Пепси-Кола

­В самом начале весны этого года компания PepsiCo заявила, что прекращает рекламную деятельность и продажу напитков в России.

Первая линия по разливке Пепси была открыта в Новороссийске в 1974 году.

История появления Пепси в нашей стране началась еще в 1959 году, когда в Москве должна была открыться первая национальная выставка США в Советском Союзе.
Тогда Хрущеву дали попробовать Пепси и предложили производить этот напиток в СССР.

Но только в 1970 году, глава корпорации «PepsiCo» Дональд Кендалл, на встрече с председателем Совета министров СССР Косыгиным, договорился о торговле «Пепси-колой» в обмен на водку.

Из воспоминаний Кендала:
«Я могу понять, почему вы не министр торговли. Литр на литр! Мы, конечно, готовы отдавать литр за литр». Косыгин заметил: «Я говорю о вашем концентрате, литр на литр». И тут до меня дошло, что он имеет в виду».

Дело в том, что «Пепси-колу» производят из концентрата, который разлит в 19-литровые канистры.
Концентрат разбавляется дважды. Сначала эту канистру разбавляют водой. Из этого получается примерно одна тысяча литров сиропа.
А для приготовления самого напитка, сироп разбавляется еще пятью тысячами литров воды.

Простым подсчетом из одной канистры выходит шесть тонн готового продукта. После разлива его в стандартную стеклянную бутылку емкостью 0,33 литра, получаем более восемнадцати тысяч готовых к продаже бутылок.
Неплохой бизнес!
Но это уже технические детали.

В марте этого года исполняется сорок восемь лет со дня открытия  цеха «Пепси-колы» в Новороссийске.
Что интересно, через полгода после запуска производственной линии, 8 сентября 1974 года состоялось ее второе «открытие», на котором присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.

До начала производства Пепси в СССР, мы пили газировку с разными сиропами, соки и т.д.
Но все слышали про знаменитую «Кока-колу» и «Пепси-колу», хотя многие даже не представляли, что это за напиток не только по вкусу, но и по внешнему виду.

«Пепси-колу» в свободной продаже в нашей стране найти было непросто.
Ее продавали в Новороссийске, видимо отвозили в Москву, но даже в Краснодаре ее было не найти.

В связи с этим вспомнилась старая история с «Пепси-Колой».
А дело было так.

Летом 1975 года я возвращался в Ленинград из отпуска, проведенного в Краснодаре.
Взял билет на поезд «Новороссийск - Ленинград», устроился в вагоне, а так как путь предстоял долгий, то решил зайти в вагон-ресторан, и в буфете увидел в свободной продаже «Пепси-Колу».

Я купил несколько бутылок. Стоила она не очень дорого, примерно сорок копеек за бутылочку 0,33. В вагоне было жарко, поэтому они долго не простояли и были выпиты.
Но одну бутылку, я оставил нетронутой, чтобы привезти в Питер и дать попробовать своему другу - однокурснику.

Я приехал в Ленинград, добрался до общежития.
Курсанты еще не все вернулись из отпуска, поэтому в большой комнате, кроме моего товарища больше никого не было.
Мы выпили последнюю бутылку Пепси, но выбрасывать ее было жалко, слишком уж она отличалось от бутылок с лимонадом, к которым мы все привыкли.
Поэтому я набрал из крана воды, аккуратно закрыл бутылку фирменной жестяной крышкой и поставил на тумбочку.

К вечеру общежитие начало наполняться прибывающими из отпуска курсантами.
Один из них подошел к тумбочке и с интересом стал разглядывать необычную бутылку.
Напомню - в те годы ни Кока-Колы, ни Пепси-Колы многие в глаза не видели, и даже не представляли, что это за напиток, хотя и слышали о них!
- Это что у тебя?
- Пепси-Кола.
- Дай попробовать.
- У меня последняя бутылка осталась. Не дам.
- Ну дай!

Я, для вида, позволил ему в течение минут пяти уговаривать меня.
- Ну, ладно! Только все не пей, мне оставь.

Курсант аккуратно снял крышку, налил в стакан воду из бутылки от Пепси-Колы, и задумчиво отпил глоток.
- Ну как?
- Классно! Только сахара маловато...

Я еле удержался от смеха - розыгрыш удался по полной!

Прошло почти пятьдесят лет, и вот теперь Пепси уходит.
Надолго ли?
С другой стороны - а стоит ли жалеть об этом?

Еще до открытия завода в Новороссийске, в 1973 году, в СССР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом пиво-безалкогольной промышленности был разработан рецепт напитка «Байкал», как аналог и альтернатива американским «Пепси-Кола» и «Кока-Кола».

Состав «Байкала» и технология его приготовления держались в тайне.
Но известно, что готовился он на травяных настойках - экстрактах зверобоя, солодкового корня и элеутерококка с добавлением эфирных масел эвкалипта, лимона, лавра и пихты. Конечно же в его состав входили вода, сахар и лимонная кислота.

Со временем экстракт зверобоя заменили черным чаем, а потом смесью боярышника и рябины, но это не изменило ни вкус, ни цвет «Байкала».

«Байкал» и сейчас с успехом продается в магазинах.

Стоит ли жалеть о прекращении продажи в нашей стране «Пепси-Колы» и «Кока-Колы»? Может кому-то и стоит, но думаю, что наш «Байкал» ничуть не хуже и уж точно, в отличие от американской газировки, значительно полезней. 

 


Рецензии
Уважаемый Александр!
с интересом прочёл Ваш материал. Я придерживаюсь такого мнения, что сам потребитель должен решать, что ему приобретать. А не государство, даже самое хорошее.
Я сам попробовал Пепси-Колу в 1990 году, и ужасно не понравилось. Появилась страшная жажда на целый день. И, как на грех, попить было нечего. Но это моё личное мнение.
Что касается качества советской газировки (лимонад и прочее), то качество было очень хорошее. На мой взгляд. Но и она не всегда была в продаже.

Григорий Рейнгольд   29.12.2022 08:59     Заявить о нарушении