Подготовительный этап в делах

Очень часто неудачи возникают тогда, когда человек пытается решить большой или сложный вопрос за один достаточно короткий этап времени. То, что хорошо в решении простых или небольших дел, часто совершенно бессмысленно и бесполезно применительно к большим или сложным. Необходимо ясно и четко понимать, что методика практического воплощения задуманного в первом и втором случае совершенно разная. По большому счету, в решении простых и малых дел подготовительный этап тоже имеет место быть, но он настолько быстро и просто, а главное – без особых усилий реализуется, что человек даже и не успевает, чаще всего, его осознать в качестве подготовительного этапа. Для особой наглядности приведем пример с чисткой картошки: необходимо приготовить три емкости и свободное место под них, найти острый нож. И уже можно приступать чистить картошку. О том, что тут нужен какой-то особенный подготовительный этап большинство людей даже не задумывается, выполняя все необходимое почти "на автопилоте" (если конечно, для конкретного человека это привычное занятие по жизни).

А вот если человек собрался получить аттестат о среднем образовании, то для этого понадобится подготовительный этап продолжительностью в десять лет. А сама процедура получения аттестата займет буквально пару минут. Это, кстати, и о соотношении, как продолжительности подготовительного и основного этапа, так и о количестве сил (умственных, душевных, физических), необходимых для практического воплощения каждого из этих двух этапов. В данном случае 3650 дней против 1 минуты (3.650.000:1). Иначе говоря, подготовительный этап был в четыре миллиона раз продолжительнее, да и труднее, чем основной. Но как бы кому-то сильно не хотелось хотя бы частично (на 1-2 года – 10-20%) сократить длительность первого этапа, в подавляющем большинстве случаев, это будет невозможно даже чисто теоретически. Если рассматривать вариант личности из основной массы населения. Особо талантливых вундеркиндов (1:1.000.000) мы в данном случае, не рассматриваем.

Конечно, большинство дел не требует столь длительного подготовительного этапа. Другой вопрос, что, если человек ставит перед собой только малые и простые задачи, то чего-то большого и особенного он никогда не сможет достичь. Естественно, что степень добросовестности выполнения подготовительного этапа прямопропорциональна качеству итогового результата. Если человек учился плохо, то и в аттестате будут одни тройки. Есть, конечно, тут и один тонкий и несколько щепетильный нюанс: одни люди, нередко уже от рождения, могут быть только троечниками (даже при самом сильном напряжении своего ума), другие – только хорошистами. И только очень небольшая часть имеет задатки интеллектуального и психологического характера отличника. Правда, есть категория школьников и студентов, которые добиваются пятерок в учебе путем механической зубрежки. Но такие пятерки не только не способствуют гармоничной эволюции личности, а совсем наоборот – вызывают мощную (и часто необратимую) деформацию структуры личности, которая уже никогда и ни в чем не сможет обрести  мало-мальски существенной гармонии. Формализм, сознательно смоделированный человеком в учебном процессе, постепенно, помимо воли и желания, проникнет и в личную, и в профессиональную области бытия человека. И в будущем, не зависимо от занимаемого места в обществе, такой человек будет представлять из себя, в лучшем случае, пустое место с точки зрения процесса творчества Вселенной, гармонизирующего весь мир.

Безусловно, в каждом деле, в том числе и применительно к вопросу о подготовительном этапе, необходимо соблюдать чувство меры. В противном случае, человек или будет доказывать всем, что он в состоянии закончить 10-летний срок обучения в школе за 3 года. А если этого у него не получается, то "не потому что его интеллектуальные данные не позволяют воплотить такого рода планы в жизнь, а потому что нет для него достойных преподавателей, способных решать столь особенные и грандиозные задачи. Плохому танцору, как известно, всегда что-то мешает.

Однако, можно вывести определенную закономерность относительно величины продолжительности подготовительного этапа: если она будет на 10-20% больше запланированной, то результат не только не пострадает, но почти обязательно станет лучше.   А вот уменьшение на 10-20% нередко существенно может ухудшить результат долгих и напряженных усилий по реализации задуманного проекта. В оптимальном варианте можно даже эти 10-20% добавлять к обязательным, чтобы по возможности подстраховаться.

Японцы приходят на свою работу на 30-40 минут раньше положенного не потому что они недостаточно любят или уважают самих себя или пытаются столь банальным образом выслужиться перед начальством. Этот интервал времени им необходим для того, чтобы в момент формального начала рабочего дня они уже начали выдавать полноценную продукцию. За это время они не только тщательно и основательно подготавливают свое рабочее место, причем как с точки зрения ближайшего часа, так и всего рабочего дня. Но и настраиваются психологически и интеллектуально, создавая максимально отчетливую картину в своей голове того, что они будут дальше делать и как. Наибольшая детализация предстоящего процесса уменьшает в последующем степень умственного и психологического напряжения. Врабатывание в рабочий ритм идет спокойно и размеренно, успешно и продуктивно, обеспечивая стабильную производительность не только в течение конкретного рабочего дня, но и всей недели, месяца, года. Можно сказать, что такой подход к работе является своего рода проявлением научной организации труда. Даже если это относится к токарю или слесарю. Это и элемент психогигиены и психопрофилактики, если смотреть на ситуацию по большому счету.

Качество и количество продукции, выданной  таким работником или служащим, обычно достаточно высокое. Что укрепляет и улучшает его имидж, как в глазах своего руководителя, так и среди коллег. И вот в такой ситуации возникает безграничный простор для самостоятельного и личного творчества, для проявления изобретательности Ии сообразительности, как по повышению качества продукции, так и по увеличению ее количества. И при этом в наибольшей степени сохраняется благополучие нервной системы сотрудника и его здоровье в целом.

Такое правило имеет смысл и целесообразность только в том случае, когда человек любит свою работу, имеет к ней основательную наклонность психологического и интеллектуального характера (о физической, думаю, отдельно говорить не стоит). Очень многие неудачи и поражения, как ни странно, были жестко обусловлены тем, что человек стремился к достижению поставленной цели, но при этом пренебрегал важностью и необходимостью добросовестной организации и проведения подготовительного этапа.  В итоге цель или вообще не было достигнута или результат оставлял желать лучшего (например: тройки в аттестате).

Для думающего человека достаточно понятна истина о том, что чем больше и чем сложнее поставлена цель, тем более длительным и тщательным будет подготовительный этап в ее достижении. В данном случае уместно вспомнить одно из важнейших правил жизни: быстро, много и хорошо одновременно не бывает и не может быть никогда. Как правило, один из трех перечисленных компонентов отсутствует. Как бы грустно и неприятно это ни было для нашего самолюбия и амбиции. Другой вопрос, что отдельные окружающие (иногда большинство из них), не располагающие реальной информацией, как о самом факте существования подготовительного этапа в достижении той или иной большой задачи в жизни того или иного конкретного человека, могут придти к выводу, что большое благо свалилось само собой в руки триумфатора. Но иллюзия легкого успеха еще не есть истинное доказательство действительной и реальной проблематичности пути человека к нему. Большие ограничения в развлечениях и приключениях, на которые человек идет сознательно и целенаправленно с точки зрения распространенной логики награждают его ярлыком "белой вороны". Жить с таким ярлыком трудно даже сильному и уверенному, способному и и талантливому человеку. А для слабого это невозможно даже чисто теоретически. Конечно, аскетизм должен быть разумным и целесообразным.

Правильно расставлять акценты среди жизненных ценностей удается далеко не всем людям зрелого возраста. Что же говорить о людях юношеского возраста и поры ранней молодости? Дефицит житейской мудрости духовного плана создает благоприятные условия для развития во многих людях категоричности и прямолинейности, нетерпеливости и нетерпимости, обостренной амбициозности и склонности впадать в различного рода крайности (например, от чрезмерной щедрости к чрезмерной скупости и наоборот).

В таком непростом и порой весьма противоречивом деле очень важно иметь действительно компетентного и независимого эксперта. Который мог бы правильно оценивать ход развития ситуации относительно достижения поставленной цели. Потому как некоторые часто увязают во второстепенных деталях и нюансах. Можно сказать, что "блуждают среди трех сосен". А другие готовы сойти с дистанции после 1\4 или даже 1\10 пути лишь на основании того, что к данному моменту времени они не получили каких-либо существенных и ощутимых (в том смысле, что можно ощутить и пощупать руками) результатов. Хотя, безусловно, на самом деле, результаты есть, причем, вполне конкретные. Но лишь пропорциональные степени прохождения самого подготовительного этапа. Уже сам факт приближения к очередной метке-вехе на пути к цели (1\4-1\2-3\3-4\4) является веским и объективным критерием успешности прикладываемых усилий человека. И что может и должно служить ему достаточно полноценным утешением и основой для чувства удовлетворения собой и своей жизнью. А то, что этих промежуточных и незначительных (по сравнению с итоговым результатом) успехов, кроме устремленного к цели почти никто из ближайшего окружения не видит – это уже дело второе. Собственно, как советуют духовно развитые люди (в том числе святые старцы), рассказывать о своих планах, особенно больших, важных и тем более – сокровенных, не рекомендуется не только относительно широкого круга людей, но и весьма узкого. В ряде случаев в этот круг, к сожалению, входят даже близкие родственники.

Как показала реальная жизнь, в отдельных случаях достаточно сказать всего лишь одному человеку о том, что собираешься предпринять то или иное дело, чтобы усилия по его реализации стали бесполезными и бессмысленными. Конечно, жить в определенной тайне от большинства окружающих людей – это занятие весьма непростое, во многих случаях проблематичное и неприятное. Как с точки зрения общения с другими людьми, так и в плане построения отношений со своим внутренним "Я". Но духовные законы имеют, кроме всего прочего, одну специфическую особенность: они вечны и универсальны. Другой вопрос, что требуют правильного понимания и применения. Что оказывается или невозможным или очень трудным для основной массы людей, живущих преимущественно своими сиюминутными страстями. Никто из людей никогда не мог и никогда не сможет не то, что принципиально изменить эти духовные законы жизни, но даже изменить их самым минимальным образом.

Жизнь – это явление многогранное и многослойное, разнообразное и неоднозначное, противоречивое и многовариантное. Это относится и к психологическим типам людей. То, что хорошо и правильно для одного человека, совершенно не обязательно является таковым для другого. Даже если оно вписывается в общераспространенные правила и традиции житейского плана. То, что кто-то не видит или не желает видеть, не понимает или желает понимать адекватной важности и ценности реализуемого вами подготовительного этапа, еще вовсе не означает того, что ваше занятие плохо или бессмысленно. Важно, чтобы его ценность понимал ваш личный эксперт. Ведь, даже ваши отдельные родные и друзья не то, что адекватно, вообще не способны понять того, что вы делаете и зачем. Особенно в те минуты, когда им нужен напарник по развлечениям и приключениям. Причем, даже в тех вопросах и делах, которые вам вообще никогда не нравились. Во многих случаях пытаться переубедить того или иного человека и даже группу людей (их особенно тяжело из-за стадного инстинкта или рефлекса толпы) в своей правоте безуспешно не только практически, но даже и чисто теоретически.

Верность себе, своим принципам и убеждениям – это особенно редкое и ценное качество. И его актуальность многократно возрастает в эпоху непрерывных перемен и отрицания ценностей классического и универсального характера. Нельзя при этом забывать один маленький, но необычайно важный нюанс: пренебрежение к мнению того или иного человека (не демонстративное, а скрытое и внутреннее) возможно и целесообразно только в том случае, если ваши собственные принципы и убеждения, взгляды и представления гораздо ближе к классическим, нежели его личные. И ведущим выступает не личная амбиция, а служение Гармонии.
       










               


Рецензии