Звягинцева Ия Николаевна

   Нижневартовск на рубеже 80х-90х годов, молодой, бурно растущий город.  Я, тогда еще неопытный  педагог,  волею случая устроился работать руководителем кружка «Умелые руки» в Доме Пионеров. Наш Дом Пионеров в седьмом микрорайоне занимал три верхних этажа обычной пятиэтажки. Два первых этажа занимала музыкальная школа. Директор, Наталия Петровна Тарасова приняла радушно и предоставила мне два помещения на третьем этаже, одно побольше с верстаками, второе поменьше, для хранения материалов и инструментов.
 Шла эпоха бурных перемен. После короткого периода борьбы за трезвость,  люди стали проявлять активность,  повеяло новым перестроечными идеями. В отделе экологии работала пенсионерка, бывшая учительница биологии.  Она озеленяла пространство учреждения. Её стараниями рекреации заполнили цветы в горшках.  Учреждение позеленело и расцвело.  Звягинцева Ия Николаевна, так звали эколога, родом была с Алтая, до войны закончила педагогический  институт и в 1939 году, как молодой специалист была направлена в Ларьякский район.  Нижневартовск, город молодых и встретить  пожилого человека, практически коренного жителя в молодом городе было большой редкостью.  В школе Ия Николаевна вела уроки ботаники. Однажды,  она удивила нас наглядным материалом,  для лекции о местном, северном огородничестве,  она принесла со своего участка,  что располагался в Старом Вартовске,  порядка 10 сортов помидоров, выращенных в наших непростых условиях, от мелких, похожих на виноград, до крупных почти черных «Бычье сердце».  Лекция получилась наглядной и запоминающейся. Это был урок практика,  специалиста  своего дела. Мы подружились, я завел небольшой огородик и часто обращался к Ие Николаевне  за  советом.  Ия Николаевна давно переехала в город, в длинный  дом у парка Победы.  Но огородничество не забросила,  старый дом и огород, что  находился возле церкви в Старом Вартовске, превратила в летнюю дачу, растила овощи и цветы.  Цветы она очень любила. С её приходом детское учреждение расцвело, на всех этажах появились большие горшки с экзотическими растениями. Летом в палисаднике у входа в здание, под её руководством, мы вскопали большие клумбы. Пространство ожило и повеселело!
Однажды на длинном, рабочем совещание, где каждый коротал время,  как мог я попытался нарисовать шариковой ручкой портрет преподавателя – ханты, он только что был принят на работу. Видимо художник я был неважный, портрет Ие Николаевне не понравился и она меня отругала.  А после совещания подошла ко мне и объяснила, что во время войны много общалась с ханты, уважает и ценит этих людей. И рассказала очень интересную историю, общения с селянками.
Во время войны, в самое тяжелое время, её направили с маленьким ребенком в небольшую хантыйскую деревню. В рыболовецкую артель. Несколько домов, старики, чумазые ребятишки и собаки.  Женщины на работе, ловят рыбу. Когда вечером на лодках причалили женщины, Ия Николаевна почувствовала, что встретили её насторожённо. Практически всех мужчин мобилизовали на фронт. Женщины были вынуждены вести всю мужскую работу в лесу и на реке, на детей время уже не оставалось.  Многие считали, что виноваты русские. Это их война, пусть сами и воюют, а наших мужчин не забирают.
Предполагалось, что утром Ия Николаевна с бригадой отправиться на рыбалку, и как и остальные получит положенное вознаграждение.  Однако утром она её никто не разбудил,  и все  женщины уехали без неё. Случилось страшное, работа была только в рыболовецкой  бригаде, без работы средств для жизни уже не будет. Как выжить в тайге без всякой помощи со стороны.
Вначале её охватила паника.  Она молодая мама, чем кормить ребенка?  Что делать!?
И вдруг её осенило, пришло решение, она же педагог! Значит надо заняться своим педагогическим  делом!  Вначале она прошла по поселку и собрала всех местных ребятишек. В селение хантов  парикмахеров не было, дети, девочки и мальчики носили длинные, неухоженные волосы. Да и с гигиеной были вопросы.  Этим Ия Николаевна и воспользовалась. У загруженных женскими и мужскими обязанностями рыбачек времени для детей не было. Дети ханты были не просто обросшие, казалось, они никогда не подстригались, волосы свисали на глаза на лицо, трудно было понять кто перед тобой.  Девочки были похожие на мальчиков, а мальчики на девочек. Сквозь грязные, спутанные волосы проглядывали чумазые лица. Ия Николаевна открыла походную парикмахерскую,  достала ножницы, расческу, нагрела в котле воды и начала по очереди приводить детей в порядок.  «Болотные кочки» по очереди садились в «парикмахтерское кресло», ножницы с расческой долго  воевали с густыми зарослями и вдруг, появлялся новый симпатичный человечек. Дети стриглись охотно и весело.
Рыбачки вернулись в поселок к закату. Дети стояли на берегу, ждали матерей!  Когда женщины сошли на берег, то очень удивились переменам, они не узнали своих детей. Мальчики с короткими стрижками, девочки с косичками. Ия Николаевна, дочь алтайского лесника победила. Суровая неулыбчивая  бригадир включила её в бригаду и на следующий день она со всеми плыла по реке на обласе .
Правда рыбачила она недолго. Нашлась другая ответственная работа. Самым сложным для рыбачек было не ловить рыбу, а сдавать её. При сдаче рыбы хантыек приёмщики часто обманывали.  Ию Николаевну была грамотная и умела общаться, её попросили отвозить и сдавать рыбу в районный центр. Ия Николаевна согласилась и скоро освоила новое для себя дело. За тот же улов бригада стала получать больше. Конечно, приходилось часть улова отдавать на взятку, но грабежа, диких обсчетов как прежде,  она уже не допускала.
Ушла с этой должности Ия Николаевна из-за медведей. Привлеченные запахом рыбы они часто сопровождали её по берегу лесной речки. Она знала,  чем может закончиться такое общение в глухой тайге и ушла с этой работы. Педагог по призванию и по призыву Звягинцева Ия Николаевна прожила долгую творческую  жизнь, успела внести свой вклад в воспитание юных нижневартовцев, светлая память о человеке, педагоге с большой буквы останется в наших сердцах!

17 03 2022


Рецензии