В поисках Серебряной рыбины
На мой взгляд, эта книга – лучшее открытие юбилейного года Фёдора Абрамова. Как раз в последний день зимы 1920 года родился классик советской литературы о деревне.
Член Союза писателей России, профессор САФУ имени М.В. Ломоносова Елена Галимова не нуждается в представлении. Её отец Шамиль Загирович – известный литературный критик, был не только первым абрамововедом, но, прежде всего, другом Фёдора Александровича.
В рассказах Елены Галимовой предстает северная деревня XXI века, без прикрас, но и без чернухи. Есть в книге свет, тепло, надежда. И идёт она от людей, которые несмотря ни на что сохраняют многовековой уклад, традиции крестьянства. Суббота у местных жителей по-прежнему – банный день, картошку здесь «роют», что значит сажают.
Да, деревня забыта властями, лишена благ цивилизации, но это и хорошо: меньше туристов, экстремалов сюда попадает, которые могут нарушить хрупкий мир деревни. Неважно, что автор не даёт название описываемой деревни: эта может быть одно из оставшихся в живых поселений Русского Севера. Только внимательный читатель найдет на последней странице книги карту, где искомая деревня обведена в кружок.
О названии сборника «Серебряная рыбина»: так величают сёмгу в поморских деревнях. Историю и быт этих поселений Елена Галимова исследует глубоко, с привлечением документальных источников.
Ключевой рассказ, давший названию книги, мне сразу же напомнил «Царь-рыбу» Виктора Астафьева. Также эпически получилось и в небольшом по объёму произведении Елены Галимовой.
Многое в книге меня приятно удивило: например, как детально, с любовью автор описывает, казалось бы, сугубо мужской промысел – рыбную ловлю. Но если женщина живёт на берегу моря, она должна уметь рыбачить, как героиня Нина Алексеевна из рассказа «В относе морском».
Отмечу тонкую иронию, юмор, которые чувствуются на каждой странице. Но эта ирония добрая, она относится прежде всего к автору, городскому жителю, «чужому» среди деревенских обитателей.
В рассказах Елена Галимова ненавязчиво напоминает о незаслуженно забытых северных писателях, таких как Николай Ауров, цитирует современных поэтов Галину Рудакову, Александра Роскова, вспоминает классиков Владимира Солоухина, Бориса Шергина. Эти «тексты в тексте» органично вписаны в повествование, обогащают книгу.
Главное, что удалось Елене Галимовой, – создать свой Дом. И этот корневой образ-символ открыли и читатели.
«Дом оказался якорем, центром притяжения, влекущим к себе, не отпускающим от себя Домом. Стал центром мира, который хотелось по-настоящему, основательно, не торопясь, обжить», – пишет автор в рассказе «За волшебным колобком».
Возвращаюсь к Фёдору Абрамову: для него самое главное – Дом, давшее название заключительной части тетралогии «Пряслины». Для каждого человека нет ничего важнее.
Не хочется закрывать «Серебряную рыбину», прощаться с её добрыми обитателями, а вдохнуть из книги побольше воздуха поморской деревни, чтобы жить дальше.
2019 г.
Свидетельство о публикации №222031701756