СВО как продолжение Холодной войны

В статье полагается, что общественная мораль, допускающая вторжение России на Украину, возникла в СССР во время Холодной войны. В основе этой морали лежит имперское сознание и представление о том, что наша страна окружена врагами во главе с США, борьба с этими врагами должна вестись не на живот, а на смерть. Эту мораль использует не только силовая верхушка страны, но ее разделяет больше половины населения страны, поддерживающее спецоперацию.


Предисловие

Мной опубликованы статьи [1 - 3], которые помещены на сайте "Проза.ру", в списке литературы приведены активные ссылки на них. В этих статьях  я привел свои соображения о влиянии психологии человека на его историю. Кратко повторю основные тезисы. По-моему, то, что думает человек о мире, называется философией или религией. То, что человек знает о мире, называется наукой, философия наукой не является. То, чем человек передает свои чувства другим людям, называется искусством.

У каждого человека свои представления о мире, поэтому у каждого своя философия. Мне представляется, что психология человека играет существенную роль в истории. Некоторые тоже так считают и даже выделяют психоаналитическую историю. Психоанализ был создан Зигмундом Фрейдом, который выделял сознательное  человеческое поведение - «Я», бессознательное, животное - «Оно» и поведение под действием общественной морали - «Сверх-Я».

По-моему, «Оно» может быть как плохим, так и хорошим. Плохое «Оно» состоит из кучи людских пороков: жадность, властолюбие, жестокость, цинизм, лживость, воровство и т.д. В хорошее «Оно» входят противоположности плохого «Оно», также сюда относится совесть, любовь между родителями и детьми, любовь между женщиной и мужчиной, любовь к родине, секс тоже относится к хорошему «Оно».

К «Я» можно отнести науку и искусство. Философию и религию тоже можно относить к «Я» до тех пор, пока они не стали играть главенствующую роль в обществе, тогда они становятся «Сверх-Я».

В поведении каждого человеческого общества складывается определенное соотношение между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которое не может не влиять на развитие этого общества. Чем выше положение человека в обществе, или чем он активнее, тем значительнее влияние его психических свойств на это общество. Для диктаторских режимов «Я», «Оно» и «Сверх-Я» самого диктатора во многом определяет психический климат общества. Так реализуется роль личности в истории.

В статье [1] рассмотрена краткая история человечества до первой половины ХХ века c учетом соотношений между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». В конце статьи был сделан вывод, что развитие философии, науки и искусства в XIX веке способствовало в XX веке развязыванию двух мировых войны, победе нацизма в Германии и большевизма в России.

В статье [2], было показано, что в послевоенном западном обществе произошел переход от философии и морали XIX века к биологической природе человека, это выразилось в кризисе философии, в антивоенном движении и в сексуальной революции. Большевистский режим в СССР и путинский режим в России привели к тому, что сталинское «Сверх-Я» существует до сих пор.

В статье [3] было рассмотрено формирование атомного «Сверх-Я» в СССР при создания атомной бомбы под руководством Берии, это «Сверх-Я» существует до сих пор. Атомное «Сверх-Я» создает условия для непомерных расходов бюджета страны на атомные проекты, что приводит к тому, что 20 млн. человек живут за чертой бедности.


Спецоперация на Украине

Согласно Википедии вторжение российских войск на Украину власти России называют «специальной военной операцией (СВО)» и настаивают на использовании этого термина. Причиной спецоперации обычно называют непрекращающийся 8 лет обстрел войсками Украины самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР.

Целью спецоперации является демилитаризация и денацификация Украины. В Сети можно найти следующие определения этих слов: демилитаризация — это нейтрализация военного потенциала, денацификация — это комплекс мероприятий, которые направлены на очищение общества, культуры, прессы, экономики, образования и политики от влияния националистической идеологии.

Для всего мира спецоперация оказалась полным шоком. Предвидеть спецоперацию не могли даже люди, достаточно детально знающие дислокацию и передвижения российских войск перед вторжением. Для предвидения надо было знать мысли Верховного главнокомандующего и его подчиненных. Впрочем, сейчас есть довольно много товарищей, которые утверждают, что они все предвидели и предупреждали.

По приказу У.Черчилля в 1945 году была разработана операция нападения англо-американских войск на СССР, которая получила название «Немыслимое». Это название, как нельзя лучше, подошло бы для российской спецоперации на Украине. Поскольку ни один здравомыслящий человек не мог бы даже подумать о широкомасштабном вторжении на Украину.

В этой статье я попытался объяснить, во-первых, для самого себя проведение спецоперации на основе психоанализа Фрейда. При этом используются результаты статьи  [2], некоторые выводы данной статьи получились иными, чем в [2] из-за учета спецоперации.


«Сверх-Я» Холодной войны в СССР

В статье [2] был сделан вывод, что после Второй мировой войны «Сверх-Я» западного мира  претерпело кардинальные изменения по сравнению с довоенным периодом: в нем значительно укрепилось хорошее «Оно». Также изменилось «Я», оно стало гораздо ближе к биологической природе человека. Можно сделать вывод, что послевоенное западное человечество  стряхнуло с себя коросты философии и мировоззрения XIX века, которые привели к большевизму, нацизму и к двум мировым войнам.

Если нацизм после Войны был уничтожен, то большевизм значительно укрепился, образовался социалистический лагерь из ряда стран Европы и Азии. Для ликвидации СССР потребовалась Холодная война. Конфликты между СССР и другими странами антигитлеровской коалиции происходили и во время войны, но началом Холодной войны считается речь Черчилля, произнесенная в Фултоне в 1946 г. Про план операции «Немыслимое» тогда было неизвестно.

Согласно Википедии «Холо;дная война; — глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого — США. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — то есть борьба СССР и США за доминирующее положение в мировом общественном мнении».

Получается, что вся послевоенная история СССР является историей Холодной войны. В результате этой войны в СССР создалось очень могучее «Сверх-Я», в котором США и их приспешники являлись вселенским злом, у которых на уме только одно – победить и обратить в капиталистическое рабство страны развитого социализма. А своя страна рассматривалась, как непогрешимая и непобедимая, познавшая радость побед, основной задачей которой является борьба с противником не на живот, а на смерть.

Имперское сознание также входит в общественную мораль, т.е. в «Сверх-Я» Холодной войны. В Сети лучшим ответом на то, что это за сознание, был признан ответ: «Это вид паранойи, отличающийся тем, что пациент мнит свою страну великодержавной и могущественной цивилизацией, несмотря на то, что сам пациент ходит ср*ть в деревянный туалет на улицу».

В [1] был сделан вывод, что в нацистской Германии и в довоенной большевистской России «Сверх-Я» превратилось в «Сверх-Оно», т.е. общественная мораль была построена на плохом «Оно» людьми с таким же плохим «Оно». А «Я» практически было уничтожено. Такая ситуация существовала в СССР и после Войны до смерти Сталина в 1953 г.

После смерти Сталина режим смягчился, вместо «Сверх-Оно» появилось не смертельное «Сверх-Я» Холодной войны, хотя и оно лишало наших людей многих радостей жизни. Самое интересное, что в тех условиях начало развиваться могучее «Я», связанное с развитием науки и искусства. Наука развивалась за счет атомной бомбы и завоевания космоса. В искусстве была оттепель, а поэт-бард стал больше чем поэт (Высоцкий, Окуджава). Из-за этого эпоха правления Брежнева сейчас многими вспоминается, как самое благодатное время.

СССР в принципе не мог победить в Холодной войне. По этому поводу можно вспомнить: «против лома нет приема», или Высоцкого: «как школьнику драться с отборной шпаной». Экономика социализма в принципе не может победить экономику капитализма в мирное время, вспомним две Германии и две Кореи. Очень жалко нашего народа, которому пришлось 45 лет выносить игру в оловянных солдатиков наших коммунистических бонз.


«Сверх-Я» Холодной войны в постсоветское время

К началу 90-х годов Запад добил экономически СССР и он, естественно, развалился. Но «Сверх-Я» Холодной войны пережило лихие 90-е годы и тучные нулевые годы. В статье [3] было показано, что и атомное «Сверх-Я» дошло до наших дней от времен Берии. Атомное «Сверх-Я» характеризуется вседозволенностью и отсутствием сострадания к людям, то же самое относится к «Сверх-Я» Холодной войны, даже в большей мере.

«Сверх-Я» Холодной войны не только дошло до нас, но за это время оно значительно укрепилось. Развал СССР повлиял на имперское сознание:  возникла обида и желание перекроить границы. Продвижение НАТО на Восток стимулировало настроение типа: «Если завтра война, если враг нападет…».

«Сверх-Я» Холодной войны является руководством к действию в первую очередь для силового сектора страны во главе с Главнокомандующим. К результатам этого «Сверх-Я» можно отнести события в Чечне, вхождение Крыма в состав РФ и образование ДНР и ЛНР. На события в Карабахе, в Приднестровье, в Абхазии и в Южной Осетии влияла, главным образом, межнациональная вражда.

Вторжение  России на Украину в феврале 2022 года является также действием «Сверх-Я» Холодной войны. Причем психологический фактор является, пожалуй, доминирующим в проведении спецоперации, поскольку экономического или другого фактора практически не просматривается. Получается, что «Сверх-Я» Холодной войны является главной причиной спецоперации на Украине.

Выше я уже писал про «Сверх-Оно» сталинской эпохи. После вторжения России на Украину «Сверх-Я» Холодной войны превратилось в «Сверх-Оно», из-за того, что в России стало психологически хреново жить.

Психология «Сверх-Я» Холодной войны присуща не только силовой верхушке страны. Ей подвержено большинство населения страны, причем не только помнящего Брежнева, есть много молодых людей, для которых эпоха Брежнева представляется чем-то вроде рая в отдельно взятой стране.

Сейчас больше половины населения страны поддерживает спецоперацию на Украине. Это является не только результатом деятельности Киселева, Соловьева, Скабеевой и других пропагандистов. Мне представляется, что психология «Сверх-Я» Холодной войны характерна для большинства россиян, которым спецоперация представляется справедливой и необходимой. Это, несмотря на то, что в результате спецоперации растет число убитых и искалеченных ребят как в российской, так и в украинской военной форме, а также растет число убитых и искалеченных стариков, женщин и детей. Это, несмотря на то, что бедность в обеих странах значительно увеличивается.


Литература

1. Б.Е. Серебряков. Роль психологии в истории человечества. "Проза.ру"http://proza.ru/2022/02/17/600
 
2. Б.Е. Серебряков. Роль психологии в переменах послевоенного общества. "Проза.ру"http://proza.ru/2022/02/17/684

3. Б.Е. Серебряков. Роль психологии в финансировании атомных проектов. "Проза.ру"http://proza.ru/2022/02/17/710

 


Рецензии
Чушь. Ложное заключение из ложных посылок.

Елена Лях   17.03.2022 16:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.