Рассказ учителя

К событиям на Украине

Было это так давно, что многое от общения с задержанными нарушителями границы забылось. Тем не менее, я напрягся и вспомнил один случай. Бывшего учителя из Харбина звали Ван. Вот, что он мне поведал:

- В приграничном поселке, в котором я жил, ежедневно во всех организациях, в том числе в школе, где я работал учителем, проводились собрания критики. Я никогда не выступал, никого не критиковал и никого не бил, чем обычно заканчивалась критика обвиняемого. И вот однажды мне говорят:
 - А ты Ван, почему молчишь, наверное, сам такой. Прицепились так, что вывели меня в круг и потребовали признания, а под конец побили и оставили в школе под охраной учеников  школы. Дали лист бумаги и велели написать признание.
-Мне не в чем было признаваться, и я ничего не написал. На следующий день под охраной учащихся чистил поселковые уборные, а вечером критика повторилась, и опять дали чистый листок бумаги. Зная по опыту других, что от признания не отвертеться, я написал его и еще оклеветал двух человек. А когда хорошо подумал, то испугался своего поступка, взял свое «признание», запер в школе заснувшую охрану  и перешел через границу к вам.
 - Что-то ты коряво написал свое «признание», ничего не разобрать в твоей писанине, - возмущался я.
- Что с меня взять. Пришлось корпеть ночью, свет отключили и я трудился при мерцании светлячков, - пытался оправдаться злоумышленник..
- А почему свет отключили?
- Это у вас свет горит постоянно. А у нас купить электрическую лампочку дело не такое простое, да и не до них нам.
- Что так?
- Наши дома, что тебе холодильная камера, на поверхности стен выступает сырость. Не до лампочек нам. Дома строили, когда за один день призывали «освоить 20 лет».
- И много у вас таких движений было?
- Хватало. За время учебы в начальной школе, я участвовал в трех: в движении «За большой стиль», тогда я отнес в школу малый семейный котел, после чего мама в одном котле варила и жарила всю пищу. Еще мы в автобусах и магазинах Харбина убеждали людей, что самообслуживание — это первый шаг к претворению в жизнь коммунистических начал. Правда не все верили, и не все платили...Искореняли мы и «Четыре зла», а больше исправляли сами себя. В то время сельские пункты вокруг Харбина охватило серьезное бедствие, вызванные саранчой. Вот мы с ней и боролись. А спустя несколько дней вышла газета «Цзефан цзюньбао» и нам учитель объявила: «Товарищи! - ее голос от волнения дрожал, - Великая социалистическая культурная революция началась! Мы должны смело броситься вперед! Прорваться в первые ряды!
- Ну и как, прорвались?
- Зачем спрашиваете. Вам ведь все известно.
- Все, да не все, - отрезал я. Мы надеемся, что ты нам многое объяснишь и разъяснишь. Уж очень сложные события у вас происходят. Так что слушаю тебя. Для начала расскажи про себя, про жизнь в Харбине и на границе ... А я, при необходимости, буду уточнять, задавать дополнительные вопросы. Хорошо?
- Хорошо. Первое, что я помню - все ламаисткие священники и монашки в нескольких монастырях города Харбина были избиты. Книжный магазин «Синьхуа», библиотеки, читальные залы конфисковали и  все принадлежащие им книги сожгли. Компанию «Чурина»  переименовали в магазин «Красная охрана». Кинотеатр «Азия» стал называться «Защитим Восток». Персиковый переулок, на котором до освобождения находились публичные дома, переименовали в «Веселый переулок». Иностранные улицы, с первой по двенадцатую, стали называться революционными под теми же номерами.
Наша организация хунвейбинов объединилась под названием «Отряда бесстрашных борцов» и мы провозгласили кровную войну до победы. Мы получили списки уголовного отдела Управления общественной безопасности по одному из микрорайонов. В этом списке оказались известные в городе хулиганы. Патруль в составе ста человек, направленный нами по городу, останавливал машины, повсюду задерживал людей, значившихся в списках. Мы кричали:
- Вытряхивайся из машины, импортный!
- Вытряхивайся из машины, черная овчарка!
- Ну, и как вытряхивались? Ведь вы нарушали элементарный порядок.
- Чепуха! Председатель Мао учил нас: «Не надо бояться беспорядка в Поднебесной. Беспорядки — это бунт пролетариата против буржуазии, а значит революция, только в условиях беспорядка пролетариат может отбить бешеные атаки буржуазии.

Этот перебежчик Ван так разошелся, что совсем забыл о том, что находится на нашей территории, что его критиковали и притесняли свои же «революционеры», вынудив бежать. В запале он дошел до того, что начал петь гимн хунвейбинов:

Мы красные бойцы председателя Мао,
В огне борьбы закаляем сердца,
Нас вооружают идеи Мао,
В вечной борьбе пойдем до конца!....

Вот так. Общение пришлось прервать. Голова моя от бредовых песен и лозунгов Вана заболела. На листе бумаги написал несколько вопросов, которые меня интересовали. Придвинул, не заполненный  ранее выданный ему опросник и попрощался с нарушителем. Вспомнился  мне этот хунвейбин (красный охранник) в связи с событиями на Украине. Как все на этом свете перемешалось!


Рецензии