И снова о барсилах-чеченцах

Иногда приходится возвращаться к высказанным ранее мыслям, на этот раз к идее о том, что исторические «барсилы» могут быть идентифицированы с современными чеченцами. Такое положение нами было высказано некоторое время назад в небольшом очерке «Барсилы «волки» и чеченцы», который был доступен широкому читателю в Сети, а также  был опубликован в газете «Республиканские известия» Чечни. Данный вывод опирался на результаты этимологического анализа термина «барсилы», а также на результаты анализа имеющих по этому поводу в источниках информации.

Сегодня появилась возможность  подкрепить общую направленность высказанной тогда мысли дополнительной аргументацией, в частности  данными  черкесской версии нартовского эпоса, где рассказывается о гномах «испах» и их взаимоотношениях с предками черкесов. Так, согласно этому источнику «испы» - это племя бесстрашных и жестоких гномов. Их называют «бырсы». Кроме самих «бырсов» в эпосе также неоднократно упоминается местность «Бырсей» у реки Уарп.  Согласно фольклорным характеристикам «бырсы» - это сильные существа, отважные, мужественные. Их побаиваются даже «ипыжи» - великаны. «Бырсы» строят горные цитадели, упорно защищаются. Они обладают большими умственными способностями, поэтому хитры по своей природе. Но они отличаются и гостеприимством. У них всегда много вина и съестных припасов. Они создатели волшебного оружия - стрелы, которая, если пустить под определенным углом, может уничтожить все живое на земле.

Психологически очень трудно отделить «бырсов» черкесского фольклора от чеченцев, тем более, зная, что именно чеченцы и ингуши отличались строительством в горах цитаделей-башен, в большом количестве которые дошли и до наших дней. Об этом говорит и соседство «бырсей» с черкесскими племенами. То есть фольклорная локализация «бырсей» точно соответствует позиции, занимаемой чеченцами на Кавказе. В этой связи уместно привести данные о размещении страны Берсилии на Восточном Кавказе и другими учеными.

Так, наиболее подробные указания на местоположение этой страны  приводится у историка Михаила Сирийского. Как он сообщает «Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Turaye [Дербент]». Но барсилы не были ираноязычными, о чем мы более подробно говорили в указанном выше очерке, то есть не могли относиться к аланам, но могли входить в состав их государства или располагаться возле них, что не противоречит общей нашей концепции.
В целом, на наш взгляд, предпринятая попытка этнической стратификации исторических «барсилей» с современными чеченцами в лице данных черкесского нартовского эпоса наряду с имеющими положительными моментами, получает дополнительную точку опоры.

Нам представляется, что на фоне отсутствия развитого корпуса данных характеризующих древнее чеченское общество, намеченное направление ведения научных изысканий, может оказаться наиболее продуктивным.

Гаджи Алхасов


Рецензии