Бестолочь

Воронина Зоя.

                Бестолочь.
Анфиса была женщиной необычной красоты. Её голубые глаза сравнить можно было с весенним небом. Такие яркие и голубые, аж дух захватывает. Густые и чёрные ресницы, что крыло бабочки порхает над этими прекрасными глазами. Щёчки румяные. Нос прямой. А яркие губы не надо было подкрашивать. Сама Анфиса была среднего роста, а её фигурка тонка и гибка, как у молодой и совсем юной девушки, хотя ей уже было много лет. Поклонников у неё было много. Да только девушка не обращала на них ни какого внимания и замуж ни за кого из них не собиралась. Сама она себя красавицей не считала. Была она скромна и застенчива.
Замуж Анфиса вышла сразу, как окончила медицинский ВУЗ, и устроилась работать в центральную городскую больницу. Именно там она познакомилась с молодым и перспективным хирургом. Они впервые работали вместе. Он проводил операцию, а она была его ассистенткой. Она сразу же обратила на молодого хирурга внимания. Работал он чётко. Все движения его были слажены и точны. Она залюбовалась его работой. После операции девушка отметила:
-Вы такой чудесный доктор! С вами так спокойно и легко.
-Спасибо за комплимент. Вы тоже ни чего.
Именно в этот день они и познакомились. Звали его Валерий Павлович Егоров. Или просто Валерий, для самых близких друзей. Валерий несколько дней присматривался к молодой сотрудницы. Она вела себя скромно и только изредка бросала полные любви и обожания взгляды в его сторону. А через некоторое время он пригласил её в ближайшее кафе после работы. Она согласилась. Спешить Анфисе было некуда. Жила она в то время вместе с мамой в квартире, которая находилась недалеко от центральной городской больницы. И работать она пошла именно туда только потому, что больница рядом. Если, вдруг, что случится с транспортом, то до места работы можно и пешком дойти.
Ближайшее кафе находилось в районе больницы. Народу в нём в вечернее время всегда много. Молодые люди добрались сюда на машине. У Валерия Павловича была своя собственная машина. Не иномарка, конечно, но и отечественные машины не хуже.
Время было ещё не позднее и места в кафе свободные имелись. Валера и Анфиса выбрали столик у окна. Он стоял чуть в стороне от остальных и такое местоположения молодым людям подходило очень. Как по заказу. Они не хотели, что бы их отношения афишировались.
-Тебе что заказать? - поинтересовался молодой человек.
-Мне всё равно, лишь бы было чем голод утолить.
-Анфиса, я не стану много говорить, одно скажу, ты покорила моё сердце с той минуты, как я увидел тебя впервые. Выходи за меня замуж! - произнёс он сразу, как только им принесли их заказ.
-Это так неожиданно для меня. Я, даже, затрудняюсь, что и ответить. Мне надо подумать.
-Подумай, конечно, но не долго. Я не могу без тебя. После нашей первой встречи я потерял покой и сон. Ты у меня не выходишь из головы. Я и мысли не могу допустить, что ты, вдруг, исчезнешь и я вновь останусь один.
Молодой хирург девушке тоже нравился. Она не знала, любовь это или просто увлечение. По крайней мере, раньше с ней такого не было. Но она и подумать не могла, что это так серьёзно. Анфиса немного помолчала, а потом продолжила:
-Ты знаешь, я представляла себе это как-то иначе.
-Что? - не понял Валерий.
-Ну, я в кино видела, что когда делают предложение, преподносят любимой девушке кольцо.
-Извини меня. Закрутился и не подумал о самом главном. Но ты не переживай, кольцо у тебя обязательно будет! И я тебе торжественно одену в ЗАГСе его.
 После кафе Валерий отвёз Анфису домой. Дом, в котором жила девушка, находился в двух остановках от больницы.
-Спасибо! - поблагодарила его Анфиса, выйдя из машины.
Настроение её было отличное. Сердце её радостно сжималось от нахлынувшего так внезапно счастья. И хотя у ней не было кольца на пальце, девушка чувствовала себя невестой. Она пулей влетела на второй этаж и с волнением открыла дверь квартиры. Мать её вернулась уже с работы и ждала с нетерпением дочку домой.
-Мама! Я выхожу замуж! - заявила девушка и бросилась обнимать мать.
-За кого? - отстранилась женщина. - Сумасшедшая! Ты меня задушишь!
У Анфисы молодые люди были, но что бы за кого-то из них она собиралась выходить замуж, мать такого не предполагала. Да и разговору на подобную тему не было. А тут такое... как гром среди ясного неба.
-Я выхожу замуж за нашего хирурга. - Мать так и ахнула.
-Ну, ты и бестолочь! Ты же его совсем не знаешь! Сама в том отделении работать только начала. Как ты можешь за него пойти? Может, он выпивоха какой или ещё что хуже, за каждой юбкой волочится.
-Я за ним ни того, ни другого не наблюдала.
-Да когда же у тебя было время наблюдать за ним? Ты же работаешь там без года неделю!
-Ну и что. Если он выпивоха, как ты утверждаешь, или того хуже, то видно было это с первых дней. Я бы сразу заметила бы. Нет, он хороший.
-А я и не говорила, что он плохой. Но торопиться в этом деле нельзя! Надо хоть немного его узнать. Возможно, он совсем тебе не подходит.
-Я и думаю. Но, мама, он замечательный человек! И он мне нравится! По крайней мере, он намного лучше моих приятелей. А  то, что я его плохо знаю, так это пустяк! Бывает, всю жизнь с человеком прожил, а не всё о нём знаешь. И в любой момент может вылезти то, что совсем от него и не ждёшь.
-Ну, не знаю... поступай, как считаешь нужным. Ты уже не маленькая, а взрослый человек. Тебе виднее. Только мужа себе берёшь ни на один день, а на всю оставшуюся жизнь. Ты хоть это сознаёшь?
-Я прекрасно понимаю. И, кажется, я его люблю.

И Анфиса поступила как взрослый человек. Согласилась выйти замуж за Валеру. Свадьбы у них ни какой не было. Просто расписались в рабочим порядке и всё. Даже коллеги по работе не знали о таком важном событии в их жизни. А когда узнали, и это случилось на третий день, в понедельник, скинулись на подарок, собрались все вместе на совещание, где и поздравили молодых, вручив им презент от всего коллектива.
 Валерий после регистрации привёл молодую жену в свою квартиру. Она у него имелась. В кредит её взял сразу же, как только устроился работать в больницу. В этом городе родные у него были, конечно. Его мать и сестра с семьёй проживали вместе. Отец давно помер. Ещё в то время, когда он учился в институте. А когда сестра вышла замуж, то мужа привела в квартиру матери. Валерий не хотел стеснять своих родных. Потому, как только он окончил ВУЗ и устроился на работу, позаботился о своём собственным жилье. Квартира, правда, однокомнатная, но своя собственная! Не надо ни от кого зависеть. Вернулся с работы, есть где отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать книгу.

Родные узнали о том, что Валера женился только тогда, когда молодые люди в выходной день навестили их. Это случилось на второй день после регистрации, в воскресение. Молодые появились в их квартире рано утром, когда ещё только успели встать с постели родственники. Валерий открыл дверь квартиры своим ключом. Его мать хлопотала на кухне. Готовила завтрак для всей семьи. Услышав, что дверь кто-то открыл, вышла в коридор.
-Привет, мамуль! Я не один. Познакомься, моя жена. Её зовут Анфиса.
Сообщения сына ошарашило мать. Некоторое время она стояла в коридоре и не находила просто слов. Наконец, дар речи вернулся к ней.
-Ну что же мы стоим в коридоре! Проходите, гости дорогие! Дочка, зятёк! Глядите, кто к нам пришёл!
На зов матери показались сестра Валеры с мужем. Светлана была старше своего брата на семь лет. Она долгое время не выходила замуж. Всё ждала своего принца на белом коне. И, наконец, дождалась. Правда, принц был уже женат и успел развестись. Коня у него не было. Детей он не успел завести. И это тоже сыграло в его пользу не малую роль. Светлана и её муж тоже вышли в коридор из своей спальни. Сестра Валеры критически осмотрела невесту брата. Она ей, почему-то, не понравилась. Не такую жену для братишки она представляла. То, что она красавица, ещё ни чего не говорило. Такие женщины, обычно, наставляют рога своим мужьям. А Светлане не хотелось, что бы её родной брат был рогоносец.
-Доброе утро! Женился, значит? И когда же ты успел?
-Вчера расписались.
-Поздравляю! Почему нас не пригласил?
-Так получилось, извините.
-Ну, что же мы стоим в коридоре? Проходите в зал. Сейчас мы всё организуем. Света, Олег, рас кладите стол в зале. Сейчас я всё приготовлю. - засуетилась мать.
-Да не надо так беспокоиться! Сядем в кухне. По простому, по семейному. Посидим, чайку попьём, поговорим. Мы тут немного выпить принесли. Отметим нашу регистрацию.
И когда всё было готово, уселись за стол.
-Анфиса, ты местная или приезжая? - поинтересовалась мать.
-Я житель этого города. Тут родилась и выросла. Мы с мамой моей проживаем в районе шестнадцатого училища. Отца нет. Он в шахте погиб.
-Бедные шахтёры! Сколько жизней унесла эта шахта! Если не в забое голову сложил, так от болезней, типа силикоза легких, умрёшь. - вздохнула мать. Она вспомнила, как её муж мучился от кашля в последние годы жизни. Умер он не от кашля. Но и это сыграло не последнюю роль в его болезни. - А почему вы пришли одни? Надо было и мать Анфисы взять с собой.
-В другой раз обязательно прихватим и её. - пообещали молодые.
Анфиса за столом вела себя скромно. Но если заденут её, решила отпор дать, не склонять голову. Светлана всем своим видом показывала, что не испытывает большой радости от этого союза, но сдерживала себя. Мать Валеры не могла понять, в чём причина, чем дочку не устраивает невеста сына? Обстановка в семье была напряжённой. Гости сразу же почуяли это, а потому, решили долго не сидеть, покинуть этот не гостеприимный очаг. На выходе из дома, Анфиса сказала:
-Ну и семейка у тебя! Мама нормальная. А сестра ещё та штучка! Интересно, чем это я ей не понравилась?
-Да всё нормально. Просто, надо было мне предупредить их прежде. А мы свалились им внезапно на голову. Они и растерялись.
-Возможно, возможно... ну, да Бог с ними!
-И правильно! Не они ведь будут с нами жить.
Этот визит оставил тяжёлый след в душе Анфисы. Впоследствии, она часто задумывалась над тем, чем не угодила сестре Валеры. Но ответа на свой вопрос не находила.
 Наоборот, знакомство с матерью Анфисы прошло в очень дружеской обстановке. Молодые люди в тот же день, прямо от первого визита, решили навестить и мать Анфисы. Тем более, что обратный путь их лежал мимо дома, в котором жила Нина Николаевна, мама Анфисы. Родительский дом Валеры находился в районе шахты Зиминка. От туда и трамвайные пути, и автомобильная дорога проходила как раз мимо родительского дома девушки. Уже подъезжая к дому, Анфиса заметила, что её мама стоит на тропинке и оживлённо ведёт беседу с соседкой.
-Привет, мама и тётя Маша! - Сказала Анфиса, высунувшись из машины.
-А, дочка... откуда вы катите?
-В гостях мы находились. Вот решили к тебе заехать. Можно?
-Ну, что ты такое говоришь? Как я родную дочку не могу принять? Я всегда рада вам!
Валерий оставил свою машину во дворе и они втроём поднялись в квартиру. Матери муж дочки понравился очень. Симпатичный молодой человек, высокий, сложен, как атлет. К тому же, очень внимательный и обходительный, он создавал отличное впечатление о себе. Нина Николаевна уже забыла о том, что совсем не так давно высказывалась дочке о её замужестве и не очень хорошо. А в данный момент она была рада дочкиному выбору. Мать Анфисы накрыла скромный стол на кухне. Она предполагала, что молодые люди обязательно придут в эту квартиру, ведь дочка ещё не представила ей своего избранника, а потому закупила всё необходимое к столу. В цент стола она поставила шампанское и бутылку водки. Порезала сервелат, сыр, сделала салат из свежих овощей. Малосольная селёдочка тоже была на столе. Отварила целую картошку, на скорую руку. Посыпала её зеленью и тоже выставила сюда же. Молодые люди хотели матери помочь, только она им не позволила это сделать.
-Анфиса, - сказала она им, - развлеки своего кавалера, а я сама тут быстрей всё выполню.
И дочка с молодым мужем остались в зале. Она развлекала его, как могла. Показала семейный альбом, поиграла с ним в шашки и уже совсем собрались перекинуться в карты, как их мать пригласила на кухню.
-Вы уж извините меня, гости дорогие, но прошу за стол! Чем богата, тем и угощать вас стану.
А когда уселись за стол, она задала им вопрос, который так мучил её:
-Вы жить как станете? Регистрировать свой брак будете или нет?
-Мама, ты напрасно волнуешься, мы уже со вчерашнего дня зарегистрировались.
-За чем обманываешь мать? Ты же мне ни чего подобного не сообщала. Позвонила с работы и сказала, что останешься у Валеры. А муж ли он тебе или нет, я не знала.
-Как это не сообщала?! Ты же меня ещё бестолочью обозвала. Забыла разве?
-Ах да, вспомнила. И всё равно, мне не верится, что ты вышла замуж.
-Свидетельство о браке показать?
-Если оно есть.
-Есть, не сомневайся. Смотри! - Анфиса вышла из-за стола, принесла свою сумочку, вытащила из неё свидетельство о браке и протянула его матери. Та взяла его, ознакомилась с записью, вздохнула и вернула его дочке.
-Всё верно. Ты теперь мужнина жена. Но я до сих пор поверить не могу, что ты у меня замужем!
-И тем не менее, это так! Мамочка, не переживай, всё у нас будет хорошо!
-И как у вас так быстро получилось?
-Уметь надо.

И в самом деле, у молодых всё было отлично. Они вместе спешили на работу. Вместе возвращались домой. Даже в магазин за покупками всегда ходили или ездили на машине вдвоём.
Через некоторое время Анфиса заявила мужу, что она беременная.
-Что делать? - спросила она его. - Оставлять ребёнка или нет?
-Какой разговор? Конечно оставлять! Ведь дети — это счастье! Некоторые семьи годами ждут своего ребёнка. А нам Бог даёт его на первом году нашей совместной жизни. Грех отказываться от этого!
-Для кого как. - неопределённо ответила Анфиса.
-Ну, я с тобой спорить не стану. Ребёнка надо оставлять! Тут и думать не чего. Ведь тебе уже не мало лет.
Ребёнок родился в годовщину их свадьбы. А вернее сказать, в годовщину их регистрации. Беременность Анфиса перенесла легко. Её не изматывал, даже, токсикоз. И в еде она не копалась, ела всё подряд. На сладенькое её, правда, всё больше тянуло. От этого сладенького она набрала вес больше чем надо. И ребёнка раскормила сильно, так, что еле его при родах выдавила. Родилась девочка крупненькой. Целых четыре килограмма. И такой же красивой, как её мама. Валера был рад, что такое счастье свалилось на него. Он, естественно, больше мальчика хотел. Но мальчик не получился. Это ни чего. Девочка тоже пойдёт. Нового человечка встречали из больницы всей роднёй. Тут были обе матери, мать Анфисы и мать Валеры, сестра с мужем. Всех новорожденная девочка привела в полный восторг. Светлана горько пожалела, что у них с мужем ни чего до сих про не получилось с ребёнком, как они ни старались. Так надо порадоваться за брата. И они радовались от души. На радости подарили молодым родителям прогулочную коляску для ребёнка.
Анфиса, с рождением ребёнка, уволилась с работы и целиком занялась её воспитанием. Девочку назвали Алёнкой. Росла она красивой, смышлёной и упитанной больше нормы. А всё потому, что сладкое очень любила. Родители в ней души не чаяли. В детский сад девочка не ходила. За чем ей туда было ходить, если её воспитанием полностью мама занималась.

Через два года семья Егоровых сменила свою однокомнатную квартиру на двухкомнатную. Их новая квартира находилась в соседнем доме от матери Анфисы. После рождения ребёнка Валерий часто задумывался о том, что не мешало бы им сменить квартиру. Эта в скором времени станет мала. Дочка подрастёт. Ей обязательно нужна своя комната будет. И Валера стал просматривать объявления, прикидывать в уме, как это сделать лучше. Ему повезло. Один раз он возвращался с работы. На машине выезжал из больничного городка на центральную дорогу и увидел, как на остановке трамвая пожилой мужчина клеит объявление. Валерий остановил машину и вышел из неё. Решил посмотреть, о чём в объявлении этом пишется. Его он прочёл. За одно, познакомился с мужчиной тем. Оказалось, у старика умерла старуха и он остался совсем один. А одному в этом возрасте жить не легко. У того мужчины была двухкомнатная квартира. В объявлении это было сказано. И тогда Валерий спросил его:
-А почему вы решили свою квартиру продать? Вас она чем-то не устраивает?
-Да, мил человек, один я остался на свете этом. Квартира моя двухкомнатная. Убирать в ней много, а силы уходят. Вот и решил свою продать и купить меньшую. Да и платить меньше буду за квартиру.
-Вот мне повезло! У меня как раз меньшая квартира имеется. Только я, пока, не собирался её продавать. Но, если вас моё жильё устроит, то обменяемся. Садитесь в машину, папаша. Поедем смотреть мою квартиру! Если она вас устроит, то посмотрим вашу. А я полагаю, что устроит. Оформим документы, как положено. Я вам помогу перевести ваши вещи.
-Это мне повезло. Сам Господь Бог послал, видно, тебя ко мне.
И старик сел в машину. Однако, посмотрел на собеседника с опаской и поинтересовался:
-А ты меня не обманешь?
-Папаша? Я похож на обманщика?
-Нет. Но их столько развелось в наше время.
Однокомнатная квартира пожилому человеку понравилась и он с радостью согласился на обмен. Валерий его не обманул. Все документы по обмену он переделал за свой счёт. Помог с переездом. Прошло немного времени и семья Валеры переехала в другую квартиру. Она была ближе к месту работы. Детский сад и школа тоже не далеко от их дома. И мать Анфисы жила под боком. И тут они устроились не плохо. Когда девочке исполнилось семь лет, её отправили в школу. При чём, провожали Алёнку и мама, и бабушка. Девочка шла по улице с букетом цветов, такая вся наряженная и важная, с огромным бантом в волосах. Училась девочка хорошо. Анфиса горя с ней не знала.

 Когда Алёнка уже была в седьмом классе, в семье случилось большое несчастье. Погиб Валерий. Он утром спешил на работу. И как так получилось, что на перекрёстке занесло его машину. Гололёд в это время был страшный. Он не справился с управлением и врезался в грузовую машину. Грузовой машине ни чего страшного не случилось, а вот легковую машину измяло всмятку. Шофёр погиб до того, как приехала скорая. Немного до своего места работы Валера не добрался, потому как, в машине той за рулём он находился. Его сразу же увезли в морг. Сообщили о трагедии Анфисе только после обеда и попросили приехать её на опознание. Она сразу поверить не могла в сказанное. Решила, что её разыгрывают и такого просто быть не может. Но на опознание она всё же отправилась. Когда женщина вошла в морг, почувствовала, что ей становится как-то не по себе. А когда откинули белое покрывало, которым был накрыт труп её мужа, в глазах её потемнело и она рухнула на пол. Ей было так плохо, что пришлось отправлять её на больничную койку в нервном отделении. Инсульт у неё получился. Провела она там три недели. За это время похоронили Валеру его родственники. Алена с бабушкой на похоронах были. После похорон Алёнка перешла жить к бабушке и находилась там до тех пор, пока не выписалась мать из больницы. Одной в квартире она боялась находиться. Всюду ей отец мерещился.
Анфиса появилась в своей квартире в обед. Она ни кому не сообщила о том, что её отпускают домой. Решила самой добираться. Вызвала такси и до дома доехала без проблем. Поднялась на свой этаж и тут почувствовала, как заволновалось её сердечко, так давно она не была здесь. Анфиса открыла дверь своим ключом.
-Наконец-то я дома! - сказала она с облегчением. - Как всё знакомо мне и как я соскучилась по всему!
Она пошла на кухню, что бы приготовить что-то поесть. По дороге вошла в ванную, что бы помыть руки. И тут обнаружила, что исчезла стиральная машинка. Она раньше стояла у самых дверей. А теперь там было пусто. Анфиса не поверила глазам своим. Для пущей важности, потрогала то место, где стояла её стиральная машинка. Но там ни чего не было. А потом принялась звонить матери:
-Алло, мама! Алёнка в школе?
-Да. А что случилось-то?
-Меня выписали из больницы.
-Хорошо. Ни куда не уходи. Я сейчас за тобой приеду.
-Не надо приезжать за мной. Я уже нахожусь дома. Ты не могла бы сейчас зайти на минуточку ко мне?
-Хорошо. Я сейчас приду.
А когда мать появилась, Анфиса поинтересовалась:
-Ты не знаешь, куда моя стиральная машинка делась?
-А что, она у тебя пропала?
-Да!
-Не может быть! Неужели её забрала сестра Валеры? Я ей давала ключи от квартиры. Им надо было взять кое какие вещи для похорон. Но она вернула мне ключи в тот же день. Неужели она позарилась на машинку? Вот какая мелочная душонка! И не подумала ведь о том, как ты после больницы будешь стирать бельё! Ну, я ей всё выскажу! Вот поеду к ним и устрою скандал. Заставлю вернуть стиральную машинку и поставить на место.
-Мама! Не кипятись! Не надо ни куда ехать. Пусть подавятся этой машинкой. Всё равно не станут богаче.
-Крохоборы! А как же ты?
-Обойдусь. Вот немного отлежусь и работу стану искать. А там и стиральную машинку куплю. Новую.
-Я не понимаю, для чего им эта машинка нужна? У них же есть своя!
-Не понимаешь? Светлана с первых дней взъелась на меня. Только я не знаю, чем я ей не угодила? А машинку она специально забрала, что бы досадить мне сильней. Мне же руками стирать в таком состоянии будет сложней. Но я обойдусь. Пусть не думают, что я совсем беспомощная. У меня и помощница есть отличная. Не пропаду, пусть не надеются.
После школы Алёнка вернулась в свою квартиру. Мать ей сообщила по телефону о том, что она уже дома и ждёт её. Алёнка была рада тому, что её мама дома.
-Доченька, - спросила её мать, - ты всё время у бабушки находилась, пока я в больнице была?
-Ночевала там. Но иногда приходила и сюда. Цветы поливала, пыль вытирала. А что?
- Кто-нибудь посторонний в квартиру заходил при тебе?
-Нет. Ни кого не видела. Объясни, что случилось-то?
-У нас кто-то украл стиральную машинку.
-Не может быть!
-Однако, это так.
Алёнка не поверила матери и заглянула в ванную. Стиральной машинки там не оказалось.
-Странно. Я раньше не обращала внимания на машинку. Воду для полива цветов я на кухне набирала. А сюда и не заглядывала даже. Кто её мог взять? Надо в полицию идти.
-Не надо. Я, примерно, знаю, чьих рук это дело.
-А как же мы?
-Обойдёмся. А замки на входной двери надо сменить.
Замок им сосед новый поставил. А стиральную машинку Нина Николаевна купила на второй день. Её привезли из магазина и сразу же подключили.

Анфиса после больницы долго не могла прийти в норму. Целый месяц она ходила не твёрдой походкой, словно выпивши. Болезнь давала о себе знать. Да ещё коварство сестры её мужа этому посодействовало. Но это не помешало выхлопотать пособие по потере кормильца для дочери. А сама она искала себе работу. По специальности её найти она не стремилась. Потеряла навыки. Но если бы ей что-то подходящее подвернулось, не отказалась бы. Однако, решила, всё же, сходить в центральную городскую больницу. Может, там что для неё найдётся. Там долго решали, что с ней делать? Отказать ей трудно. Ведь совсем не так давно её муж трудился здесь и не плохо трудился. Да и сама она тоже медик. Начинала здесь свою трудовую деятельность. Помочь ей просто необходимо. Наконец, приняли решение.
-Медсестрой в приёмную пойдёшь? Немного там поработаешь. Окрепнешь. Потом переведёшься в хирургию, если желание появится..
Анфисе деваться некуда, согласилась. Первую неделю за ней ни чего подозрительного не наблюдалось. Работала хорошо. Замечаний у неё не было. А потом что-то с ней произошло. Анфиса стала употреблять спиртное. Вначале это было незаметно. Просто, девушка становилась весёлой очень. Она и домой возвращалась навеселе. Дочка сколько раз принималась её ругать:
-Мама, что ты только творишь? Опомнись! Ведь так ты сопьёшься и вылетишь с работы. Ни кому пьяницы не нужны! Как ты понять не можешь? Женщины быстро спиваются.
-Хватит, дочка! Яйца курицу не учат.
-Я не учу тебя, а предупреждаю. Если пить не перестанешь, уйду от тебя к бабушке жить!
-Напугала! Ну и катись к своей бабушке!
-А как же ты тут одна станешь жить?
-Проживу, за меня не бойся. Замуж снова выйду.
-Да кому ты такая нужна? Была молодая и красивая женщина, а стала такой, что смотреть на тебя противно. С тобой рядом постоишь, закусить чем-то хочется! Так провоняла спиртом.
После разговора с дочкой Анфиса немного поутихла. Пить стала меньше. У неё появился, даже, поклонник. Мужчина лет сорока. С ним она познакомилась там же, в больнице. Он работал простым электриком. Обслуживал больницу. Где лампочки ввернёт, где проводку заменит. Даже за более сложную работу брался, починит какой-нибудь электроприбор. Мужчина он был не глупый, но выпить не прочь. Правда, на рабочем месте он старался не пить. Но один раз не удержался, выпил изрядно за обедом. И в таком виде попался на глаза начальству.
-Иванов! Стоять! - приказали ему. - Куда направляешься?
-Так это, сообщили мне, что в терапии лампочку надо заменить.
-Какая лампочка? Какая терапия? Разве ты забыл, где работаешь и от твоей работы зависит всё, в том числе и жизнь больных?! Малейшая оплошность и всё! Тебя предупреждали при приёме на работу?
-Предупреждали.
-Ты уволен! Нам такие работники не нужны.
Пришлось Николаю искать новое место работы. Его приняли в жилищную контору тоже электриком. С Анфисой Николай не перестал встречаться. Он приходил в гости к ней. А, иногда, оставался ночевать.
А следом за Николаем вылетела с работы и Анфиса. За пьянку и её уволили. Вначале она решила немного отдохнуть. Посидеть дома. Алёнка заметила, что с матерью что-то не так.
-Ты почему на работу не спешишь? - поинтересовалась она? - Выгнали?
-Не выгнали. Сама ушла.
-Ага. Так я тебе и поверила!
-Дочка, ну чего ты?
-А я тебе говорила, что не пей! Но разве ты кого слушаешь? Точно, бабушка о тебе говорила, что ты бестолочь.
-Алёнка! Ты как с матерью разговариваешь?
-А как ещё с тобой говорить? Ты же ни кого не слушаешь! А я уже не маленькая. В этом году школу кончаю. Вот на следующий год уйду от тебя.
-К бабушке?
-Нет. Учиться уеду, если поступлю. Так что, бросай пить, а то пропадёшь тут без меня!
-Не пропаду... у меня Коля есть.
-Такой же алкаш, как и ты! Вы — два сапога. Подходите друг другу. Один голову морочит матери своей. Другая тут со мной воюет.

А Алёнка к тому времени последний год училась в школе. Мечта у ней имелась. После школы она хотела поступить в педагогический университет. Далеко не хотела ехать. За чем, когда в соседнем городе есть такое заведение. И она сразу после выпускных экзаменов в школе подала документы в Новокузнецкий педагогический университет.
Экзамены сдала на хорошо и отлично. По конкурсу прошла без проблем. Ей выделили место в общежитии и она перебралась в Новокузнецк, стала там учиться. Домой, к матери, приезжала редко. И каждый раз заставала её в нетрезвом состоянии. Алёнка с ней сильно-то не ругалась. Одно только говорила:
-Верно говорят люди, женщина спивается быстро, а лечению она не поддаётся. Конченый ты человек!
На её слова Анфиса ни чего не возражала. Да и что она могла сказать, если дочка права?

А Анфиса устроилась работать на овощную базу. Там, кроме её, трудились несколько женщин. В их обязанность входило одно, подготавливать овощи к реализации. То есть, перебирать их. Хорошие отправлять в магазин на продажу, а те, которые начинают портиться, убирать.
Николай перешёл к ней. Но замужество он Анфисе не предлагал. Решили так пожить немного. По вечерам, когда оба возвращались с работы, в их квартире было весело. Оба приходили уже поддатые, да ещё с собой бутылку приносили. Они пили, ели и вели разговоры разные. А иногда, вдруг, накатит что-то такое, что словами и не выскажешь. Тогда они принимались петь. У Анфисе был чудный голос. Но и с таким голосом их пение соседей доставало. И тогда они принимались стучать в стену, в двери к «артистам». Так они прожили целый год. И однажды Николай вернулся с работы чуть живой. Анфиса уже находилась дома. Она встретила его  с недовольным ворчанием:
-Явился? Ты посмотри на себя, в кого ты превратился! Алкаш несчастный. Пить будешь?
-Отстань! Я не пил сегодня. Мне и так очень плохо.
Анфиса дотронулась до него. Он и в самом деле, весь горел.
-Приляг на диван. Я сейчас скорую вызову.
Машина скорой помощи не заставила себя долго ждать. Приехала быстро. Николая увезли в больницу. Через два дня Анфисе сообщили, что Николай скончался. Анфиса сильно расстроилась и с горя так напилась, что на утро встать на ноги не смогла. Она пролежала в своей квартире пять дней. Ни чего в рот не брала. Только могла дотянуться до бутылки с водой, которая стояла рядом с кроватью. Кто и когда её туда поставил, Анфиса не помнит. Возможно, сама перед тем, как уснуть, немного отпила и оставила тут, у кровати.
Через пять дней к ней в гости заглянула мать. Она сразу же, как только открыла в квартиру дверь, почуяла, что что-то стряслось. В нос ударил спёртый, не хороший воздух.
-Анфиса, ты где? - позвала она дочку. Но вместо ответа услышала не то шёпот, не то шорох, доносившийся из спальни.
Нина Николаевна пошла на этот звук. Зайдя в спальню, она ужаснулась. На измятой постели лежала её дочка. Бледная, худая. Такой её мать ещё не видела.
-Анфиса! Что с тобой стряслось? Господи! В кого ты превратилась? Ты почему мне не позвонила? Я же рядом живу. Могла прийти и помочь!
-Не могла я звонить.
-Почему?
-До телефона не дотянусь.
-А дойти не могла?
-Ноги отказались меня носить. Хотела встать и упала. Еле обратно в кровать забралась.
-И сколько ты тут лежишь?
-С воскресения.
-Господи! Ты же голодная! Погоди немного. Сейчас я тебе что-нибудь приготовлю.
И женщина ушла на кухню. Через некоторое время она принесла ей стакан киселя и немного печенья.
-Пей кисель с печенькой. А я скорую тебе вызову.
Анфиса отпила немного киселя, а к печенью даже не притронулась. И вернула всё матери.
-Почему не ешь?
-Не хочу.
-Бедная ты моя... да как же так? Горюшко-то какое.... Но потерпи немного, сейчас скорая приедет.
Скорая помощь приехала быстро. Анфису увезли в больницу. А Нина Николаевна навела порядок в квартире и только тогда пошла к себе. Анфиса пробыла в больнице две недели. Но на ноги её поставить так и не удалось. Нина Николаевна взяла отпуск, привезла дочку из больницы к себе и стала ухаживать за ней. У матери Анфиса прожила ровно десять дней. На одиннадцатые сутки, рано утром, она позвала мать к себе. А когда та подошла, протянула свою исхудавшую руку и сказала:
-Мама, ты меня прости за всё. Я у тебя была плохой дочерью. Прошу тебя, не дай пропасть своей внучке. Помогай ей. И проследи за тем, что бы она мою судьбу не повторила. Пожалуйста! Не держи на меня зла.
-Дочка, ты что? Ни как, ты со мной прощаешься? Ты это брось! Мы с тобой ещё на свадьбе у Алёнки гулять будем. Вот увидишь.
Но Анфиса её ответ уже не слышала.


Рецензии