазами не простого зрителя, а в какой-то мере знатока истории, сравниваю, как и что происходило на экране и как это было в реальной жизни. Именно с таких позиций я смотрел и фильм "Выбор цели".

Лента «Выбор цели» (1975) рассказал, что после войны СССР мог бы восстановиться куда быстрее, если бы не уникальный проект, потребовавший колоссальных ресурсов.

Это был проект по созданию советской атомной бомбы, главой которого назначили Игоря Васильевича Курчатова, физика-ядерщика, к сороковым годам уже известного в мире науки и авторитетного.

Постановкой «Выбора цели» занялся режиссёр Игорь Таланкин.
Сценаристами числится сам Таланкин и писатель Даниил Гранин. Некоторые источники говорят, что изначально сценарий про курчатовский проект написал сценарист Соломон Шульман, а Таланкин и Гранин выбили его для себя, переработали и убрали имя Шульмана.

Сам Игорь Таланкин излагал иную версию. Его тема создания советской атомной бомбы интересовала давно, и не меньше его интересовала личность самого Курчатова. К работе над сценарием Таланкин приступил в 1970 году, подключив Гранина. На подготовку сценария ушло несколько лет, и за это время авторы изучили тонны документов, мемуаров, свидетельств очевидцев и даже беллетристики, отсмотрели километры хроники, включая кадры с бомбёжками японских Хиросимы и Нагасаки.

Для Таланкина было принципиально важно узнать о будущих героях, включая иностранных, как можно больше, чтобы показать их правдиво. Правда, к моменту выхода фильма в 1975 году из реальных персонажей, показанных в картине, был жив только Гейзенберг, хотя вряд ли он смог бы познакомиться с советской лентой, но для режиссёра была принципиальна достоверность. К слову, ради этого группа даже совершила несколько командировок. Так, берлинские эпизоды сняты в Германии, встреча советских и американских войск на Эльбе — в Торгау, где в реальности в 1945 году встретились войска союзников.

В сценарии выделили три главных линии:
·история немецких физиков, которые ещё до войны подошли к использованию ядерной энергии и вели разработки, пока Германия захватывала Европу,
·жизнь и взгляды американских учёных, которые заинтересовались вопросом атомного оружия чуть позже, но быстро поняли преимущества такого оружия и уже в начале сороковых открыли секретный проект «Манхэттен», который и подразумевал создание бомб нового типа,
·и, наконец, Курчатов как олицетворение советских учёных-физиков, начавших разрабатывать атомную бомбу в ответ на шантаж Запада.

Приступая к сценарию, Таланкин и Гранин решили, что это будет динамичная, даже в какой-то мере детективная история, начинающаяся в 1938 году и оканчивающаяся уже в современности. Предполагалось, что события будут идти в хронологическом порядке, последовательно раскрывая события, происходившие в Германии, США и СССР. Но поскольку Таланкину хотелось показать в первую очередь личность Курчатова, посмотреть на него как на гениального учёного и выдающегося человека, такой вариант сценария отвергли. В итоге фильм построен не хронологически, в нём нет интриги: уже в первых кадрах обозначена проблема — на Японию сброшены атомные бомбы. Как мир пришёл к этой катастрофе и что за ней последовало — это и есть предмет исследования режиссёра.

В роли Курчатов Таланкин сразу видел Сергея Бондарчука, хотя внешнее сходство между актёром и учёным невелико. Но Таланкину нужна был не столько копия Курчатов, сколько артист, равный ему по силе духа, схожий психологически, человек гигантского масштаба. И альтернатив Бондарчуку тут не было. Сам режиссёр пояснил выбор так: «Бондарчук и молчать умеет так, что тебе безумно интересно за ним следить — что же там такое в нём происходит…».

В других ролях снялись не менее именитые исполнители: Иннокентий Смоктуновский стал американским президентом Рузвельтом (портретного сходства тут тож мало, но Игорю Таланкину опять же требовался характер, а не фотокопия),

Сергею Юрскому доверили образ американского физика Роберта Оппенгеймера, Михаил Ульянов в очередной раз сыграл маршала Жукова, а Георгий Жжёнов — вымышленного персонажа Виталия Зубавина, у которого был реальный прототип — Борис Ванников, нарком, а после министр.

По воспоминаниям учёных и чиновников, причастных к атомному проекту, Курчатов и Ванников были идеальным дуэтом: первый отвечал за научную часть, второй был великолепным организатором. Также в картине появились Ирина Скобцева в роли жены Курчатова, Алла Демидова, Олег Басилашвили, Николай Бурляев. Кстати, есть утверждения, что в образе молодого и бойкого физика Феди, сыгранного Бурляевым, авторы вывели будущего академика Сахарова.

Ну и отдельно отмечу любопытный курьёз. Немецкого актёра Фрица Дица Игорь Таланкин пригласил на роль Адольфа Гитлера. Фриц уже не раз играл фюрера, хотя и не был доволен тем, что за ним закрепился такой образ.
Тем не менее, Таланкин его уговорил, пообещав и другую роль. В итоге Фриц Диц в «Выборе цели» воплотил ещё и образ Отто Гана, одного из пионеров ядерной химии, который был отчаянным противником нацизма.

Когда «Выбор цели» вышел, зрители и критики тут же провели параллели с чуть опередившим его фильмом Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» (1972), который был посвящён авторам советской космической программы и в первую очередь Сергею Королёву. На фоне ленты Храбровицкого история Игоря Таланина была более тягучей, не столь динамичной, в неё было больше разговоров и бесед, чем действий. Но это и была задумка режиссёра: в «Укрощении огня» главный герой был человеком действия, а в «Выборе цели» показали человека мысли. Мало того, эта картина замышлялась как некое политическое кино, как фильм-размышление. И вот что сказал о своём детище сам режиссёр: «Кто-то, возможно, скажет, что в картине есть длинноты, перегруженность информацией. Фильм и в самом деле воспринимается непросто. Но я шёл на это сознательно. Эмоции, которые я хотел пробудить у зрителя, должны рождаться от мысли, а не опережать мысль».

В заключение отмечу, что есть информация, будто Игорь Таланкин фильмом «Выбор цели» решил польстить академику Анатолию Александрову, соратнику Игоря Курчатова по атомному проекту, а потом и его продолжателю. В конце 1975 года Александров стал президентом Академии наук. Однако сам академик был разочарован, фильм раскритиковал и роль Сергея Бондарчука счёл неудачей.

Обсуждая ленту, Александров говорил, что никакой особой философской подоплёки в атомном проекте не было, «потому что для нас было совершенно очевидно, что если у нас не будет бомбы, то Россия пропала. Это было совершенно очевидно».

А теперь я хочу высказать свое, сугубо личное мнение о фильме Выбор цели". Я не так глубоко разбираюсь в художественных ценностях фильма,  игре актеров. Хотя считаю, что внешнее сходство актера и реального прототипа должно присутствовать.  Но мне не понравилось следующее в этом фильме.

Как известно, о производстве атомной бомбы в США Сталину докладывали наши разведчики. Они же обеспечили советских ученых многими сведениями, которые позволили ускорить процесс  создания советской атомной бомбы, что было чрезвычайно важным. Ведь американцы готовились к бомбардировками СССР, но для этого им надо было иметь очень много бомб, ведь территория нашей страны огромна, и её промышленность разбросана по всей стране, в отличие от США, где она в основном вдоль береговой линии Атлантического и Тихого океанов.

В этом фильме совершенно ничего не говорится о вкладе наших разведчиков в успех атомного проекта в Советском Союзе, и совершенно напрасно. Это недостоверность изложения истории создания бомбы. По крайней мере, можно было хотя бы в нескольких фразах поблагодарить разведчиков за их работу. Они же рисковали своими жизнями, а кое-кто из их осведомителей и агентов лишился её.

Как известно, вначале проект создания атомной бомбы курировал от ГКО Вячеслав Молотов, но не очень хорошо справлялся с этим.  Поэтому политбюро, вернее, Сталин, предложил возглавить этот проект Лаврентию Берия, который оставил свой пост наркома НКВД. За ним осталась только закордонная разведка, занимающаяся Манхэттенским проектом. Но для создания бомбы потребовалась организация Спецкомитета (после гибели Берии он разделился на два министерства) с очень широкими полномочиями. Некоторые истории, в частности Андрей Фурсов и Елена Прудникова, считают, что если бы эту работу возглавлял бы не Берия, в такие сроки атомная, а потом и водородная бомбы не были созданы в нашей стране. Берия был действительно выдающийся менеджер. 

Была создана целая отрасль промышленности, открыты урановые месторождения и начата добыча этого природного материала. Но об этом всего одна короткая сцена, где танками утрамбовывают непонятно что.  И совершенно непонятна роль в этом процессе Зубавина в неизменной гимнастерке и в 1945 году и в 1949, когда была взорвана первая бомба. Если бы я не прочитал позже, что прототипом этого персонажа является Ванников, крупный организатор производства, нарком боеприпасов в годы войны, я бы думал, что это какой-то "прикрепленный", как называли охранников вождей.

Да, в те годы, когда создавался фильм, Сталин был частично реабилитирован после той грязи, которую вылил на него на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев. Но Берия был фигурой умолчания, о нем не говорилось или вообще ничего, или только в черных красках. Поэтому его роль в создании атомного оружия в нашей стране совершенно не показана, а ведь она была огромной. Но этому хоть есть какое-то оправдание.

Как-то очень скупо показана и отечественная наука, сыгравшая огромную роль в создании атомной бомбы. На это работали целые институты, а в фильме  буквально несколько человек с логарифмическими линейками сделали расчеты. И сцены фильма, как создавали первый экспериментальный атомный реактор, очень напоминает детскую игру типа Лего.

Не зря раскритиковал этот фильм академик Александров, он совершенно прав. В нем совершенно не показаны титанические усилия многих людей, ученых, производств, военных, государственных деятелей, зато зачем-то показали, как Курчатов рассказывает студентам-прогульщикам, на что делится атом урана 235. 

Да, велика роль Курчатова, не зря он получил звание "Почетного гражданина СССР", которое  было в истории нашей страны присвоено только двум людям. Вторым был Лаврентий Берия. Были награждены очень многие ученые, ставшие академиками, Героями Социалистического труда, лауреатами Сталинских премий.  Считаю, это так же можно было отразить в фильме.  Не знаю, как оценил этот фильм Брежнев, все же в те годы его мнение играло определяющую роль. Но коль фильм не получил никаких наград на фестивалях, видимо, мнение Александрова было решающим.

В настоящее время снять ремейк этого фильма не получится. Хотя благодаря наличию в России атомного оружия с ней боятся связываться все недруги. Но нынешняя верховная власть в стране на дух не переносит упоминание в положительном контексте ни Советского Союза, ни социалистического строя, ни роли Сталина и уж тем более Берии. Только поэтому создание достоверной истории создания атомной бомбы в нашей стране на экране не будет показано. Поэтому у меня возникло желание написать заметки и о том, как создавалась атомная бомба, о наркоме Ванникове (О Берии у меня есть материал), о Курчатове, об академике Александрове, что я и хочу сделать в ближайшее время.


Рецензии