Целесообразность и необходимость ошибки

Речь, в данном случае, не идет о том, что ошибки нужно делать специально, ибо в них есть элемент целесообразности. Вопрос в том, что к самой ошибке, возникшей помимо воли желания человека, необходимо правильно и адекватно относиться. Более того, из ошибок необходимо извлекать для себя пользу, причем, в наиболее возможной степени. Собственно, речь, по большому счету, идет не о возникновении ошибки, как таковой, а о нашем сознательном отношении к ней. Без анализа своих (а лучше и чужих) ошибок человек чаще всего не в состоянии понять свои реальные (а не представляемые и желаемые) достоинства и недостатки, свой реальный уровень развития задатков способностей и талантов. Ибо, "критерий истины – это практика". Только на практике мы можем понять то, что мы умеем или не умеем, и то, насколько хорошо и изящно мы умеем делать то или иное конкретное дело. Будь то процесс обучения, производственный процесс или построение прочных и перспективных, полноценных и гармоничных отношений с окружающими.

Для того, чтобы занять в этой жизни хорошее и должное положение, необходимо понять то, что является для нас подходящим, не говоря уже об оптимальном варианте. Например, можем ли мы быть в числе лидеров или нет, лучше нам быть руководителем или подчиненным, подходит нам больше умственная или физическая работа, лучше работать в сотрудничестве с другими людьми или преимущественно в одиночестве и т.д. и т.п. Каждый из этих моментов невозможно осуществить, если не анализировать свои ошибки и чужие достижения. Чем больше ошибок, тем больше у человека возмож-ности представить всю ситуацию максимально подробно и отчетливо.

Ошибка – это двигатель прогресса и эволюции личности творческого типа. Чем сильнее задето самолюбие и честолюбие человека, тем выше вероятность того, что в последующем он примет наиболее мощные и разносторонние меры для профилактики возникновения повторной ошибки. Для такого человека ошибка – это повод для дополнительной, более мощной и многогранной мобилизации всех его сил, способностей и возможностей. Это, как лечение зуба для человека, который не любит чистить свои зубки. Натерпевшись боли и прочего психологического и физического дискомфорта, он в последующем будет гораздо более серьезно относиться к этой гигиенической процедуре. 

Если человек потерпел полное фиаско при решении той или иной новой задачи, то это повод для весьма серьезного размышления о том, правильно ли выбраны пути и средства для решения этой задачи. Да и сама по себе задача – насколько велика целесообразность и необходимость ее решения с точки зрения ближайших и отдаленных планов жизни конкретного человека. Насколько она соответствует его физическим, интеллектуальным и психологическим возможностям. Не слишком ли большую или слишком сложную задачу поставил для себя человек. Ибо, развитие личности в любой сфере деятельности имеет свои закономерные этапы, последовательно возникающие один за другим. И игнорировать это правило – не самый умный подход к задаче. Если человеку не дан талант рисования, то, сколько бы его не учили этому виду творчества, из него никогда не получится чего-то особенного в этой сфере деятельности. И ставить себе в упрек отсутствие особых побед и достижений, наличие неудач и поражений – это неразумно, как минимум. И вовремя понять неправильность цели и задачи – это не проявление слабости, а проявление мудрости.


Рецензии