Богатство нашего края

               

   -А вы куда едете? - общаются пассажиры.
 - В Урюпинск .
- О, в город анекдотов, у вас говорят пуховый край?
    Весной, как только появлялась трава на земле, коз отгоняли в стадо каждый день. С утра их надо проводить до озера «Самодуровское», там пастух собирал стадо, а в 6 вечера надо встречать, но иногда пастух гнал стадо  до вокзала. Коз держали в основном для пуха.  Зимой пух « подходил» и козу надо было чесать. Мама заводила козу в дом, у порога стелила старое одеяло, клали козу, связывали ноги, но чаще всего её привязывали к ножке кровати, чтобы коза не дёргалась. Няня Оня, бабушка и мама начинали чесать с неё пух.
 - Надя, учись дёргать пух, а хочешь, попробуй гребёнкой,- меня тоже иногда привлекали к снятию пуха. Но руки быстро уставали, и я бросала работу. Была специальная гребёнка, которая дёргала пух, но лучше дёргать руками. Это для рук тяжелее, но пух получался качественнее. Иногда стригли ножницами - это назвался стриженый пух.
- Ме-ке-ке, дёргалась коза, - но деваться ей было некуда, она терпела, пока с обеих сторон не снимут пух. Я не любила этот период снятия пуха, во-первых, мне было жалко козу, во – вторых, в комнате стоял душный запах от козы, и мама потом долго проветривала комнату. У нас было шесть или семь коз. Когда рождались козлятки в холодное время года, они жили в коробке под кроватью, а кормить носили к козе в сарай или козу приводили в дом. Едва встав на тоненькие ножки, начинали бегать по комнате,  они были такие хорошенькие, милые, прыгали и скакали, когда их выпускали из загородки. Скакотня козлят всех радовала, а мы с Лидочкой вместе с ними бегали по комнате, кого-нибудь ловили, целовали в лобик. Один только дед Афоня был недовольный, козлята с разбегу прыгали на кровать, доставляя ему беспокойство.
   Дед Афоня всё время лежал на кровати.   Когда я была совсем маленькой, умываясь по утрам, иногда на него стряхивала воду с ладошек, тогда он бабе Дуне говорил:
-Мать, ты скажи Надёшке, чтоб не баловала, а то я ненароком ушибу, - он злился, а я этого не понимала, смеялась, подпрыгивала возле кровати, стараясь заглянуть ему в лицо. Но он лежал. Голова у него была на подушке, седые волосы обрамляли лицо, длинная, седая борода, усы, взгляд был строгий, но я его не боялась:
 -Деда, хватит лежать, утро уже, вставай,- смеясь, убегала прочь. По утрам я иногда слышала, как он просил:
 - Мать, сделай лапши на сковородке, - это была отварная вермишель, выложенная на сковородку, где поджаривался лук на растительном масле. Когда лапша была готова, баба Дуня звала:
- Отец, вставай,- она помогала ему привстать и свесить ноги. Застилала ему колени полотенцем, и ставила чашку с лапшой и ложкой. Дед крестился и начинал есть. Я стояла поодаль, потому что мне всегда было интересно: «Как он находит рот в бороде? - ведь усы, борода ему рот закрывают,  иногда пища цеплялась за волосы бороды. После еды он всегда утирался полотенцем и расчёсывал бороду и усы бабушкиным круглым гребешком, крестился, а потом баба Дуня поднимала его свешенные ноги на кровать. Ему уже было за восемьдесят лет. В разговоры он почти никогда не вступал. С понедельника он начинал считать, когда будет у Лёнки, так он называл мою маму, выходной, и она наготовит  всякой всячины.  Мама вязала платки, но богатства мы не нажили. Ей некогда было стоять с платком на базаре,  нужны были деньги, она продавала платки по дешёвке.
 - Я столько платков перевязала за свою жизнь, что платками можно было закидать наш дом, - вспоминала мама. Постоянно влезали в долги, которые с продажи платка раздавали.
 - Долги надо отдавать в срок, когда пообещал, иначе тебе никто не даст в долг,- эти слова о долгах на всю жизнь застряли у меня в голове. Дня два, три деньги у нас были, а потом маме приходилось занимать, чтобы дожить до отцовой зарплаты. А мама опять торопилась напрясть пух, чтобы начать вязать платок. Бабушка Дуня и няня Оня помогали чесать пух, мотать нитки.
 - Мам, давай на шапку купим горный пух, - просила я.
 - Да, ты что, козий пух самый лучший, он шелковистый, а горный грубый. 
- А почему он не ценится?
 - Обязательно будет цениться.
Прошло много лет, пока изделия из пуха наших мастериц фирмы «Узоры» получили признание у Вячеслава Зайцева. Фирма «Восток» дала славу нашим пуховым платкам и косынкам. В Урюпинске установлен памятник козе. А раньше такого признания козьему пуху не было. Козы помогали выжить многим семьям, нашей рабочей семье тоже. А теперь город привлекателен для туристов, ведь наш Хопёр по сведениям «Юнеско» чистейшая  река в Европе.   
К нам в Урюпинск приезжают гости и стараются посетить памятник козе, чтобы потереть ей нос и загадать желание, исполнилась мечта моей мамы, что нашу пуховую козу оценили по достоинству. А город Урюпинск стал столицей Российской провинции.

               


Рецензии