БОЛЬ

 
   Михалыч поднялся в свою квартиру. Раньше здесь жила его жена. Когда поженились и Татьяна поехала к мужу, то квартиру продавать не стали, мол всякое бывает, может еще и пригодиться и она пригодилась. Когда дети стали студентами, то не надо было искать им жилье. А потом и дети взрослыми стали, у них стало свое жилье. Михалыч открыл все форточки, чтобы дать свежего воздуха и прилег на старый скрипучий диван отдохнуть. За рулем машины сидел долго и ехать надо было дальше. Прикрыл глаза и мгновенно задремал. Сколько прошло времени Михалыч не обратил внимания, разбудил его звонок в дверь, при чем настойчивый и требовательный.
   -Интересно, кто это ломится ко мне, ведь он ни кому не говорил, что будет сюда заезжать? - подумал он и все же пошел посмотреть, кто же ломится к нему в квартиру.
   Открыл дверь и увидел женщину.
   -Вам кого, - спросил он сонным голосом.
   -Папа это я, не узнал?
   Михалыч молча смотрел на стоявшую перед ним женщину и не мог поверить. Он прекрасно помнил свою Светку. Это была бойкая молодая женщина, а здесь перед ним стояла уже почти пожилая женщина с очень усталыми глазами и уже тронутой сединой волосами и,несмотря на изменивший вид, он узнал свою родную дочь, которую не видел десятка два лет.
   -Света, действительно ты, проходи, как ты узнала, что я здесь?
   -Не знаю, папа. Просто почувствовала, что ты здесь, быстренько собралась и примчалась.
   -Долго ты доченька собиралась, что-то случилось?
   -Прости меня меня, папа , пожалуйста!
   -Да что случилось, за что я должен тебя прощать?
    -Папа, я так виновата перед тобой, - и женщина встала на колени, а из глаз покатились крупные слезы.
   Михалыч взял за хрупкие плечи дочь, поднял ее с пола, утер слезы кончиком ее платка и посадил рядом с собой на диван.
   -А теперь, милая, давай все рассказывай по порядку?
   -Папа, а ты все такой же внимательный, не изменился, не озлобился, а я вам столько горя принесла, я думала, что ты и разговаривать со мной  не будешь.
   -Ты у меня взрослая, самостоятельная, я никогда не приказывал как поступать, выбор ты делала сама и я не в праве тебя осуждать, а вот с матерью сильно переживали за тебя. Скрывать не буду, инфаркт я тогда получил, думал, что не выберусь, а вот ожил и скоро на пенсию пойду и Татьяна тоже.
   -Прости меня, папа, молодая была , дурочка. Как мама живет, не болеет?
   -Да вроде держится, она же доктор и меня спасает.
   -Папа, я девяностые годы с ужасом вспоминаю. Почему-то мы, молодые тогда, так свято верили в свободу, в перестройку. Нам казалось, что советская власть изжила себя, что это вчерашний день, а ты, мой отец, заслуженный учитель не воспринимал эти перемены, а наоборот пытался объяснить, что красивый запад спит и мечтает расшатать нас и уничтожить. Я помню, как ты выкидывал учебники по истории присланные нам по гранту Сороса. Ты был в ярости. Я не понимала тебя и твои поступки. Ведь советская власть раскулачила нашего деда, отправила на Соловки.
   -Ох, Света, не суди предков. Мой дед, а для тебя прадед  на фронт пошел добровольно и жизнь отдал за Советскую власть. Мой отец тоже воевал. Они глупыми не были, понимали больше нас. Есть хорошее изречение: родителей не выбирают, Родину тоже. Разве я, как твой отец, все делал правильно? Конечно же нет. Много было ошибок, промахов, вот в свое время не сумел до твоего сердца достучаться, не сумел объяснить всю ситуацию какая проходила в стране, возможно, и жизнь бы у нас с тобой по другому сложилась.
   -Тогда, нам молодым, казалось, что мы все понимаем, что хотим свободы, красивой жизни, как на Западе, верили в их честность и порядочность, а прошли годы и пелена с глаз свалилась, оказывается мир-то не такой пушистый и  безобидный. Папа я была во многих странах мира, вникала в их жизнь и поняла четко: они не простили нам Победы в войне и не прочь взять реванш за свое поражение. Конечно, и там есть нормальные люди, любят Россию, но их немного.
   -Сейчас, Света, ты правильно рассуждаешь, но хватит о политике говорить, давай о нашей жизни поговорим.
   -Папа мы с тобой на этой почве разошлись, как говориться на разных сторонах баррикад оказались, так давай выговоримся и мне и тебе дальше жить будет легче. Я ведь ни тебя, ни маму не забыла, узнавала через знакомых как вы живете и очень радовалась за вас и переживала.
   -А ведь и приехать могла?
   -Конечно могла, но думала, что ты не простишь меня.
   -Я прекрасно понимаю, что порой надоедает старый тулуп, хотя он и греет хорошо, но многим захотелось красивые легкие курточки и люди велись на импортные штучки, думали там, за бугром, мир иной и кругом малина, однако нет. Реальная жизнь значительно строже, я вот свой тулуп не выбросил, в сильные морозы он и сейчас меня греет, вот так-то дочка, может чайку попьем?
   -Я с удовольствием, а есть здесь какие- нибудь запасы, а то я в магазин могу сбегать?
   -Не надо магазинов, у меня все есть, ставь чайник.
   Давно уже Светлана так не старалась. Ей хотелось угодить отцу буквально во всем. Они спокойно пили душистый чай с запахом мяты, а главное, отец достал баночку с медом и поставил ее перед Светланой.
   -Давно, наверное, медком-то с пасеки не баловалась?
   -Давно, вот с тех лет когда судьба нас разделила и не пробовала, а раньше -то этого меда я на пасеке ложками ела, а ты все одергивал, мол аллергия может быть.
   -Папа, я просто со временем поняла, что ты кремень, но как в те смутные годы возможно было увидеть где истина, а где кривда, ведь на словах- то все были за   братство и свободу?
   -Да в принципе, дочка, не так все было и сложно понять. Вспомни главные лозунги того времени: рынок решит экономические проблемы, Запад поможет внедрять новые технологии, а частные предприятия дадут людям работу, одним словом будет не жизнь, а малина. А теперь порассуждаем: рынок это анархия, сегодня хватаемся за одно дело, завтра за другое. А чтобы развиваться нужно двигать все направления, нужна плановая дисциплина. Я у себя на пасеке и то планирую свою работу, а в масштабах страны это просто необходимо. Дальше: Запад поможет- это наивность. Там где балом правит капитал, там беспощадная конкуренция и завоевать рынки сбыта для них важнейшая задача и Запад блестящее с ней справился, а наши новаторы еще и границы открыли- везите все и буквально за короткое время сельское хозяйство рухнуло, а следом и промышленность зашаталась. Наелись мы, дочка, американских окорочков досыта, а когда поняли, что это дерьмо, то наши птицефабрики приказали долго жить. А теперь частные предприятия. С какой это стати хозяин свои денежки будет тратить на работников, они же для него быдло. А поэтому зарплату получай мизерную, хочешь больше, вкалывай до седьмого пота, не хочешь - вон тебе дверь, ищи другую работу.
   -Грустно как-то ты все говоришь.
   -Мне тогда было грустно, но я в отличии от многих верил, что мы и это переживем и пережили. Правда не в полном объеме, многое еще нужно доводить до ума.
   -А по моему жизнь штука такая, что нужно постоянно что-то доводить, менять это же живой процесс.
   -Здесь я согласен с тобой полностью.
   -Хватит о политике, хлебнули горя сполна, лучше расскажи как твои дети, а мои внуки.
   -Они уже почти взрослые, заканчивают учебу. А можно мы всем табором приедем к вам на пасеку?
   -Не то что можно, а обязательно нужно. У нас же хозяйство, рабочих рук не хватает, пусть молодежь проходит трудовую практику на пасеке, а я баньку затоплю, на стол медовушки поставлю и как мы посидим, как посидим, а утром на рыбалку сходим.
   Светлана сидела напротив отца и из ее глаз лились добрые слезы и сквозь них она шептала:
   -Ой, какая я дура была что не послушала отца и столько потеряла , господи, а что я скажу матери. Отец-то все понял и простил, а мама. Сколько же слез она пролила из за нас.
   -Здесь Света слова не помогут, приедешь, встанешь на колени, поцелуешь ее мозолистые руки и все. Поплачете вместе, а затем обнимут ее внуки и будет у вас рай на душе.
   -Папа, мы обязательно приедем, давай еще чайку по чашечке выпьем.
   -Давай, доча, наливай.
                * * *
   В деревню Михалыч приехал уже поздновато. Зашел в дом. Татьяна услышав, что приехал супруг, уже накрывала стол.
   -Привет, а вот и я нарисовался, что сегодня поужинаем?
   -Я рада, что ты приехал, но припозднился что-то, в дороге нечего не случилось.
   -Нет, милая, доехал я хорошо, но у меня была приятная встреча.
   -Это уже интересно, может и секретно.
   -Нет, доставай коньячок, за приезд, за встречу не  грех  и стопочку пропустить.
   -Не томи, говори, что за встреча у тебя была?
   -Дочка Света меня разыскала, прощения у нас с тобой просит и хочет приехать сюда.
   -Коля, а ты не шутишь? Об этом я мечтала услышать многие годы. Господи, кажется, бог услышал мои молитвы.
   Она присела на край стула и из ее глаз капали слезы, слезы радости и боли.


Рецензии