Дополнительная общеобразовательная программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №42»

«Согласовано»
На методсовете
Протокол № ___
от ____.09.2022 г. Утверждаю:
Директор МБОУ «СШ № 42»
_______________Г.А.Гасымова


Дополнительная общеобразовательная программа
«Компьютерные шахматы для дошкольников»


Срок реализации: 2 года
Возраст детей с 4 до 7 лет
Направленность: научно-техническая.
Вид программы – модифицированная.
Составитель Николаев Михаил Васильевич – педагог            
 дополнительного образования.
Высшая квалификационная категория
НИЖНЕВАРТОВСК - 2022г
Пояснительная записка
Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств.
И.Г.Сухин
Шахматы  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 4-5 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в дошкольном возрасте, и шахматы  являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
 Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.
 Правда, сформированное на шахматах умение еще не означает появление соответствующей способности. Здесь не должно быть иллюзий, для нее лишь заготовлен первый необходимый материал, сделан первый шаг.                Этот шаг должен быть подкреплен на другом материале. В качестве его могут быть взяты, например, другие игры, предполагающие "ходы" в пространстве и в этом смысле близкие к шахматам, либо какие-нибудь жизненные примеры (трассировка пути и т.п.). Как и в предыдущем случае, умение действовать в уме здесь также должно скрупулезно отрабатываться по выделенным этапам формирования действия. Суть – в подготовке необходимого другого материала для сопоставления. Вполне возможно, что на этом новом материале действие в уме формируется легче и быстрее, начинает сказываться его отработка на шахматах.
Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения. Важно отметить, что в феврале 2007 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II поддержал инициативу Международной шахматной федерации (ФИДЕ) о введении программы ФИДЕ по шахматам в учебный процесс российских общеобразовательных заведений.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря шахматному  образованию у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Учебный материал распределяется по годам обучения на основе принципа постепенного увеличения трудности, в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Курс первого года обучения игре в шахматы  доступен детям дошкольного возраста. Первое занятие традиционно отводится истории возникновения шахмат, подчеркивается мысль, что шахматы игра древняя с богатой историей.
За первый год обучения дети узнают основные шахматные термины, знакомятся со всеми фигурами, их ходами, усваивают правила игры, разыгрывать партию из начального положения.  Осваивают простейшие тактические приемы, знакомятся с элементами стратегии.
При изучении эндшпиля учатся ставить элементарный мат в один ход, Мат одинокому королю двумя ладьями, ферзем. Освоение дебюта в первый год ограничивается изучением основных законов начала игры, открытыми началами. Во время квалификационных соревнований ребята должны показать знание фигур и как они ходят. Сеансы одновременной игры помогают ребятам устранять элементарные ошибки. Конкурсы решения задач позволяют оценить работу ребят, не принимающих участие в  турнирах. Проигравших не должно быть. В первый год обучения используются развлекательно-обучающие шахматные программы; «Динозавры учат играть в шахматы», «Шах и мат»
 Второй год обучения продолжается знакомство с начальными элементами шахматной тактики, с простыми шахматными приемами. Дети  узнают  где и когда  возникли шахматы, как появились в нашей стране, узнают фамилии русских чемпионов мира. Познакомятся с  достижениями нижневартовских шахматистов, по возможности можно пригласить на занятия ветерана шахматного спорта. Для воспитанников курс второго года заметно сложнее курса первого года обучения, где речь шла  о свойствах и возможностях одной отдельно взятой фигуры, а сейчас – о взаимодействии нескольких фигур, с учетом их относительной и абсолютной ценности. Для наилучшего усвоения нового материала нужно решить как можно больше практических заданий разной степени трудности. Поэтому важна помощь компьютера: дети не тратят время на расстановку у себя на доске новой задачки (к тому же при этом не рискуют ошибиться в расстановке) и на запись правильного решения, а преподаватель не должен подходить к каждому ученику и проверять его работу, – все данные поступают на персональный компьютер учителя.
 В конце  второго года играющие дети начинают осваивать шахматную нотацию. Первоначально – это запись решения шахматной задачи, затем запись начала  игры.
 Вкратце основную цель второго года обучения можно сформулировать так: расширение шахматного кругозора детей и развитие у них тактической зоркости, изобретательности, фантазии, отработка этих навыков с помощью учебных и игровых ситуаций на доске и на персональном компьютере.
По итогам внутренних турниров из ребят с более высоким рейтингом   составляются команды на городские и окружные соревнования.
Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей от 4 до 6 лет.                . Количество детей от 6 до12 человек в группе.
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 занятия по 20 минут с перерывом 10 минут.


Методики и технологии работы:
• сочетание индивидуальных и групповых форм и методов обучения и воспитания
• использование компьютерных обучающих программ

Основные методы работы:
• словесные
• наглядные
• практические
• поощрение
• порицание

Воспитательная работа.
Формы:
• просмотр видеофильмов о выдающихся шахматистах
• проведение инструктажей по правилам поведения во время занятий,
• проведение инструктажей по ОБЖ, ТБ, ПДД
• беседы о правилах взаимоотношения в коллективе
• беседы о вреде курения,





Цель программы
Основная цель программы - развитие специальных способностей ребенка, посредством игры в шахматы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
•  забота о здоровье, эмоциональном благополучии дошкольников;
•  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам независимо от их успехов и способностей;
•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос¬ти; лепка, рисование фигур, отгадывание фигур по ходам. по силе игры, по месту в начальной позиции и др.;
•  креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения: шахматные физкультминутки, "волшебные двери";
•  вариативность использования образовательного материала, позволяю¬щая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка: наряду с компьютерными программами для дошкольников полезно использовать задачи из учебников И.Г. Сухина, С.Б. Позина;
•  уважительное отношение к результатам детского творчества, призы должны получать все игроки;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
•  координация обучения шахматам в кружке и в кругу семьи. Обеспечение участия семьи в шахматной жизни в учреждении;
•  соблюдение преемственности в обучении дошкольников и начальной школы.

Задачи:
• формирование потребности в регулярных занятиях спортом, воспитание осмысленного отношения к игре
• укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование интеллектуальных и психических качеств
• создание условий для полезного времяпровождения
• воспитание силы воли, формирование активной жизненной позиции
• профилактика асоциального поведения
• обучение игры в шахматы
• обучение основам начальной компьютерной грамотности
• подготовка воспитанников для участия в соревнованиях среди младших школьников
• патриотическое воспитание
 
Первый год обучения.

Цели:
Создать условия для освоения детьми основ шахматной игры (изучение доски, названия фигур, выполнение ходов, решение простейших задач).
Первый этап; обучить игре вначале частью фигур.
Второй этап; обучить игре всеми фигурами.

Задачи:
Прививать интерес к шахматам через систему поощрений.
Приучать детей к самостоятельности принятия решения, через решение логических шахматных задач.
Прививать вкус к умственной деятельности.
Помочь детям освоить основные правила спортивной дисциплины во время проведения занятий (после игры расставить фигуры, построение до и после соревнования).
Активно прививать здоровый образ жизни (регулярно проводить физкультминутки, играть стоя, без стульев по желанию ).
Настраивать детей на принятие высоких целей (получение начального разряда, участие в городских турнирах среди школьников).

Возраст детей  от 4 до 7 лет.
Содержание

1.    Рассказ о  шахматах, откуда они пришли к нам.  Рассказ о правилах техники безопасности.
2. История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Рассказ об археологических находках старинных шахматных фигур на севере нашего края на месте древнего города Мангазея.
3. Первоначальные понятия. Доска.  Фигуры. Правила ходов фигур. Шах.  Мат. Ничья.  Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.                Практические занятия: . Упражнения на усвоение шахматных правил. Решение задач в программе «Шахматная школа для начинающих». «Шахматная тактика для начинающих»
4. Тактика. Понятия о элементарных тактических приемах; связка,  двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах
Практические занятия: Решение задач  по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
5. Стратегия. Что такое  стратегия. Что делать, если выиграл фигуру. Что делать через 10 ходов ( мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника). Централизация.                Практические занятия: разбор  примеров,         иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
6. Дебют.   Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. (выведи коня и слона) .  Как правильно начинать партию. Основные идеи итальянской партии.                Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
7. Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии,  когда закончено развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на позицию короля. Создание слабостей в стане соперника. Размены. Эквивалентный размен. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
8. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Оппозиция. Цугцванг.  Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка.  Защищенная проходная пешка..  Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки).                Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
9. Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры ( в том числе тематической по итальянской партии) с последующим разбором партий с кружковцами.
10. Конкурс решений задач, и нахождения простейших комбинаций.. Практические занятия: Решение задач,  нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».
11. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.

Второй год обучения.

Цели и задачи:
Обучение правилам игры в спортивные шахматы.
Выполнение воспитанниками  начального  разряда.
Подготовить команду к участие в городском турнире среди младших  школьников. Обучение основам шахматной грамотности. Научить записывать решения задач.
Познакомить  с классификацией дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые).
Научить применять простые тактические приемы.
 (связка, двойной удар, открытое нападение,)
Отрабатывать основные приемы эндшпиля (мат двумя ладьями, мат ферзем проведение пешки).
Развивать  чувство ответственности за личный и  командный результат. . Развивать логическое мышление, внимательность, выдержку.
Направлять разрядников в городские  турниры школьников.
Возраст детей 5-7 лет.
Содержание

1. Вводное занятие. Рассказ о планах на второй год обучения. Знакомство с правилами техники безопасности. Второй час блитц - турнир.
2. Физическая культура и спорт в России. Значение физкультуры и спорта в жизни человека.. Система спортивных соревнований по шахматам. Русские чемпионы мира. Клуб «Белая ладья». Рассказ о зарождении детских шахмат в начале 80х годов в Доме пионеров. Рассказ о первых шахматистах города Шахматный кодекс. Рассказ об основных правилах ФИДе. Требования, применяемые по отношению к участникам соревнований. Права участника соревнований. Основы судейства с помощью компьютерной программы.
Классификационные соревнования. Требования к участникам квалификационных соревнований. Нормы выполнения разрядов.
3. Тактика.  Простые  тактические приемы; связка,  двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах,  двойной шах, отвлечение, завлечение.  Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушения пешечного прикрытия, превращения пешки, уничтожение защиты.                Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная тактика начинающих»
4. Стратегия. Определение стратегии. План игры. Оценка позиции. Преимущество в пространстве. Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижной пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки.              Практические занятия: разбор специально подобранных примеров,         иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии. Тест по ПК программе «Шахматная тактика».
5. Дебют. Определение дебюта Влияние дебюта на середину игры.  Классификация дебютов.  Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии, защиты двух коней, защиты Алехина. Знакомство с полуоткрытыми началами. Ферзевый гамбит. Сицилианская защита. Тест по ПК программе «Энциклопедия дебютных ошибок».
6. Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии когда закончено развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на позицию короля. Атака короля противника. Понятие темпа.                Практические занятия: Разыгрывание с партнером тематических позиций                Упражнения на нахождение способов ведения атаки на короля в специально подобранных примерах.
Создание слабостей в стане соперника. Размены. Эквивалентный размен. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
7. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг.  Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка.  Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки.  Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки).             Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная тактика»


8. Сеансы одновременной игры как подготовка к серьезным индивидуальным соревнованиям. Разбор партий.

9. Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Практические занятия: Решение задач, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль». Тест по компьютерной программе «Шахматные этюды»
10. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.

Способы отслеживания и контроля результатов.

После первого года обучения дошкольник должен
Знать:
- названия фигур,
- названия линий на доске (вертикаль, горизонталь, диагональ)
-основную цель игры
Уметь:
- делать ходы всеми фигурами
-объявлять шах
-защищаться от шаха
-решать элементарные шахматные задачи
Навык:
-игры пешками и королем
-игры с персональным компьютером в программе «Динозавры учат играть в шахматы»

После второго года обучения спортсмен должен
Знать:
- как правильно начинать партию
- как "прятать"короля
- правила турнирного поведения
Уметь:
-правильно ходить фигурами
-правильно разыгрывать начало партии
-находить защиту от шаха                - ставить мат двумя ладьями
-решать шахматные задачи для 2 года обучения
Навык:
- игры с соперником                -игры с часами
-игры с компьютерной программой

1. Самый объективный способ выявления уровня подготовленности спортсмена - это участие в городских и выездных соревнованиях среди школьников. Количество набранных очков и занятое ребенком место наглядно показывают степень его подготовленности и уровень мастерства педагога.
 Другим способом контроля является выполнение разрядной нормы.  Начальный  разряд дети выполняют в детском саду во внутренних турнирах.
Если ребенок выполнит норма начального разряда то получает право играть на первенстве города среди сверстников и школьников.


Условия реализации программы.

Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее материально – техническое обеспечение:

1. Шахматы – 1 комплект на 2 учащихся.
2. Шахматные часы  - 1 комплект на 2 учащихся.      
3. Демонстрационная доска – 2шт на одного педагога.
4. Персональный компьютер –10 шт.
5. Ноутбук для выездов на соревнования – 1шт.
6. Интернет.
7. Помещение для общих занятий и турниров – от 18 кв.м.
8. Обучающие компьютерные программы. -  5 шт.

Организационное обеспечение:

1. Занятие не менее 2х раз в неделю для каждого ребенка.
2. Учебные турниры 1 раз в неделю.
3.  Турниры городские 1 раз в 2 месяца.
4.   Для победителей участие в окружных и зональных первенствах.

Методическое обеспечение.

1. Участие в окружных семинарах тренеров во время соревнований.
2. Обмен опытом во время товарищеских встреч с победителями окружных и российских первенств.
Учебно-методическое обеспечение.

Литература.

1. Гришина В.Г., Ильина Е.И. "Шахматная азбука" (М.: ФиС, 1972, 60 с.)
2. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. "Я играю в шахматы" (Л.: Детская литература, 1980).
3. Гончаров В.И. "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре".
4. Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы" (М.: Просвещение, 1991).
5. Сухин И.Г. "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991)
6. Сокольский А. Ваш первый ход. М 1989.


Компьютерные программы:

1. «Шахматы в сказках»
2. «Шахматная школа для начинающих»
3. «Тактика для начинающих»    
     4.  «Шах и мат»,
     5.  «Динозавры учат играть в шахматы»


      


Рецензии