Вернуть долг- 2. Бизнес-мороженое

   Для тех уважаемых читателей, которые наверняка любят мороженое и даже могут представлять технологию его изготовления, наверняка будет интересна особенность построения этого бизнеса. Иначе тяжело понять, как это за короткий срок-3-4 года  у «Фортуна-Айс» образовался перед компанией Павла долг в 100 миллионов рублей за поставляемое сырье.

   Итак, бизнес- мороженое! На фоне продажи продуктов, не требующих особых условий хранения, мороженое можно продавать, если соблюдаются требования неразрывной цепочки холода (-18 гр С) на всех этапах. Склад для хранения должен иметь такую же температуру, не выше. Доставку до клиента осуществляет автомобиль  с холодом. Продажу в магазинах должны обеспечивать специальные морозильные лари. Крупные сетевые магазины имеют собственные морозильные прилавки, но многие розничные точки их требуют. Всплывают десятки нюансов, которые тянут прибыльность от продаж вниз. Основное: мороженое продукт с резкими сезонными продажами. Если весна ранняя, лето солнечное, а осень теплая - очень удачный год. Вышло солнце, температура повысилась - пошли продажи. Налетел холодный северный ветер, температура понизилась - продажи снизились. Кроме этого, морозильные лари, как любая техника, выходят периодически из строя. Их нужно ремонтировать, заменять в магазинах. Магазины могут банкротиться, менять свой адрес, лари часто пропадают безвозвратно. Необходим постоянный аудит наличия ларей и постоянная загрузка мороженым. Вся инфраструктура обеспечения продаж мороженого должна поддерживаться круглогодично. Затраты немалые. И это первая проблема  бизнеса.

Вторая проблема (связана с первой)- это зимний период. Во многих регионах он начинается в октябре и заканчивается в апреле. Продажи мороженого в это период очень низкие  в 7-10 раз меньше, чем в летний период. Что же делать производителю? В этот период он несет постоянные издержки (зарплата сотрудников, аренда и и т.д.) Как поддержать денежную выручку и бизнес? Многие российские производители мороженого для сглаживания сезонных колебаний выручки начали выпускать замороженные полуфабрикаты (блинчики, сырники, пельмени, котлеты, пироги, пиццу и т.д.), которые относительно  мороженого  активнее продаются в зимний период. Именно так и действовала «Фортуна-Айс». Но в этом случае необходимо помнить, что расширение ассортимента за счет полуфабрикатов неминуемо требует увеличение текущих активов (оборотных средств), а также покупку необходимого специализированного оборудования  и создания дополнительных производств (постоянных активов), что требует денег. А если собственных денег компании не хватает, то она вынуждена обращаться за кредитами в банк, а кредиты в России недешевые.

 Выплаты процентов по кредитам увеличивают себестоимость продукции и влияют на повышение цен продукции для розничных магазинов. Если добавить «еще одну ложку дегтя», что в России уже к этому времени 60% всех продаж делали розничные сети. Сети в свою очередь требуют очень низких цен, и с ними все сложнее и сложнее договариваться. Почему? В России 95% потребителей – это бедные люди, которые могут позволить покупку только дешевых продуктов. Цена- фактор номер один в продовольственном бизнесе. В итоге, производитель, который не способен предложить  доступную цену за свой товар, шаг за шагом начинает терять рынок.

Третья проблема – это необходимость делать заранее складские запасы мороженого на летний период, так называемые «закладки мороженого». Если покупатель в летнюю жару заходит в магазин и, поддавшись импульсному желанию, которое по понятным причинам зимой не возникает,  вдруг решит купить свое любимое мороженое и его не обнаруживает, то это означает, что компания производитель мороженого уже получила микро-убыток от этой «недопродажи».  Производитель мороженого всегда надеется на хорошую, солнечную, жаркую погоду и большие продажи. В этом его бизнес очень напоминает бизнес сельскохозяйственных предприятий и фермеров, зависящих от погоды.   Мы знаем, что угадать погоду на летний период в России, мало кому удается. Таким образом, создание запасов мороженого на летний период («Закладок»), напоминает еще и игру в казино.

 Вот  производитель спланировал на летний период 20 000 тонн мороженого, в надежде на жаркое и долгое лето. 10 000 тонн положено в закладки и еще  планируем, что 10 000 тон будет произведено в летние месяцы. Начали производство в феврале, работали в три смены, заполнили  полностью склады к середине апреля, но что-то « жаркое лето не начинается», продажи не растут, финансовые планы рушатся. К концу июля продали только 5000 тонн мороженого. А под «закладки» были взяты банковские кредиты, большой объем сырья у  поставщиков, а необходимых продаж нет. Издержки огромные, доход ниже планируемого, компания начинает генерировать убытки.  Продажи компании еще больше падают, она начинает терять рынок, и самое неприятное - растет просроченная задолженность перед поставщиками сырья, упаковки. Проблемы напоминают снежную лавину, несущуюся на  владельцев  бизнеса с увеличивающейся скоростью,  грозящую похоронить их бизнес под собою, т.е. привести к неминуемому банкротству.

«Фортуна-Айс» по вышеизложенному сценарию за несколько последних лет потеряла почти все свои оборотные активы, стала полностью зависеть от  банковских кредитов  и поставщиков сырья. Компания вынуждена была маневрировать заемным капиталом и в момент «перекредитовки» (погашения старого банковского кредита и получения нового кредита от банка) увеличивала задолженность перед поставщиками сырья на обещаниях сокращения долгов после успешных продаж летом. Но за последние два года лето было прохладным, тепло наступало поздно и уже в середине сентября махало на прощание своим ситцевым платочком, приближаясь к неминуемым холодам. Именно в такую ситуацию и попала компания Павла («Прогресс-П»), поддавшись на  обещания «Фортуна-Айс», поставив большое количество сырья для двух будущих сезонов продаж, которые не оправдались.

Разговор Игоря и Павла длился больше часа. За это время Игорь не только разумом, но всей кожей до мельчайших подробностей представил, ощутил причины возникновения долга в 100 миллионов рублей и уже в больше думал, как этот долг вернуть.
 В конце разговора Павел подвел итог диалога: « Игорь, я все понимаю, что задача очень сложная, потому что все активы «Фортуна-Айс» заложены в местном банке, в которых у них кредиты. Общая сумма банковских кредитов  почти на 500 миллионов рублей, кроме этого они еще должны всем поставщикам на 220 миллионов, без учета моего. Мой долг самый крупный. Мой юрист уже подал иск в Арбитражный суд, но ты представляешь, что по закону мы и через 2 года ничего не получим. Мы можем встать « в очередь» за своими деньгами, в случае их банкротства, я и половины не получу. Подумай, я на тебя надеюсь. Да, если вернешь долг в течении 3-х месяцев, с меня 15% премия, ну а если позже- 10% от суммы возвращенных средств ».
- Хорошо, Паш, дай мне выходные поразмышлять о сценарии, который будем разыгрывать. Высылай все документы: договора, накладные, исковое заявление. Да, мне нужен бухгалтерский баланс «Фортуны..» за последние два года, список их активов, банков –кредиторов, кредиторов-поставщиков с указанием суммы долга. И еще нужна доверенность на меня от твоей компании, текст сейчас вышлю на почту. Вышли доверенность экспресс- почтой, чтобы во вторник она была у меня.   Предложение  по моему интересу и по текущим расходам я вышлю тебе на электронную почту. Ты тоже подумай.
На этом они попрощались.

Первым желание, которое у Игоря возникло после разговора с Павлом, это тут же позвонить Вадиму (младшему партнеру «Фортуны-Айс») и поговорить о текущих делах компании. Что может быть лучше, чем прямой контакт с акционером? С Вадимом ему приходилось видеться один-два раза в год на специализированных продовольственных выставках, так, обменивались общими фразами. Однажды Вадим позвонил и просил дать рекомендацию на нового претендента на должность директора по продажам, который  ссылался на Игоря в своем резюме. Углубленного диалога тогда о финансовом положение компании Игорь специально не заводил, чтобы  « не сыпать соль на рану» Вадиму, который хоть и был «младшим партнером», но больше всех переживал за бизнес.  Игорь все-таки сдержался и не стал звонить Вадиму, отложив это на понедельник, чтобы еще больше подготовиться к  разговору.

 Игорь очень не любил такое свое состояние, когда он загружен «до самого верха» информацией, все внутри напрягалось от невозможности понять логическую цепь дальнейших действий или ухватиться сразу за нужную ниточку, чтобы попытаться распутать этот сложный финансовый клубок. По многолетней привычке, которая выработалась у него не сразу, т.к. человеком он был эмоциональным, он все-таки решил сделать паузу и неспешно все продумать.  Он зашел  в дом, сел за компьютер, отправил необходимую информацию Павлу и с огромным усилием заставил себя вернуть к грубой мужской работе по расчистке речки от поваленных деревьев. Это для него было сейчас важнее. Уже через 10 минут под шум бензопилы он не просто осознал или его сразу осенила мысль, а он скорее почувствовал тот самый правильный сценарий по возврату долга на 100 миллионов. А ольховые опилки почему-то запахли мороженым.


Рецензии