Блаженная Мария Ивановна Матукасова

                Впервые о Марии Ивановне Матукасовой (11.04.1908 – 14.01.2000)  я услышал (и увидел её) 21 мая 1995 года, в день принятия мною диаконского сана. Рассказал мне о ней староста Покровского кафедрального собора Вячеслав Андреевич Кулябин (12.05.1945-15.06.2020), с которым мы ехали на выездную архиерейскую службу.  Тот воскресный день - Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне,  совпал с памятью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Владыка Сергий (Полёткин) – в то время епископ Самарский и Сызранский – служил Божественную литургию в Вознесенском  храме села Кинель-Черкассы. На этой службе он и рукоположил меня в сан диакона.

                Но прежде  мы с Вячеславом Андреевичем заранее, в 6 часов утра, выехали к месту службы, чтобы прибыть туда раньше владыки и участвовать в его встрече. От Самары до Кинель-Черкасс  путь неблизкий – больше 100 км, почти 2 часа езды. Времени для разговоров  было достаточно. Говорил в основном староста, а я жадно слушал. Он уже не первый год работает в соборе и находится при владыке. Ему есть что рассказать, а мне, новичку, есть что послушать. Так, переходя от одной темы к другой, речь  зашла  и о Марии Ивановне, которая, оказывается, жила при храме, в который мы и ехали. Это сейчас она всем известна как « блаженная схимонахиня Мария Самарская». А тогда многие, включая и меня, о ней даже не слышали. Заинтересовавшись, я попросил Вячеслава Андреевича рассказать о святой подвижнице подробнее. И услышал много интересного, в том числе и то, почему наш владыка особо почитает блаженную Марию, которая оказала решающее влияние на его судьбу.
                – В чём же заключалось это влияние? - спросил я, прерывая рассказчика.
                - К ней многие обращались за советом в разных жизненных обстоятельствах, -  ответил он. – Когда владыка учился в Московской духовной семинарии, он подружился с ребятами из Самары, во время каникул приезжал с ними погостить в Самару. В то время блаженную или юродивую Марию знали уже многие, считали её прозорливой. Молодые семинаристы, в числе которых был и Виктор Полёткин – наш будущий владыка Сергий – обратились к Марии Ивановне с вопросом о своей дальнейшей жизни после окончания учёбы в семинарии. Проще говоря, хотели знать, заводить ли им семью или стать монахами. Прозорливица благословила ребят на брак, кроме одного Виктора, сказав ему: «А ты ещё приедешь сюда». Теперь-то понятно: она  предвидела, что он станет архиереем.  А тогда кто бы  мог подумать? Так Мария Ивановна предсказала судьбу нашего владыки, за что он её ценит и почитает.
                - Впрочем, - завершая разговор, произнёс Вячеслав Андреевич, -  не все считают её святой. Говорят, обычная больная женщина, у которой «что-то с головой».
                – Это неудивительно, - снова подключился я, – а скорее типично. Все святые подвижники проходили через такие искушения. Люди Божии в лучшем случае подвергались не только насмешкам и издевательствам, но часто  даже гонениям, клевете и лишениям. Враг-то не дремлет. Ему лишь бы опорочить угодника Божия. И чем сильнее и глубже вера в человеке, тем сильнее враг ополчается на него…

                После Литургии в Кинель-Черкассах я вышел из храма во двор уже в сане диакона, и тут наконец увидел прозорливую старицу. Она сидела у ворот в окружении «хожалок» и ещё нескольких женщин разного возраста. Несмотря на жаркую погоду блаженная была очень тепло одета, в несколько слоёв. На ней были резиновые сапоги, тёплый платок и прорезиненный плащ, под которым угадывались не одна кофта и юбка. Видно было, что ей самой жарко, но она не жаловалась.
                Я осторожно подошёл ближе. Хожалки, увидев меня, стали хором приглашать:
                - Отец диакон, вас только что рукоположили в духовный сан. Подойдите к  Марии Ивановне, она вас благословит!
                Не зная как себя вести, я неуверенно подошёл. Мария Ивановна, не говоря ни слова, протянула мне банан, от которого сначала откусила сама, затем стакан с лимонадом, из которого тоже отпила. Женщины тут же запричитали:
                - Ой, отец диакон, какой вы счастливый! Обязательно тоже откусите и пригубите, не брезгуйте. Ведь она не случайно вам это дала. Немногие удостоились от неё такой чести. Матушка  очень редко  и далеко не каждому такое предлагает. Не зря вы удостоились, неспроста сподобились…
                И женщины стали рассуждать о силе благодати  рукоположения, которого я в этот день сподобился, и о том, как Мария Ивановна по-своему предсказывает мне судьбу священнослужителя и благословляет. Сама же старица при этом не произнесла  ни слова.

                Я не до конца понимал сути происходящего, но ощущал важность и необычайность момента. Понимал, что всё это происходит не зря. С возложением на мою голову рук владыки, с вкушением банана и лимонада из рук блаженной в меня словно что-то вошло и перевернуло все внутренние органы, которые стали лёгкими. Это приятное ощущение перешло в голову, и я окончательно осознал величие дня и необратимость своей жизни. В свои 47 лет  понял, что вступил в Новую жизнь, из которой нет обратной дороги.

                В то время матушке Марии было уже 87 лет. Она ещё не была схимонахиней. Была обычной  бабушкой с причудами, не имеющей никаких официальных званий и титулов, поэтому отношение к ней было неоднозначным. Несмотря на свои радужные ощущения в день рукоположения, я и сам ещё не знал, как мне к ней относиться. Решил спросить мнения епархиального духовника протоиерея Иоанна Букоткина:
                - Батюшка, я почти не знаю Марию Ивановну. Люди говорят разное. Большинство почитают как святую. А вы о ней что скажете?
                - Скажу одно, - ответил отец Иоанн, - она – раба Божия…
                Короткий и однозначный ответ батюшки меня вполне удовлетворил. И этот вопрос  был решён окончательно.
                После принятия мною сана  диакона я просил владыку не спешить рукополагать меня в священники и посылать служить на самостоятельный приход. Хотел послужить в соборе, чтобы лучше изучить службы, набраться опыта. 13 августа владыка рукоположил меня в сан  иерея и на некоторое время оставил служить в соборе. Стояло жаркое лето. Многие священники ушли в отпуск, и моя просьба (и решение владыки) оказались весьма кстати. Мне поручили служить за отсутствующих, что я всё лето и исполнял. Несколько месяцев жил в кабинете настоятеля, спал на диване.

                И вот, 4 августа 1995 года, (до принятия мною сана священника) в этой комнате  произошло знаменательное событие. Меня неожиданно посетили владыка и блаженная матушка. Прошло два с половиной месяца после моего знакомства с Марией Ивановной в Кинель-Черкассах. С того дня я её больше не видел. И вдруг такой сюрприз. А было так.

                Я после службы отдыхал на диване в кабинете настоятеля, когда услышал доносящийся с улицы шум. Сначала увидел в окно приближающуюся толпу людей, которая через секунду буквально ввалилась ко мне в комнату с обессилевшей Марией Ивановной. Видно было, что ей очень тяжело. Дышала с трудом и каким-то странным звуком, похожим на стон. Толпа не давала прохода. На улице ужасная жара, а она как обычно в своих резиновых сапогах, плаще и тёплом платке. Сопровождающие осторожно уложили её на диван и сказали мне, что её привезли из Кинель-Черкасс, она очень устала от дальней дороги, и владыка благословил отдохнуть ей в этой комнате.

                Тут вошёл  и сам владыка. Обращаясь ко мне, сказал:
                - Отец Сергий, Мария Ивановна поживёт здесь, а ты поживёшь у нас в епархии в гостевой комнате.
                – Благословите, владыка, - ответил я.
                - Бог благословит. Ты как? Не устал? Готов к рукоположению?
                - Как благословите, владыка. А я всегда готов.
                - Я во вторник, 1 августа, хотел хиротонию совершить, но тебя не нашли. Домой ездил, в свой Нефтегорск?
                – Да, полтора месяца без выходных служил. Отец ключарь отпустил на два дня…
                Во время этого разговора спокойно лежавшая  на диване Мария Ивановна вдруг встрепенулась, встала и попросила  отвезти её в Воскресенский храм к отцу Фёдору Глушакову на Черемшанскую…

                Отдохнуть она не успела. Ей бережно помогли подняться и вывели из комнаты. Таким образом, мне не пришлось переселяться в гостевую комнату епархии. Позднее, рассуждая о внезапном желании матушки уехать в Воскресенский храм, я вдруг отчётливо понял, что она сделала это ради меня. Поняв, что своим присутствием невольно причиняет неудобства, решила избавить меня от переселения и оставить при соборе, где я ежедневно без выходных проводил  утренние и вечерние службы, чтобы при таком напряжённом ритме мне не пришлось  бы ещё терять время,  добираясь до собора на каждую службу.

                Такой мимолётной оказалась моя вторая встреча с блаженной старицей. Она продолжалась не более трёх минут. И снова матушка не сказала мне ни единого слова. Но бывают моменты, когда слова не нужны. Я был счастлив уже тем, что на моём диване изволила преклонить главу святая подвижница. Да ещё и владыка почтил меня своим присутствием. Сразу два Божиих человека своим посещением освятили моё временное жилище. Вот чего я сподобился! А ведь ничего случайного в нашей жизни не бывает…

                После этого я постоянно видел матушку в Петропавловском храме, при котором она тоже жила некоторое время. Сидела на клиросе, а к ней тянулась длинная вереница желающих получить благословение. Вскоре я получил Указ владыки о назначении меня настоятелем Казанского храма с. Заплавное Борского района. И больше я матушку Марию не видел, а через четыре года узнал о её кончине.

               
               
 


Рецензии
Сергей Александрович! Встреча с такими людьми редкость, как Божий дар человеку. Мира Вам и здоровья!

Елизавета Осень   16.03.2022 13:11     Заявить о нарушении