Е118 Пушкин Баронессы девицы Вульф и идея Татьяны

 Баронессы девицы Вульф и идея «Татьяны Лариной» Пушкина

Баронессы девицы Вульф из псковского захолустного Тригорского — идея архетипа и идеальные образцы «Татьяны Лариной» в магическом кристалле Пушкина

В самом конце неоконченного стихотворного романа  «Евгений Онегин» автор слегка приоткрыл дверцу в тайники своего творения: строфа L главы ставшей 8-ой и последней:
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
В этой концовке перед прощанием с Онегиным (но не с Таней!) автор называет четыре ключевых кодовых посылки в пушкинопыточную:
«смутный сон -  Татьяна вместе с Онегиным - свободный роман - магический кристалл».
Это уже целая кодограмма. Свободный роман — это роман без предварительного плана, фабулы и сюжета, исходно смутно представляемый и начатый будто во сне, но обретший свой скелет и плоть конструкции с появлением только «Татьяны и с нею Онегина«… А это появление этой пары — это отсылка нас к концу Второй Главы, названной позже «Поэт»  - к строфе XXIV-ой (!):
Итак, она звалась Татьяной.
Её не назвали Татьяной. Она звалась! А до этого она была в черновике была Натальей, но Пушкин не захотел свой образец и свой архетип так именовать - Наталье ведь не суждено быть верной хотя бы век тому, кому будет отдана. 
Сама фраза представления новой действующего лица в неспешном ровном повествовании, начатая со слова «Итак», содержит скрытую тайнопись: похоже автор наконец принял решение на каком имени остановиться — снял Наталью со сцены и остановил свой выбор на «Татиане». Этой заменой Пушкин ушел от начальной установки исключительно на пародийность творения (например, в духе пародийной поэмы «Беппо» Байрона)  и от сатиры на нравы времени (см. Фридлендер Г. М. Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе,  ВОЛЬПЕРТ Л. ХРОНОТОП ШУТОЧНЫХ ПОЭМ БАЙРОНА, ПУШКИНА И А. ДЕ МЮССЕ и  работы по истории романа «ЕО»)
И похоже это было так … Вторая глава задумана  как сатира на поэтов, на неудавшегося поэта Онегина (который так и не смог ямб от хорея отличить) и на поэта-элегика Ленского. И вдруг в ней возникла Татьяна — печальная, пугливая лесная дикарка и это образ сразу всех заворожил и к себе привлек. Няанс в том, что над второй главой «Поэт» Пушкин работал в основном в конце 1823 г.; январем 1824 г. предположительно (!) датируется ее первая беловая рукопись, существенно отличающаяся от печатного текста, появившегося в октябре 1826 г. (!) = см. СИДЯКОВ Л. С.  К ИСТОРИИ РАБОТЫ ПУШКИНА НАД ВТОРОЙ ГЛАВОЙ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» Вяземскому весной 1825 Пушкин пишет:  «я переписываю для тебя Онегина»; «Онегина переписываю. Немедленно и он явится к тебе»; см.: XIII, 159, 160). Автр не переписывал механически = на такое он не стал бы обращать внимание такого знатока поэтики и кухни творчества как  князь Вяземский = Пушкин явно сделал радикальные изменения, сломав прежнюю мутную конструкцию и заменив ее новой:
- он вводит в состав «д.л. и и.» новый персонаж = Татьяну, а  на место классического любовного треугольника «Вова-Оля-Женя» с центром в виде круглой глупой луны (из-за которой стреляться ну никак даже в сатире приятели не могли!) он ставит две конкурентные пары «поэт-элегик Вова + луна Оля в фазе полнолуния» и «остывший знаток науки страсти Ловлас Ричардсонович Грандисонский в запасе Женя + образец печали, боязливости и лесной диковатости аутист Татьяна»
- целых полгода  с момента  приезда Пушкина к родителям  Михайловскую губу под полицейский надзор собственного отца ушло у поэта, чтобы в корне изменить фабулу, состав персонажей и сюжет романа, который до того был свободен, и направить его к новым горизонтам …
 
Что же такое мощное случилось за эти полгода в жизни поэта, что он решился на такую хирургическую операцию? Сам Пушкин об этом вещает мутно и указывает, что пользовался магическим кристаллом = реальным инструментом магов черной, белой и разноцветной магии. Но мы то знаем, что наш любимец -  величайший мистификатор -  предпочитал, чтобы читатель сам всё «расчухал» как он выражался… хотя выражался он мастерски с материнскими словами по терминологии театрологии О. Табакова.

А случилось, фра, самое простое в жизни мужика… в соседнем имении Тригорском у помещицы Вындомской (баронессе Вульф по первому мужу и Осиповой по второму, также быстро умершему как дядя Онегина) были две дочки — уже 25- летняя ровесница поэта Анна Николаевна  и 16-летняя Евпраксия (Euprosine или Зизи, будущая баронесса Вревская).

Пушкин летом 1824 в Одессе, готовясь к отъезду в Псковскую губернию в ИТУ Пушкиных (хотя традиция казенного пушкиноведения уверяет, что он ничего не знал о «ссылке»),  в своем графическом дневнике изобразил … хозяйку и девиц Тригорских  = амуральный хищник нарисовал их какими видел в 1817-ом и 1819-ом. Эта графика говорит об одном = ловлас наметил себе жертв в псковской глубинке = чо добру то пропадать! Конечно, эти девицы не графини Воронова, Ризнич или Эдлинг, но … на безрыбье и раком рыба …   Первый рисунок тригорского гарема:
- сверху — хозяйка = Прасковья Осипова = женщина в самом соку, абсолютная самка = еще молода (ей 43 и она почти «ягодка опять» да еще и потерявшая мужа)
- в центре - почти подросток — нимфетка, Алина Осипова — падчерица Прасковьи...= это центр мишени = ей же в 1819-ом было лет 13-14 = мозги как у Тани Лариной в 17! - есть с кого списать натуру барышни, которой «пришла пора» = ей теперь 18-19!
Второй рисунок -  на нем сверху царствует и парит Анна Осипова со всеми так прельщавшими поэта атрибутами эротики — ножками и ручками. Внизу — барон Алексей Вульф. Пушкин его не знает и потому изображает по чертам старшей Анны, зная об их схожести. Итак мы имеем здесь двух Анн! При этом он вносит в его облик черты «философа в 17 лет» Ленского ( кудри до плеч) = Алекс был слушателем философского фак-та ун-та

Характерно — ВСЕ ОСИПОВЫ ДАНЫ ПУШКИНЫМ КАК ПЕРСОНАЖИ РОМАНА ЕО, в котором уже есть 1,5 главы: Алина — это модель той, которой скоро придет пора … печальная Анна — эта печаль той, которой суждено в печали отказа не познать любимого, нести свою любовь до конца, быть верной клятве под венцом и, не лукавя, сказать в глаза любимому = Я вас люблю, но идите вон!

Прибыв в Михайловское и заглянув в Тригорское с визитом, Пушкин без розовых очков фирмы «La vie en rose» был вначале чуть разочарован, но  .. затем был поражен тем, что «смутно видел во сне», но не мог сформулировать, почувствовать плотью и четко словесно описать… он нашел образцы идеальные для всех героев романа. И центральной моделью стала Анна  = милая, печальная, унылая, идеально страстно влюбленная в гостя давно и безответно
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,

В феврале 26-го в день именин благодарный за этот дар образа Татьяны Пушкин рисует Анну Вульф с большой симпатией с выражением упорства, упрямства или стойкости  в лице защитницы своего бастиона Любви...
Он говорил мне: "Будь ты моею,
И стану жить я, страстью сгорая".
Прелесть улыбки, нега во взоре,
Мне обещают радости рая.
Бедному сердцу так говорил он,
Бедному сердцу так говорил он.
Но не любил он, нет не любил он,
Нет не любил он, ах, не любил он меня.
Сладкою речью сердце сгубил он,
Сладкою речью сердце сгубил он,
Но не любил он, нет не любил он,
Нет не любил он, ах, не любил он меня.

Анна Вульф - Пушкину: «…Мечтать буду только о вас». Она не вышла замуж никогда — не была другому отдана. Её жизнь прошла в родовых имениях Тригорское и Малинники, иногда у сестры Евпраксии  в её имение Голубово.

Третий член этого Тригорсокго «гарема» - младшая дочь Прасковьи — Евпраксия = Euphrosine = Зизи. Осенью 1825 ей исполнилось 16 лет, она прекрасна как «русская роза» Пушкин влюбился как брат и даже чуть нежнее. Прасковья почувствовала дамским сердцем кровь и отвезла старшую Анну к тверским кузинам в Малинники и Берново — на всю весну и лето, расставляя силки на соседа… Летом 1825 пушкин воспел Зизи в пятой главе романа «ЕО». Потом померился с Зизи талиями ..и это всё…   

Пушкин флиртовал ровно со всеми … всех одаривал комплиментами и стихами, сердечным искренним чувством дружества и братства с оттенком легкой влюбленности … как кузен.

Кроме троицы Анна-Зизи-Алина,в Тригорсоке являлась и их кузина Анна Ивановна из Тверского Берново. Ее звали Netty и она была умна, образована и … на грех красива. Что еще надо эротоману Пушкину!? «Любовью шутит Сатана» = формула Онегина_Пушкина, как и «Любите самого себя» В марте 1825 г. он писал брату: «Я влюбился и миртильничаю. Знаешь кузину Анны Николаевны, Анну Ивановну Вульф? Ecce femina (Вот женщина)!»

Вскоре он вступил с ней в нежную переписку. Горячо любившая Пушкина Анна Ник.Вульф весною 1826 г, с горечью писала ему: «Я была бы довольна вашим письмом, если бы не помнила, что вы в моем присутствии писали такие же, и даже нежнее, Анне Петровне Керн и даже Нетти» И в другом письме: «Получив мое письмо, вы восклицаете: «Ах, господи, что за письмо, как будто от женщины!» - и бросаете его, чтобы читать глупости Нетти».
За Нетти сердцем я летаю   В Твери, В Москве, - И Р., и О. Позабываю  Для Н. и В.
                (Р. – А.О. Россет, О. – А.А. Оленина, которыми Пушкин в это время увлекался в Петербурге)
Увлечение Пушкина Нетти продолжалось года 4, но не было серьезным: приедет в деревню, увидит Нетти и влюбится; уедет – забудет. Осенью 1829 г он писал А. Вульфу: «Нетти, нежная, томная, истерическая, потолстевшая Нетти, - здесь, в Бернове. Вот уже третий день, как я в нее влюблен… Недавно узнали мы, что Нетти, отходя ко сну, имеет привычку крестить все предметы, окружающие ее постель. Постараюсь достать как памятник непорочной моей любви сосуд, ею освещенный». А. Вульф по поводу этого письма писал сестре: «Возвращение наших барышень, вероятно отвлекло Пушкина от Нетти, которой он говорит нежности или относя их к другой, или от нечего делать».  Нетти отвечала ему взаимностью.  Наверное ждала  … Но не дождалась. Лишь в 1834 г Нетти  вышла замуж за поручика  В. И. Трувеллера и вскоре умерла.;

Комментаторы в этом признательном   4-стишии в W (В) видят также Нетти. Но расз стоит «и», то разумно уивднть в этом иного члена гарема в Тригорском или в их кругу персонажей имений в Новоржевском уезде. И такой персонаж на «В» есть  … Об этом чуть позже

Весь гарем Тригорского на старте и на Товьсь!  Каждая готова отдать себя  Пушкину. Но поэт, прощенный новым царем осенью 1826,  делает предложение … Софье Пушкиной! А потом сразу укатилв … Тригорское, сообщив Вяземскому: «С.П — мой добрый ангел, но другая — мой демон». Кто ж в Тригорском стал для него таким грозным, что заслужил чин демона, которым ранее он награждал разве что вамп Собаньскую в Одессе.  Известно, что в «Зимней дороге«  он чуть проговорился = демоном оказался козлик Зизи…названная для отвода подозрения Зиной.  Потом с июля по середину сентября он снова провел в Тригорском… Всем мерещилось сватовство на юркой розовой Зизи… Осенью 1828 г Пушкин еще чертил @E.W.@ рядом c Анной Олениной (к которой сватался и неудачно), гостил в Малинниках, но «чистой и возышенной» любви уже не стало ... Что-то переменилось … Брат нашел сестру страдающей от «несчастливой любви к Мефистофелю» ...

1 мая 1829 г Пушкин делает предложение Н. Гончаровой, получает отказ, едет на Кавказ, потом к «невесте» и ...в октябре прыгает в коляску и ...мчится к Зизи! В Малинники! Под Тверь!  6 апреля 1830 - помолвка Пушкина с Н. Гончаровой.  Отношения с Тригорским и Малинниками заморожены. В феврале 1831 Пушкин венчается, а уже в мае Зизи, которой написаны «еду, еду, еду  к ней!» принимает предложение барона Бориса Вревского и находит с ним полное женское счастье, родив ему 14 детей!
Наталье Николаевна Пушкина ревновала мужа только к Евпраксии …

Теперь вернемся к “W”.  Осенью 1830-го в Е.Болдино в списках творений Пушкина появилось странное для жениха замогильное «В последний раз твой образ милый»
Цявловская в этом образе нашла еще один персонаж гарема Тригорское — Малинники = Катеньку Вельяшеву.  Беляев М и Краваль Л. же уверяют: нет  EW – это Евпраксия Вульф. Уверяют также : изображенный  рядом пистолет — это символ мыслей Пушкина о дуэли ревности к ухажеру Зизи — Великопольскому.

Отношения с Зизи восстановлены были в 1835. Пушкин вначале очен смутился,встретив Зизи беременной в СПб. Робко спросил примут ли они его, если попросит… Значит он понимал, что поступил по отношению к ней дурно. Потом стал бывать в ее семье в Голубово и СПб.

Зизи стала его доверенным лицом, которой он одной из всего света белого да черного поведал о дуэли с д-Антесом, на которую он идет в поисках смерти, а также о том, что Государь «… знает мое Дело и побеспокоится о семье»

Вревская был всё время рядом с постелью умирающего, исполнив мольбу поэта:
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной


Рецензии